План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)



Тема 4. Международное гуманитарное право и сотрудничество в области защиты населения


Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию, и тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Они сталкиваются с лишениями, голодом и смертью. В военные действия вовлечены не только военнослужащие, страдает и мирное население.

Задачи международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право является отраслью международного права, которая регулирует отношения между воюющими странами, а также устанавливает правила обращения с военнопленными, ранеными, больными, гражданским населением и другими категориями людей, не участвующими в военных действиях, с целью защиты жертв войны. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью.

Запомните! Комбатант (от фр. combatant — сражающийся) — лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон военного конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Международное гуманитарное право включает в себя такие разделы, как запрещение агрессии, укрепление международного мира и безопасности, разоружение, проведение миротворческих операций, гуманитарная помощь и др. Признание положений международного гуманитарного права воюющими сторонами приводит к уменьшению насилия, разрушений и людских страданий.

Вооружённые конфликты и история развития международного гуманитарного права. Вооружённые конфликты происходят на протяжении всей истории человечества. По имеющимся данным, за 5,5 тыс. лет на Земле произошло около 15 тыс. войн и вооружённых конфликтов, в которых погибло примерно 3,5 млрд человек. В войнах и других актах вооружённого насилия только на протяжении ХХ столетия погибло 140 - 150 млн человек, из которых одна треть приходится на Россию.

Под термином «вооружённый конфликт» в соответствии с международной практикой и определением Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) понимается «использование вооружений и боевой техники между вооружёнными силами двух или более правительств или одного правительства и минимум одной организованной вооружённой группой, в результате чего в течение одного календарного года по крайней мере 1000 человек теряют свои жизни, а причиной конфликта являются деятельность правительства и/или территориальные претензии».

С точки зрения статуса сторон международное право различает международные вооружённые конфликты, вооружённые конфликты не международного характера (внутригосударственные) и интернационализированные вооружённые конфликты.

В современном мире всё чаще возникают вооружённые конфликты, которые можно отнести к внутригосударственным. К сожалению, все они характеризуются большими негативными последствиями. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооружёнными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. В конце XX — начале XXIв. самой распространённой формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооружённый конфликт и гражданская война. С особой остротой эти проблемы проявились в странах Восточной Европы, а также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. При чём большинство из них отличалось небывалой ранее интенсивностью, сопровождалось массовой миграцией гражданского населения, что создавало угрозу дестабилизации целых регионов и вызывало необходимость в крупномасштабной международной гуманитарной помощи.

Учёные и мыслители разных эпох и народов искали пути смягчения ужасов войны, предлагали нормы, направленные на защиту женщин, детей, раненых, больных и пленных, занимались созданием и разработкой «права войны», определяли её источники, цели и задачи, а также способы ограничения пагубных последствий.

Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712 - 1778) в работе «Об общественном договоре» писал: «Война — это отношения не между людьми, но между государствами, и люди становятся врагами случайно...Если цель войны — уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они его бросают и сдаются — они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать».



Историческая справка

В июне 1859 г. швейцарский предприниматель Анри Дюнан, проезжая по Ломбардии (административный регион на севере Италии), был потрясён  страданиями и муками 40 тыс. раненых и умирающих солдат, оставленных без помощи и ухода после битвы при Сольферино (крупнейшее сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 г. между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии).

Анри Дюнан выдвинул идею о создании в каждой стране добровольного общества помощи раненым на войне, обеспечении добровольцам нейтрального статуса. Благодаря настойчивости Дюнана и его друзей швейцарское правительство созвало в 1864 г. международную конференцию, в которой приняли участие 12 государств, и 22 августа была подписана знаменитая Конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер.



Начиная с 1868 г. государства стали разрабатывать систему норм международного права с целью ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты гражданского населения, определения статуса воюющих, военнопленных, интернированных, правового положения лиц, находящихся под защитой специальных норм, а также отдельных категорий лиц, на которых данная защита не распространяется. Были достигнуты существенные результаты в области регулирования вооружённых конфликтов и защиты жертв войны.

Запомните! Жертвы войны — лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определённого момента.

К ним относятся:

а) раненые и больные в действующих армиях и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

б) военно-пленные;

в) гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

Переломным моментом в формировании норм международного гуманитарного права стало принятие на 1-й Гаагской конференции мира 1899 г. (подтверждённой в последствии 2-й Гаагской конференцией мира 1907 г.) Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Конвенция закрепила положение о том, что армия, ополчение и добровольческие отряды находятся под защитой её норм, если имеют во главе лицо, ответственное за своих подчинённых; имеют определённый и явственно видимый отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. На 2-й Гаагской конференции было сформулировано строгое определение сражающихся (комбатантов).

Женевские конвенции 12 августа 1949 г. После Второй мировой войны и победы над фашизмом, которая была достигнута в основном благодаря самоотверженности народов нашей страны, мировое сообщество вновь вернулось к проблемам правового регулирования вооружённых конфликтов. Необходима была новая, отвечающая современным общественным отношениям система правовых норм. Эти нормы были отражены в четырёх Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. и двух Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Первая Конвенция посвящена вопросам защиты раненых и больных в действующих армиях. В ней говорится, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооружённых сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях в следствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при любых обстоятельствах пользоваться гуманным обращением. В отношении них не допускается дискриминация по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В Конвенции подчёркивается, что в отношении выше указанных лиц запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:

• посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

• взятие в заложники;

• посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

• осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом;

• разрушение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью.

Раненых и больных нужно подбирать и оказывать им помощь. Очерёдность оказания медицинской помощи должна определяться только медицинскими причинами. Умершие должны быть достойно погребены.

Санитарный личный состав, а также священнослужители, состоящие при вооружённых силах, должны пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Международные гуманитарные организации, например Международный комитет Красного Креста, могут предложить свои услуги конфликтующим сторонам.

Вторая Конвенция защищает раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море. Государство, являющееся участником Конвенции, обязано обеспечить защиту и уход за ранеными и больными, а также лицами, потерпевшим и кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море: обеспечить санитарному персоналу морских вооружённых сил такой же режим, какой предусмотрен Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Кроме того, Конвенция предусматривает защиту госпитальных судов от обстрелов и бомбардировок и устанавливает специальную систему обозначения такого рода судов.

В Конвенции указывается, что термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолётов на море или падение в море. Воюющим сторонам вменяется в обязанность после каждого боя немедленно приступать к розыску потерпевших кораблекрушение и обеспечению им необходимого ухода.

Третья Конвенция устанавливает порядок обращения с военнослужащими, попавшими в плен, направления их в специальные лагеря и условия содержания в них, порядок и условия репатриации военнопленных, отбытия ими наказаний и т.д.

Основные положения Конвенции:

1.Определяет военнопленных как заключённых державы, которая удерживает их, закрепляет право на уважение их личности и чести, возлагает материальное обеспечение военнопленных на пленившую сторону.

2.Запрещает содержание военнопленных в близи зоны военных действий, в не благоприятном климате, в антисанитарных или пожароопасных условиях.

3.Устанавливает рацион питания военнопленных равным рациону питания военнослужащих на казарменном положении, разрешает готовить дополнительную пищу, если она доступна, и запрещает наказания едой. Разрешает потребление воды в достаточном количестве. Снабжает военнопленных одеждой, в том числе спец комбинезонами для работ.

4.Обязывает иметь лазареты в каждом лагере и предоставлять ежемесячный медосмотр и адекватное лечение, включая бесплатное протезирование.

5. Устанавливает право на переводчиков или допросы на родном языке для военнопленного.

6. Устанавливает порядок труда военнопленных: равный с местным населением трудовой день, один выходной в неделю, не допустимость тяжких для уровня развития военнопленного работ и использование военнопленных на опасных или угрожающих здоровью работах, труд на военных сооружениях или вообще имеющий отношение к военным действиям. Офицеры привлекаются к работам по их желанию. Часть заработка должна быть выплачена наличными.

7.Обязывает отправку тяжелораненых и тяжелобольных в свою страну, когда их положение будет допускать безопасную транспортировку.

8.Устанавливает, что военнопленные должны быть репатриированы как можно скорее после заключения примирения между воюющими сторонами.

Четвёртая Конвенция посвящена защите гражданского населения во время войны.

Запомните! Гражданское население — гражданские лица (в том числе иностранцы и апатриды — лица без гражданства), не принадлежащие ни к одной из категорий участников вооружённого конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

В соответствии с этой Конвенцией гражданским лицам присвоен статус покровительствуемых лиц. К ним относятся лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооружённых сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине.

В отношении этих лиц запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться те же действия, что и по отношению к лицам, попадающим под защиту норм международного права.

Кроме того, по отношению к покровительствуемым лицам не могут применяться коллективные наказания, меры запугивания и террора. Воспрещается угон, а также депортирование таких лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей стороны или любого другого государства, принуждение к службе в её вооружённых силах.

Гражданские больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения, но будут во всякое время пользоваться уважением и покровительством со стороны находящихся в конфликте сторон.

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям предусматривает дополнительные меры защиты жертв международных вооружённых конфликтов. Он содержит норму, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектами нападений».

Эволюция этой нормы вызвана историческим опытом, свидетельствующим о росте числа жертв среди гражданского населения.

Правовые нормы направлены на то, что бы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданскому населению не должны применяться меры ни физического, ни морального воздействия в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений. Запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Защите подлежит не только гражданское население, но и гражданские объекты, в том числе и необходимые для выживания гражданского населения. Они, равно как и объекты культуры, не должны являться объектами нападения.

В Протоколе введён запрет на применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания людям, а также обширный долговременный и серьёзный ущерб природной среде.

Защита детей в период вооружённых конфликтов. Одна из самых уязвимых категорий гражданского населения — это дети. Довольно сложно решить вопрос, до какого возраста человек остаётся ребёнком и когда он становится взрослым. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) от 20 ноября 1989 г.) установила, что таковым «является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее».

В международном гуманитарном праве установлено специальное ограничение — 15-летний возраст, до которого дети не могут принимать участие в военных действиях. На основании Четвёртой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны им предоставляется защита от жестокого обращения со стороны участников вооружённого конфликта, в чьей власти они оказались. Как гражданские лица они защищены нормами международного гуманитарного права, регламентирующими ведение боевых действий.

Дети, не принимающие участия в военных действиях, имеют дополнительные права, «пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются в виду их возраста или по любой другой причине». 

Нормами международного гуманитарного права, касающимися защиты детей, предусмотрены:

• защита от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности, эвакуация из осаждённых или окружённых зон);

• право на заботу и получение помощи (например, получение посылок с медицинскими и санитарными материалами, продуктами питания и носильными вещами);

• сохранение культурных традиций, системы воспитания детей, сохранение семей;

• содержание детей в помещениях, отделённых от помещений для взрослых, в случае ареста, задержания или интернирования;

• освобождение, репатриация и возвращение в места постоянного проживания или размещение в нейтральной стране детей и матерей с малолетними детьми.

Особое значение имеет проблема идентификации детей, особенно малолетних. Это единственный способ не допустить того, чтобы тысячи детей остались без присмотра в результате вызванных войной массовых отъездов, бомбёжек, разрушений городов, депортации и проч.

Международное гуманитарное право и беженцы. Беженцы — не безликая масса людей, взывающих к нашему сочувствию. Это люди, которые не по своей вине стали участниками военных конфликтов и величайших потрясений.

Запомните! Беженцы — лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств. Беженцы существуют как в военное, так и в мирное время.

Международное гуманитарное право часто упоминается в месте с законодательством о беженцах, положения которого применяются в случаях, когда человек из-за естественного страха преследований покидает свою страну, пытаясь найти защиту в другой.

В ряде международных документов устанавливаются и определяются основные нормы обращения с беженцами. К наиболее важным из них относится Конвенция 1951 г. о статусе беженцев. 

Информация. По статистике ООН, в результате вооружённых конфликтов в 2018 г. общее число беженцев в мире превысило 70 млн человек.

Гуманитарная деятельность Международного комитета Красного Креста. Красный Крест был основан в 1863 г. швейцарцем Анри Дюнаном. В 1884 г. состоялась первая Международная конференция Международного комитета Красного Креста (МККК), штаб-квартира которого находится в Женеве. МККК обладает мандатом Женевских конвенций 1949 г. и двух дополнительных Протоколов 1977 г. Эта организация осуществляет свою деятельность во всём мире исходя из принципа нейтральности и беспристрастности и руководствуется установкой, что даже война должна вестись в определённых рамках, накладывающих ограничения на методы и средства ведения военных действий и поведение воюющих сторон.

МККК осуществляет контроль над соблюдением международных гуманитарных законов в военных конфликтах. Организация предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках.

Представительства МККК функционируют более чем в 80 странах мира. В условиях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.



Знаки общества Красного Креста и Красного Полумесяца

Первыми в зону любого конфликта, а также бедствия с предложением помощи приходят представители именно этой организации. Такие действия реализуют негласный принцип работы МККК: «Прийти первым, уйти последним».

После катастрофы на японской атомной станции «Фукусима - 1» в 2011 г. в МККК появилось новое направление — подготовка к ядерным катастрофам. Более 190 атомных электростанций, существующих в 31стране, производят более 5% всей мировой энергии. Потенциальный риск чрезвычайных ситуаций и природных катастроф может угрожать любой из этих станций.



Историческая справка

Россия уже в 1867 г. решила создать Общество Красного Креста. Императрица Мария Александровна взялась исходатайствовать у Александра II разрешение на открытие общества и приняла его под своё покровительство. 3 мая 1867 г. устав общества был внесён в Государственный Совет и получил высочайшее утверждение. В мае 1867 г. государь император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 г. переименовано в Российское общество Красного Креста). Почётными членами общества стали царь, все великие князья и княгини, многие высокопоставленные лица и представители высшего духовенства.



Международная гуманитарная деятельность в оказании помощи пострадавшему населению. В рамках международного гуманитарного права предусмотрено оказание помощи нуждающимся в ней больным и раненым воинам, гражданскому населению.

Запомните! Гуманитарная помощь — безвозмездная помощь, оказываемая мирному населению в условиях войны, вооружённых конфликтов и кризисных ситуаций путём обеспечения его жизненно необходимыми предметами потребления.

Для условий вооружённого конфликта Международный суд определил допустимую гуманитарную помощь как «предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, не включающей предоставления оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьёзных телесных повреждений или явиться причиной смерти».

Установлен ряд принципов оказания гуманитарной помощи при кризисных ситуациях:

• такая помощь не должна рассматриваться как вмешательство во внутренние дела принимающего государства;

• помощь должна предоставляться без какой-либо дискриминации (в частности, по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, благосостояния, места рождения или какого-либо другого критерия); в духе гуманности, солидарности и беспристрастности.

Международная гуманитарная деятельность России. Международная гуманитарная деятельность России представляет собой комплекс постоянно и оперативно выполняемых мероприятий, направленных на оказание безвозмездной чрезвычайной, экономической, финансовой и технической помощи иностранным государствам. Такая деятельность может предусматривать реализацию гуманитарных программ и проектов, оказание экстренной помощи иностранным государствам в предоставлении поисково-спасательных команд, госпиталей и других услуг; доставку гуманитарных грузов; сохранение мировых культурных ценностей; поддержку соотечественников, проживающих за рубежом.

Информация. МЧС России за последние годы оказало гуманитарную помощь десяткам государств на различных континентах. Силами российских спасателей спасены тысячи людей, в пострадавшие страны доставлены материальные средства, продовольствие и медикаменты.



Проверьте свои знания

1. Расскажите об исторических личностях, которые боролись за гуманное отношение к жертвам войн.

2. Какие категории людей попали под защиту норм Первой Конвенции 1864 г.?

3. Перечислите основные положения Конвенции о военнопленных.




Подумайте

1. Могут ли комбатанты быть отнесены к жертвам войны, и если да, то в каких случаях?

2. Чем вызван запрет на применение некоторых видов оружия? Обоснуйте свою точку зрения.

3. С какой целью установлены принципы оказания гуманитарной помощи? Раскройте содержание каждого из них.




Выполните задания

1. Подготовьте сообщение об одной из четырёх Женевских конвенций.

2. Проведите сравнительный анализ Первой и Четвёртой Конвенций, объясните, почему многие правовые нормы этих конвенций совпадают.

3. Используя информацию из Интернета, газет и журналов, подготовьте сообщение о деятельности МЧС России по оказанию гуманитарной помощи.





Наверх