План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)



Тема 1. Взаимодействие природы и общества


Этапы взаимодействия общества и природы. Человек является продуктом природы, её частью, принадлежит ей, по словам Ф. Энгельса, «плотью, кровью и мозгом», находится «внутри её». Вместе с развитием природы происходит развитие человека. Для обеспечения своего существования он получает из окружающей среды всё необходимое, выступая потребителем природных ресурсов. В истории взаимодействия человека с природой выделяют несколько этапов.



Рис.1. Периоды взаимодействия общества и природы (нумерация снизу вверх):
I — адаптационный (биогенный);
II — аграрный;
III — индустриальный;
IV — постиндустриальный (информационно-экологический)

На ранних этапах развития общества взаимодействие человека и природы носило ограниченный в территориальном отношении характер и изменения в природной среде были не значительными. Адаптационный (биогенный) период охватывал эпоху палеолита, когда существовал примитивный первобытнообщинный уклад жизни. Основными видами промысла были охота, рыболовство, сбор диких растений и плодов.

Позже, когда человек освоил культурное землепользование, начался аграрный период, который продолжался, пока существовали рабовладельческие и феодальные общества. Люди занимались земледелием и скотоводством, они распахивали значительные пространства, занимали большие территории под пастбища, вырубали леса, что привело к опустыниванию огромных территорий в различных регионах планеты.

Аграрный период в целом завершился с началом становления промышленного производства в XVII в., которое, с одной стороны, позволило человеку значительно снизить зависимость от природы и обеспечить свои возрастающие потребности, а с другой — увеличило воздействие на окружающую среду.

Индустриальный период продолжался до последней четверти XX в. и явился кульминацией техногенной эпохи, когда воздействие производства на природу приобрело глобальный характер и возникли проблемы истощения ресурсов и нарушения устойчивости биосферы вследствие её загрязнения.

В настоящее время продолжается постепенный переход кпостиндустриальному этапу развития взаимоотношений общества и природы. Человек должен осознать ограниченность ресурсов планеты и необходимость сохранения природной среды, а высокий уровень развития науки должен обеспечить создание без вредных для биосферы технологий.

Информация. Экология (от греч. oikos — обиталище, жилище, дом, имущество и logos — понятие, учение, наука) — наука, изучающая отношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. В буквальном смысле это наука об организмах «у себя дома». Впервые термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнст Геккель (1834 - 1919) в 1866 г. в своём труде «Общая морфология организмов» (GenerelleMorphologiederOrganismen).

Проблемы взаимодействия общества и природы. Современная цивилизация — результат деятельности людей, основанной на прогрессе науки и техники. Потребительская идеология мирового сообщества сформировала представление о биосфере как источнике ресурсов для человека, что привело к беспрецедентному уничтожению естественных экосистем и быстрому сокращению биоразнообразия. Лишь в конце XXв. из-за серьёзных глобальных изменений люди обратили внимание на разрушающее влияние своей деятельности на окружающую среду и забили тревогу. В настоящее время стало очевидным, что дальнейшее пагубное воздействие на природу может привести к потере устойчивости биосферы, а следовательно, возникнет проблема сохранения цивилизации и выживания человека как биологического вида.

Рост численности населения планеты, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства повлекли за собой существенные изменения природной среды. Быстрое освоение новых территорий и сокращение участков земной поверхности, незатронутых деятельностью человека, привело к увеличению числа региональных катастрофических флуктуаций — наводнений, засух и т.д.

За последние 50 лет глобальные тенденции истощения ресурсов планеты, загрязнение и деградация биосферы усугубились. За это время в мире использовано столько же природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества, а производственные технологии в большинстве стран мира при этом остались на том же уровне, что и в начале XXв. Они являются чрезвычайно затратными (только часть исходного сырья превращается в готовый продукт, а остальное идёт в отходы) и оказывают негативное влияние на окружающую среду вредными выбросами.



Вмешательство человека в биосферу

Россия располагает обширными территориями, по количеству и разнообразию природных ресурсов она — одна из богатейших стран в мире. По запасам и добыче многих видов полезных ископаемых наша страна занимает лидирующее положение (табл. 1).


Таблица 1

Место России в мире по запасам некоторых видов минеральных ресурсов (по данным на 2019 г.)

Виды ресурсов Место в мире
Железная руда 1
Никелевая руда 2
Калийные соли 2
Каменный уголь 2
Природный газ 2
Фосфориты 4
Нефть 8

Россия богата также водными, почвенными, агроклиматическими, лесными, рекреационными и другими природными ресурсами. Однако увеличение числа потенциально опасных производств и концентрация их в некоторых районах повышают вероятность аварий и возможность возникновения экологической опасности.

Запомните! Экологическая опасность — угроза разрушения среды обитания человека в результате его хозяйственной деятельности, естественных и антропогенных аварий и катастроф.

Самое мощное негативное воздействие на природу оказывают отрасли промышленности, которые не только используют природные ресурсы, но и производят большое количество отходов. Существенное влияние на биосферу оказывает и сельское хозяйство, в котором используют различные химические вещества для повышения урожайности растений и продуктивности животных, а также для защиты их от вредителей и болезней.



Примерное соотношение выбросов вредных веществ в атмосферу разных отраслей экономики, %
Топливно-энергетический комплекс (45 %)
Металлургия (29 %)
Машиностроение (2 %)
Химико-лесная промышленность (4 %)
Строительная отрасль (2 %)
Транспорт (11 %)
Жилищно-коммунальное хозяйство (6 %)
Прочие отрасли экономики (1%)


Примерное распределение выбросов (сточных вод) между разными отраслями экономики, %
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство (6 %)
Добыча полезных ископаемых (7 %) Обрабатывающие производства 17 %()
Обеспечение электроэнергией, газом и паром (7 %)
Водоснабжение, водоотведение, ликвидация загрязнений (62 %)
Транспорт (1 %)

Загрязнение окружающей среды приводит к возникновению локальных, региональных и глобальных проблем. Наиболее острыми глобальными экологическими проблемами являются: загрязнение вод Мирового океана, изменение климата в результате выбросов парниковых газов, истощение лесов и опустынивание земель, истощение озонового слоя.

Примеры

Экологические катастрофы XXI в.

С 1960 г. до наших дней длится катастрофа, связанная с Аральским морем. За несколько десятков лет деятельности человека и забора воды из рек, впадающих в Аральское море, его уровень понизился более чем на 17 м, что привело к массовому вымиранию большинства видов животных и растений Арала. Восстановлению экосистема края не подлежит.

2005 г. — на химическом заводе китайского города Цзилинь прогремела серия взрывов. Их причиной стали ошибки персонала в работе с операционными системами. В окружающую среду было выброшено около 100 т токсичных веществ, среди которых бензол — его уровень в атмосфере превысил допустимую норму в 108 раз. Это вещество даже в минимальной концентрации резко снижает количество эритроцитов в крови, вызывая развитие лейкемии и других заболеваний. Дно рек Сунхуа и Амур на протяжении 80 км покрылось ядовитым илом. Водозабор из этих рек был прекращён, и провинции Цзилинь и Хэйлунцзян остались без источников пресной питьевой воды. Десятки миллионов человек оказались в бедственном положении. Несколько тысяч человек покинули свои дома и переселились в соседние регионы.

2010 г. — нефтяная вышка взорвалась и затонула в водах Мексиканского залива. Нефть через открытую буровую скважину проникла непосредственно в акваторию. Общий объём разлившейся нефти исчислялся сотнями тысяч кубических метров. Ликвидация аварии заняла несколько месяцев. Пострадали более 800 видов морских животных и растений. Экосистема Мексиканского залива фактически была уничтожена. Учёные до сих пор получают данные о катастрофических последствиях этой аварии.

2011 г. — в Японии сильнейшее землетрясение и мощное цунами вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции, что привело к аварии в трёх энергоблоках. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел. Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации. В 30 км от станции в океане радиация превысила нормальный уровень почти в 4400 раз. После аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с разными мутациями. Из заражённого радиацией района пришлось отселить тысячи местных жителей.

Причинами всех этих катастроф были ошибки проектировщиков, халатность исполнителей или невнимание граждан к элементарным требованиям безопасности, то есть человеческий фактор.

Взаимодействие человека и природы на современном этапе характеризуется не только усилением влияния людей на окружающую среду, но и возрастанием реакции природы на это влияние. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов требуют решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов.



Проверьте свои знания

1. Как складывались взаимоотношения между природой и человеком на разных этапах развития общества?

2. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность современного человека на природу? Перечислите возможные негативные последствия.

3. Охарактеризуйте природные ресурсы России.

4. Назовите основные источники загрязнения окружающей среды.

5. Что такое экологическая опасность? Приведите примеры локальных, региональных и глобальных экологических проблем.

6. Какие экологические проблемы оказывают влияние на вашу жизнь?




Подумайте

1. Почему для решения глобальных экологических проблем требуются совместные усилия всех стран мира?

2. В каких мероприятиях, направленных на ограничение отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, вы можете принять личное участие?




Выполните задания

Подготовьте сообщение об экологических проблемах региона вашего проживания. Объясните причины их возникновения и предложите возможные пути решения.





Наверх