К числу основных требований, предъявляемых к личности российского солдата, прежде всего относятся высокие морально-этические качества, среди которых главное место принадлежит таким категориям, как совесть, честь и достоинство.
Совесть — это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. «Совесть — это правильный суд доброго человека», — отмечал еще великий мыслитель Аристотель.
Что значит поступать по совести? Это значит поступать в согласии с требованиями морали, а она требует от человека быть справедливым в отношениях с другими людьми.
Требования совести — это наши собственные внутренние требования к себе самим, от них нельзя убежать, это внутренний страж нашего поведения, побуждающий нас к добрым делам.
Основа, база совести — понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Долг или какую-нибудь другую обязанность можно выполнять по-разному: под страхом наказания или по велению сердца, т. е. по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Потеря совести означает деградацию личности.
Совесть может проявляться и в форме сомнения, которое есть результат незнания или неполного знания человеком объективных законов, уступок своим или групповым интересам.
Личности всегда свойственно сомневаться, правилен или нет тот или иной поступок. В этом случае мы и говорим о неспокойной совести.
Наша совесть — иммунитет от многих нравственных заболеваний. В армии она не позволяет солдату плохо относиться к службе, поручениям и приказам, обманывать, грубить, лицемерить. Она заставляет его действовать, основываясь на нормах истинной нравственности: добре, справедливости, чутком отношении к окружающим.
Не менее важно для воина и другое морально- этическое качество — честь — признание общественным мнением и осознание самим военнослужащим высокой социальной ценности выполняемого им долга.
Понятие «честь» очень тесно связано с понятием достоинство.
Интересно высказывался по этому поводу французский философ и математик XVII в. Рене Декарт: «У кого есть сознание и чувство собственного достоинства... Они... не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее... Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они, в свою очередь, превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека».
Честь солдата неотделима от чести воинского коллектива, поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы товарищей по службе. Честь коллектива — это и его честь. Этот сплав порождает чувство гордости, т. е. моральной удовлетворенности от сознания своей принадлежности к армии России. Долг каждого солдата — постоянно поднимать авторитет армии в глазах общественного мнения, возрождать лучшие воинские традиции.
«Защита Родины есть защита и своего достоинства», — удивительно точно заметил выдающийся русский мыслитель и художник Н. К. Рерих.
Служба в армии может обернуться тягостной повинностью, если в структуре личности солдата отсутствуют чувства патриотизма, справедливости, ответственности. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», — писал В. Г. Белинский.
Вы любите свой город, его улицы, парки, площади, вы любите свою деревню, леса и луга вокруг, вы любите своих друзей и родных. Уходя в армию, вы идете учиться защищать все то, что вам дорого.
1. Как вы понимаете такое морально-нравственное качество, как совесть?
2. Назовите известные вам формы проявления совести.
3. Какие еще нравственные качества вы знаете?
4. В чем прежде всего проявляется воинская честь и каких качеств требует это от военнослужащих?
Под чувствами в психологии понимают переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он делает. Эти переживания могут протекать в виде положительных или отрицательных эмоций: простых, таких, как радость, гнев, удовольствие, недовольство, и сложных, т. е. более устойчивых сочетаний этих эмоций, которые и расценивают как чувства. Считают, что только человек способен на сложные морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства. Человек может испытывать и осознавать те или иные настроения, переживать стрессы, аффекты — эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие, изменяющие его сознание и приводящие к нарушению контроля над своими действиями. Все это называют эмоциональной сферой личности. Чем большее значение для человека имеют его отношения к чему-либо или кому-либо (к обществу, своей стране, родным, близким, друзьям, местности, в которой он живет, к самому себе), тем глубже его чувства.
С этих позиций чувство патриотизма можно определить как положительное отношение личности к своей Родине и тому, что в ней и с ней происходит, переживаемое им глубоко в форме разных эмоций: гордости, если Отечество славится своими достижениями; любви (по образному изречению древнеримского философа Сенеки, любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя), обиды, если Отечество в чем-то хуже, чем другие страны; скорби и гнева, если Родина в опасности, и многих других эмоций, связанных с нашим отношением к разным событиям в своей стране. Если человек сосредоточен только на своих узких потребностях: вкусно поесть, всласть поспать, хорошо повеселиться, то рано или поздно он теряет ощущение смысла жизни, потому что он перестает быть личностью и как бы становится животным, а оно никогда не задает себе вопроса, зачем живет, а повинуется только своим инстинктам.
Тяготы и лишения воинской службы заключаются лишь в повышенной требовательности к себе, умении подчинять свои устремления необходимости соблюдать дисциплину и организованность, развитии у себя высоких морально-нравственных качеств: чувства долга, справедливости, совести, достоинства; волевых качеств: выдержки, настойчивости; физических качеств: силы, выносливости, ловкости и быстроты.
Молодым людям, конечно, нужно учитывать и данные социально-психологических исследований некоторых негативных явлений в армии, например неуставных взаимоотношений в отдельных воинских коллективах. Оказывается, что в 80% случаев все дело в психологической неграмотности самих новобранцев и диспропорции между социальным и психологическим созреванием молодых людей. Характерно, что время призыва в армию как раз и совпадает с высокой степенью психофизиологического и полового созревания. С реальным же социальным опытом юноша впервые сталкивается в Вооруженных Силах. Отсюда и волевая, и моральная разору - женность многих молодых людей перед тяготами и лишениями. К этому нужно присовокупить процветающие сейчас в молодежной среде активизацию потребительских настроений, поклонение культу жестокости и силы. Все это порождает цинизм, повышенную возбудимость.
1. Что понимает психология под чувствами и на какие чувства способен человек?
2. Как с позиций психологии можно определить чувство патриотизма?
3. Что вы понимаете под высокими морально-нравственными, волевыми и физическими качествами?
Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили.
Теперь давайте поговорим о путях самовоспитания и самосовершенствования личности, так как для подготовки к службе в Вооруженных Силах это имеет первостепенное значение.
Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то тогда можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрицательный смысл. Поэтому в психологии и педагогике различают самосовершенствование личности — сознательное воспитание в себе положительных качеств, социально ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окружающих, а изменяя некоторые свои потребности, желания, привычки, можно тем самым влиять на характер социальных отношений в обществе. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.
В настоящее время почти никто не сомневается в необходимости и полезности умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в чрезвычайных ситуациях.
Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя радости ощутить свои силы.
Среди множества качеств любого человека основные — ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается прежде всего через изучение наук, образование. Чувства (от низших — органических до высших — эстетических, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприятия произведений искусства, анализа своих и чужих поступков. В сердце человека живут симпатии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к развитию и саморазвитию.
Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие — вот пробный камень всех идей и помыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий. Борьба с внутренними трудностями (привычки, желания) — самая тяжелая. Но, преодолевая их, человек воспитывает в себе волю, выдержку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и солдатской службе. Решающее значение здесь имеют, во-первых, формирование и наличие у личности достойной цели, во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца.
Путь человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей — саморегуляция психических процессов.
1. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»?
2. Какие качества личности вы считаете основными?
3. Каким образом человек может развить свои ум, чувства и волю?
4. В чем состоит суть личности и как она проявляется?
Психическое саморегулирование — это развитие жизнестойкости организма путем специальных упражнений и методов. Методы эти основаны на способности человека поддаваться словесным самовнушениям, расслабляться и управлять своим организмом. Выработка же умений идет путем упражнений и гимнастики.
Методика психического саморегулирования может быть использована:
• для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения психического и физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности (например, перед дежурством, выполнением ответственного задания);
• для формирования настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоления трудностей, ощущения прилива сил и уверенности в себе;
•
для устранения своих недостатков, искоренения отрицательных привычек, коррекции своего поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Наиболее известные методы психического саморегулирования: аутогенная тренировка (тренировка расслабления и сосредоточения); дыхательная гимнастика; методика отработки концентрации внимания.
Самоанализ часто расценивают как один из наиболее сложных способов самопознания, которому надо терпеливо и систематически учиться.
Например, одна из разновидностей самоанализа — вечерний обзор, проводимый перед отходом ко сну. Считают, что его можно использовать для изучения самого себя и своей жизни вообще. Во время него можно сосредоточиться на различных сторонах своей личности, типичных особенностях своего поведения в тех или иных ситуациях. Непременное условие обзора — способность превратиться в беспристрастного наблюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Второе условие, вытекающее из первого, — способность во время обзора не радоваться успехам и не огорчаться из-за неудач.
Другой способ самоизучения и самопознания — «проработка себя». Цель этой «проработки» — самооценка с точки зрения тех впечатлений, которые человек в течение дня произвел на разных людей, и выяснение, насколько это впечатление оказалось полезным для физического и психического самочувствия, выполнения разных дел.
Существует также метод «перспективы», цель которого заключается в самооценке отрицательных свойств личности, мешающих добиться жизненно важных целей. В рамках этого метода важно:
• сформулировать для себя конкретную цель, достижение которой поможет обрести успех в той или иной сфере;
• представить себя как бы со стороны в заданном будущем и желаемом состоянии;
• увидеть из этого будущего свое настоящее состояние во всех его положительных и отрицательных проявлениях;
• определить, что именно надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.
Существуют и другие способы саморегуляции и самоанализа. Все они будут более эффективными, если вы будете сопровождать их фиксированием в виде записей. Можно завести «рабочую тетрадь», в которую заносить все данные, получаемые о себе со стороны, а также информацию о своих внутренних состояниях в различных ситуациях и обстоятельствах. Производя такие записи, можно будет яснее и определеннее осознавать свои ощущения и эмоции. Человек в своей жизни, сам того не подозревая, может придерживаться разных точек зрения, обманывая таким образом сам себя. Излагая свои размышления, описывая ощущения, он невольно становится перед выбором одной точки зрения, что обязательно делает самооценку более объективной. Повышается возможность обнаружить свою личностную проблему (или тупик), подойти к анализу ее причин и объективного, и субъективного характера.
Каждая запись должна быть датирована, чтобы в дальнейшем была видна картина саморазвития. В условиях дефицита времени, в котором мы постоянно находимся, можно придумать свою систему записи, лаконичную по форме и емкую по содержанию.
Таким образом, психологическая подготовка к службе в Вооруженных Силах России — процесс непростой. Он включает в себя получение знаний из различных областей психологии и педагогики, предполагает творческую активность в процессе выработки умений и навыков контроля над своими личностными особенностями. Все это должно сопровождаться достаточной и правдивой информированностью о состоянии дел в армии и стране.
1. Что такое психическое саморегулирование?
2. Для каких целей может быть использовано психическое саморегулирование?
3. Назовите наиболее распространенные методы психического саморегулирования.
4. Какие еще методы и способы самоизучения и самопознания вы знаете?
Задание 56
Приведите примеры из литературы, фильмов и реальной жизни, связанные с перестройкой личности под влиянием новой социальной роли.
Задание 57
Вы заметили, что у одноклассника повысилась возбудимость, утратилось чувство юмора, усталый вид, что он допускает в делах больше ошибок, чем обычно. О каком состоянии могут свидетельствовать эти симптомы? Какие рекомендации вы можете дать однокласснику в такой ситуации?
Задание 58
Попытайтесь провести анализ ваших действий и впечатлений, которые вы произвели на окружающих в течение дня. Сделайте соответствующие выводы.