Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него
Дополнительные материалы
Армия невозможна вне идеи достоинства и чувства чести. Достоинство и его живое восприятие в себе составляют самую сущность солдата: гражданин, утверждая в себе воина, утверждает духовную правоту своего государства и священное значение своей родины; и обратно: только приемля родину — любовью, а государственность - волею, он может воспринять своё истинное достоинство и утвердить его в жизни. Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишённый патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце. Достоинство армии определяется достоинством духа и духовной культуры: воинское звание есть духовное звание, и дело воина есть подвиг в духе и во имя духа. Именно поэтому ратная победа остаётся или эфемерной случайностью, или порождением духовного подъёма; и только настоящий духовный подъём может сообщить душе силу, необходимую для практического разрешения основного нравственного противоречия войны и для обороны родины.
Итак, воину необходимо духовное самоутверждение. Он должен верить в духовную правоту своей родины, своего государства и своего жизненного дела. Он должен воспитывать в себе предметную одержимость государственною целью, и именно этою предметностью его воли и его жизни определяется его честь. Меч воина имеет единое назначение - государственное; блюсти верность этому назначению - значит для воина блюсти свою честь и своё звание. Армия, движимая чувством чести, есть реальная опора родины и гарантия её государственного бытия; армия, утратившая чувство чести, есть сброд насильников, мародёров и убийц.
Воспитывая себя к смерти, воин должен помнить, во имя чего он это делает; сообщая себе способность убивать других, он должен почерпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней. Воинское воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; но это уже не воспитание души, а её нравственное умерщвление и духовное извращение.
Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека. Техническое умение воина должно иметь непреступаемую грань в предметно-духовных мотивах и побуждениях: внутреннее и внешнее умение убивать умирая и умирать убивая нуждается не только в формально-волевой дисциплине, но и в способности мотивировать своё поведение подлинным, предметным отношением к духовным содержанию и целям.
(Из материалов Российского военного сборника)
Следующая страница Презентации к уроку