План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)



Тема 3. Человек и окружающая среда


Природа человека. Согласно данным современной науки, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Эволюция человека шла по пути развития головного мозга, совершенствования приспособлений к прямо хождению и развитию руки как органа труда. В отличие от всех других животных, человек является биосоциальным существом. Это значит, что в процессе антропогенеза (эволюции человека) на формирование особенностей вида человек разумный (Homosapiens) оказывали влияние не только природные факторы (температура, освещённость, пища, наличие хищников и др.), но и социальные — общение с себе подобными по средством речи и трудовая деятельность, которые формировали и укрепляли нормы поведения в обществе.

Благодаря развитию технологий человек может создавать искусственные условия, которые позволяют ему жить и работать практически в любых регионах планеты. Современные люди создают поселения, прокладывают дороги, строят предприятия, разрабатывают месторождения полезных ископаемых, изменяя при этом условия жизни всех обитателей биосферы. Однако, оставаясь биологическим существом, человек по- прежнему нуждается в воздухе, воде и пище, чувствует потребность в общении с природой, подвергается влиянию космического излучения и реагирует на изменения погоды.

Запомните! Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человека. Она включает в себя природную среду (компоненты природы) и искусственную среду (участки природы, изменённые деятельностью человека).

Сегодня на Земле, к сожалению, уже осталось не так много мест, где сохранился естественный природный ландшафт, то есть территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной деятельности человека.

Ландшафт, преобразованный человеком, называют антропогенным. При существенном воздействии на природный ландшафт или изъятии из него какой-либо части начинается цепная реакция изменений. Например, сплошная вырубка леса приводит к уменьшению количества кислорода в воздухе, обмелению реки гибели их обитателей. По степени изменения среди антропогенных ландшафтов выделяют: слабоизменённые (например, охотничьи угодья), изменённые (пашни у небольших поселений, частичная рубка леса и др.), сильноизменённые (распаханные степи, места добычи полезных ископаемых, городские поселения и др.).

В некоторых случаях привносимые в окружающую среду изменения не противоречат природным закономерностям, и тогда возникают культурные ландшафты, при создании которых человек гармонично использует компоненты природы — рельеф, воду, растительность. Такой ландшафт положительно влияет на психологическое состояние человека, доставляет ему эстетическое удовольствие.

Информация. Объём техно массы (вес всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Огромное влияние общества и человека на природу получило своё отражение в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863 - 1945) о ноосфере. Ноосфера в понимании В.И. Вернадского — это новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека становится решающим фактором не только эволюции биосферы, но одновременно и её сохранения. На этом новом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео и биосферы. Природа и цивилизация должны стать составляющими единого организма, дополняющими друг друга.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. В настоящее время происходит интенсивное загрязнение воздушной, водной и почвенной среды различными химикатами, тяжёлыми металлами, нефтепродуктами, синтетическими материалами.

В результате развития технологий появились новые источники ионизирующей радиации, электромагнитных полей, вибраций и шума. Всё это крайне неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Главными источниками загрязнения среды являются промышленные предприятия, автотранспорт, чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов, испытания ядерного оружия. 

Запомните! Загрязнение — привнесение в среду или возникновение в ней физических, химических, биологических агентов, которых в ней раньше не было, или существенное повышение уровня их концентрации.



Места накопления вредных веществ в организме человека

В XXI в. человек оказался в окружающей среде, основные показатели которой существенно отличаются от тех, в каких сформировался наш вид. За последние десятилетия появились новые болезни; загрязнённая среда вызывает ответные реакции организма — например, аллергию. Способность переносить изменения среды у каждого индивидуальная. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренированности, профессиональной деятельности и других факторов. Наиболее уязвимыми являются дети, пожилые люди и люди с ослабленным здоровьем. Уже установлена прямая связь между ростом заболеваний населения и ухудшением экологической ситуации.

Информация. В атмосферу поступают различные оксиды азота. Особенно они опасны в городах, где вступают во взаимодействие с углеродами выхлопных газов и образуют фотохимический смог. Отравление проявляется лёгким кашлем. При увеличении концентрации вещества у человека возникает сильный кашель, рвота, головная боль. При контакте с поверхностью слизистой оболочки дыхательных путей оксиды азота образуют кислоты, которые вызывают отёк лёгких.

Практически все химические вещества и физические излучения оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Решающими факторам и здесь являются концентрация того или иного вещества (дозы радиации) и длительность его воздействия. Основной величиной экологического нормирования содержания вредных химических соединений в природной среде является предельно допустимая концентрация (ПДК).

Запомните! Предельно допустимая концентрация — такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определённый промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Если в организм человека поступает большая доза отравляющего вещества или он оказывается в зоне активного ионизирующего излучения, возникает острое отравление (облучение), которое может стать причиной смерти. При систематическом или периодическом поступлении в организм небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление. Признаками хронического отравления являются нарушения сна (сонливость или бессонница), повышенная утомляемость, чувство постоянной усталости, апатия, ослабление внимания, отклонения в поведении, резкие колебания настроения и др.

Токсические вещества вызывают у людей поражение почек, кроветворных органов, печени, нарушают работ у органов нервной системы. Сходные признаки наблюдаются и при хроническом облучении.

Особенно опасно воздействие мутагенов — веществ, вызывающих мутации (изменения, которые передаются по наследству), и канцерогенов веществ, вызывающих онкологические заболевания.

Факторы экологического риска. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» дано определение экологического риска как вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Факторы эко риска классифицируют по разным критериям. По источникам риска выделяют естественные факторы: геологические катастрофы (извержения вулканов, землетрясения, сели и др.), климатические явления (бури, тайфуны, засухи, наводнения и др.) и иные природные бедствия (массовые миграции грызунов, вспышки инфекционных заболеваний и др.); и антропогенные факторы — деятельность человека, ведущая к изменению химических и физических параметров среды, в том числе техногенные катастрофы.

Информация. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, в развивающихся странах причиной 20% смертей являются респираторные инфекции, диарея и малярия.

Каждый год в мире:

• 3 млн человек преждевременно умирают из-за инфекций, передающихся с водой. Только в Индии свыше 700 тыс. детей в возрасте до5лет умирают от диареи и пневмонии;

• 2 млн человек умирают от того, что они вдыхают дым от печей и плит, расположенных внутри жилища. В основном это женщины и дети из семей, не имеющих доступа к чистой воде и современным видам топлива для хозяйственных нужд;

• 1 млн человек умирает от заболеваний, связанных с загрязнением городского воздуха;

• 500 тыс. человек, в основном в странах Африки к югу от Сахары, умирают от малярии.

В зависимости от величины возможного ущерба выделяют допустимые, предельные и катастрофические эко риски. По времени воздействия различают краткосрочные (взрыв, пожар), среднесрочные и долгосрочные (повышение уровня радиации) риски. Опасность некоторых событий существует постоянно, а вероятность других возникает периодически. По уровню воздействия различают локальные и глобальные эко риски.

В основе рационального планирования обеспечения безопасности лежит концепция так называемого приемлемого риска, основной принцип которой — предвидеть и предупредить. Она позволяет управлять безопасностью и состоянием окружающей среды при выявлении экологического риска. В процессе управления могут быть выделены последовательные стадии:

• первая стадия — анализ безопасности и рисков, идентификация источников опасности средствами экологического мониторинга, с опорой на законодательные акты, нормативную документацию и экологические паспорта предприятий, а также моделирование процессов возможной опасности;

• вторая стадия — оценка рисков, которая заключается в сопоставлении фактических уровней риска с научно-обоснованными приемлемыми;

• третья стадия — принятие таких управленческих решений, которые позволят максимально снизить риск возникновения опасностей.

Средства индивидуальной защиты человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Значительная часть населения планеты проживает в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. В настоящее время миллионы людей дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, концентрация которых в несколько раз превышает предельно допустимую. В таких условиях каждому человеку необходимо придерживаться правил, соблюдение которых позволит минимизировать негативное влияние агрессивной среды на здоровье:

• проводить постоянный самостоятельный контроль качества окружающей среды и употребляемых продуктов при помощи специальных приборов (дозиметров, нитратомеров, солемеров, измерителей рН-среды, шумомеров, люксметров, приборов контроля качества воздуха и др.);

• использовать фильтры для очистки воды и системы очистки воздуха в помещениях;

• обращать внимание при совершении покупок на экологические знаки (экомаркировку), которые информируют потребителя об экологических свойствах реализуемых товаров и подтверждают соответствие товара или услуги определённым нормам безопасности для окружающей среды и потребителя (табл. 2);


Таблица 2

Основные экологические знаки, используемые на территории Российской Федерации

Знак Название Значение
Зелёная точка В России такой знак на упаковке указывает на возможность её переработки или возврата, применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами
Перерабатываемый пластик Знак ставится на пластиковых изделиях, которые могут быть переработаны промышленным способом. В центр знака обычно помещают либо цифру от 1 до 7, либо букву — код вещества, из которого изготовлен товар
Вторичная переработка Знак указывает на то, что данный продукт и/или его упаковка изготовлены из перерабатываемого материала и/или он пригоден для последующей переработки
Выкидывать в мусорное ведро Знак означает, что данную упаковку следует выбросить в урну. Размещается обычно на упаковках продуктов питания и товаров, которые могут употребляться вне дома, — фантиках, банках, пакетах и пр.
Бокал-вилка Знак означает, что товар изготовлен из нетоксичного материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами, то есть материал безвредный
Экологически безопасный продукт Знак информирует об экологической безопасности продукта, прошедшего добровольную сертификацию в России
Листок жизни Знак добровольной экологической сертификации. Экологический союз «Листок жизни» стал первой в России организацией, которая имеет право на выдачу сертификата международного уровня по экологической сертификации продукции (услуг и работ)
Не содержит хлора Знак указывается на продукции, при производстве, переработке или обработке которой не применялись хлор, хлорсодержащие окислители и хлорорганические соединения

• соблюдать правила личной гигиены и гигиены жилища;

• укреплять здоровье (соблюдать режим дня, питаться рационально, заниматься физической культурой и избегать вредных привычек);

• соблюдать правила поведения на природе (для прогулок и занятий физической культурой выбирать парки, скверы и лесопарки, купаться только в установленных местах, не собирать грибы и ягоды вдоль дороги рядом с промышленными объектами и др.);

• утилизировать мусор согласно установленным правилам;

• при работе с токсичными веществами и при возникновении опасной ситуации грамотно использовать средства индивидуальной защиты (респираторы, противогазы, защитные комплекты и др.) и правильно действовать в случае эвакуации.



Проверьте свои знания

1. В чём суть биосоциальной природы человека?

2. Какие антропогенные ландшафты называют культурными? Приведите примеры.

3. Каким образом развитие общества влияет на искусственную среду обитания?

4. Как вы понимаете, что такое ноосфера?

5. Что такое загрязнение? Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека?

6. Что такое экологический риск? Какие факторы экологического риска вам известны?

7. Какие правила следует соблюдать человеку для сохранения своего здоровья, если он проживает в неблагоприятных экологических условиях?

8. Какие экологические знаки используются на территории России? Каково их значение?




Подумайте

1. Каким образом в ваш организм могут попасть тяжёлые металлы? Чем это грозит вашему здоровью?

2. Каковы, по вашему мнению, причины высокого уровня заболеваемости населения планеты?

3. Какие способы защиты окружающей среды от загрязнения являются наиболее эффективными?




Выполните задания

1. Исследуйте и оцените качество продуктов, употребляемых в пищу членами вашей семьи.

2. Найдите информацию о методиках исследования качества воды. Определите качество питьевой воды, которую использует ваша семья, при помощи органолептического метода.





Наверх