Мониторинг окружающей среды. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций направлена на уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения и имеет большое значение. Заблаговременные действия, предотвращающие чрезвычайные ситуации и уменьшающие урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем ликвидация их последствий. Мониторинг является самым эффективным способом предупреждения и снижения потерь от различных чрезвычайных ситуаций.
Информация. Понятие мониторинга окружающей среды было впервые введено и озвучено на Конференции Организации Объединённых Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмской конференции) в 1972 г. Мониторингом окружающей среды было предложено называть систему повторных наблюдений в пространстве и во времени одного или более элементов окружающей среды.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды. При чём необходимо отслеживать все компоненты окружающей среды (воздух, почву, воду, растительный и животный мир, технические объекты, социальные и экономические процессы и др.), поэтому система мониторинга является комплексной.
Сущность и назначение мониторинга лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций состоит в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, а также динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов.
Мониторинг атмосферного воздуха. Атмосфера является одной из геосфер планеты, которая обеспечивает существование всего живого. Благодаря воздушной оболочке Земли поддерживается определённый температурный режим на её поверхности, а в слоях атмосферы сгорает большинство падающих небесных объектов. Атмосфера содержит воздух, состав которого позволяет всем живым организмам дышать, а растениям поглощать углекислый газ, необходимый для образования органических веществ. Атмосферный воздух представляет собой смесь газов. Постоянство состава и чистота воздуха являются необходимыми условиями для сохранения здоровья людей.
Мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нём природными явлениями.
По характеру загрязнителя атмосферы различают загрязнения:
• физическое — механическое (пыль, твёрдые частицы), радиоактивное, электромагнитное, тепловое (выбросы тёплого воздуха и т.п.);
• химическое — загрязнение газообразными веществами и аэрозолями;
• биологическое — в основном загрязнение микробной природы (споры бактерий и грибов, вирусы).
Воздух загрязняют автомобили, промышленные предприятия, электростанции выбрасывают в атмосферу сотни тонн вредных веществ. Эти вещества, попадая в организм человека, снижают его сопротивляемость, способствуют возникновению различных заболеваний.
Основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются оксиды азота, серы, углерода, а также углеводороды и взвешенные частицы. Наличие и степень концентрации этих веществ — основной показатель уровня загрязнённости воздуха.
Главная задача мониторинга загрязнения атмосферы — получение информации о качестве воздуха в отдельных городах и по стране в целом. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) обеспечивает функционирование и развитие единой системы наблюдения, оценку и прогноз загрязнения атмосферы.
Информация. В настоящее время наблюдения за качеством воздуха в России проводятся более чем в 200 городах. В список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха входят 36 городов, в которых проживает 23,4 млн человек.
В среднем по стране половина городского населения испытывает воздействие высокого уровня загрязнения воздуха.
Мониторинг сейсмической обстановки. Землетрясения по своим разрушительным последствиям, количеству человеческих жертв, материальному ущербу и воздействию на окружающую среду занимают одно из первых мест среди природных катастроф. Не смотря на то что большая часть территории России находится в стабильном континентальном регионе Земли, около 25% территории нашей страны с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям в 7 баллов и выше. Особенно опасны землетрясения и вызванные ими катастрофы в зонах активных тектонических процессов на территориях Камчатки, Сахалина, Прибайкалья, Северного Кавказа, Алтая.
Пример. В 2020 г. произошло землетрясение вблизи Иркутска. Интенсивность толчков составила 5 - 6 баллов. Разрушений не было, но в области был введён режим повышенной готовности.
Возрастающая плотность населения и коммуникаций в больших городах делает их наиболее уязвимыми при воздействии сильных землетрясений. Постоянно растёт опасность землетрясений, инициированных техногенными воздействиями на земную кору: созданием водохранилищ, добычей нефти, газа, твёрдых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отходов и т.п.
Мониторинг сейсмической обстановки осуществляется на сейсмических станциях, совокупность которых образует единую сейсмическую сеть, работающую постоянно. С её помощью ведётся контроль за текущей сейсмической обстановкой как в отдельных регионах, так и в целом по стране, то есть проводится непрерывный сейсмический мониторинг. В настоящее время в состав сейсмической сети Российской академии наук входит более 600 сейсмических станций.
Большое значение имеет информация, собранная и обработанная в течение первых часов после землетрясения, на её основе формируется срочное донесение, в котором приводятся точные данные о параметрах очага землетрясения и сведения о его последствиях.
Полученное срочное донесение направляется в организации МЧС России, в региональные сейсмологические центры России и стран СНГ, в международные центры. По его данным
определяется необходимое количество сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказания помощи пострадавшим.
Мониторинг лесных пожаров. Леса выполняют важнейшие биоэкологические функции: регулируют водные потоки и фильтруют воду, предотвращают эрозию почвы, сохраняют и повышают плодородие земли, обогащают атмосферу кислородом, влияют на формирование климата и предотвращают загрязнение воздуха. Леса России являются составной частью её национального богатства и важным ресурсом для обеспечения экологической и экономической безопасности страны.
На территории лесного фонда России ежегодно регистрируется от 10 до 25 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 1 до 10 млн га. Природные пожары составляют в среднем 24% от всех чрезвычайных ситуаций природного характера.
Лесные пожары могут привести к катастрофическому поражению больших территорий, разрушению жилых построек и промышленных объектов, нарушению целостности линий электропередач, выходу из строя транспортных систем, систем связи, нарушению жизнедеятельности городов и населённых пунктов, причинению вреда здоровью и гибели людей.
Сегодня около 14 млн граждан Российской Федерации проживают в 95 тыс. сельских населённых пунктах, расположенных в лесной местности.
Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров представляет собой систему наблюдений за пожарной опасностью в лесу. Особое внимание уделяется погодным условиям, состоянию древостоя и выявлению источников огня с целью своевременного проведения мероприятий по их тушению. Объектом наблюдения и контроля является территория всего лесного фонда России.
Мониторинг предпожарной обстановки ведётся на протяжении всего пожароопасного сезона.
В зависимости от используемых технических средств различают наземный, авиационный и космический мониторинг лесных пожаров. Наземный мониторинг охватывает территории населённых пунктов, на которых расположены городские леса; территории с развитой дорожной сетью и водными путями, к которым наземные силы и средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трёх часов с момента поступления информации о лесном пожаре. Обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием осуществляется путём наземного патрулирования и с пожарных наблюдательных пунктов.
Авиационный мониторинг охватывает районы, в которых тушение лесных пожаров осуществляется и с применением авиации, и при помощи наземных сил и средств. Это территории с низко развитой дорожной сетью, на которых своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров наземными силами и средствами в полной мере не может быть осуществлено.
К объектам космического мониторинга относятся труднодоступные территории (горы, болота, лесотундра и т.п.), на которых тушение лесных пожаров может осуществляться только с применением авиационных сил и средств.
Мониторинг безопасности промышленных объектов. В России функционирует свыше 3 тыс. крупных химически опасных объектов, более 1,5 тыс. ядерно и радиационно опасных объектов, около 8 тыс. взрывопожароопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений. Многие из этих объектов представляют большую экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но одновременно несут потенциальную опасность для здоровья и жизни людей при возникновении на них аварий.
Безопасность жизнедеятельности населения рассматривается государством как важный элемент национальной безопасности. Особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) играет мониторинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Мониторинг безопасности промышленных объектов — это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием их безопасности и характером их воздействия на окружающую среду. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности на опасных производственных объектах осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор).
Информация. Ростехнадзор — это организация, выполняющая надзорную функцию за всеми опасными производственными объектами в стране. В ходе та кого контроля Ростехнадзор производит тщательную проверку объектов на соответствие всем нормам безопасности и выдаёт лицензии, позволяющие осуществить производственную деятельность, а также разрешения на применение различных технических устройств и оборудования на подобных производствах.
Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации.
Основные требования к осуществлению мониторинга безопасности объектов устанавливаются при их проектировании и эксплуатации. Созданы системы мониторинга и управления инженерными конструкциям и зданий и сооружений, в том числе на уникальных и высотных объектах, информирующие единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований (города, района) о возможности возникновения и фактах чрезвычайных ситуаций (в том числе аварийном состоянии строительных конструкций) на таких объектах.
Мониторинг радиационной обстановки. В настоящее время в России функционируют сотни радиационно-опасных объектов (РОО), которые в той или иной степени представляют радиационную опасность, но объектами повышенной опасности являются атомные станции. Практически все действующие АЭС расположены в густонаселённой части страны, а в их 30-километровых зонах проживает около 4 млн человек.
Долгосрочные последствия аварий на РОО носят экологический характер, оцениваются главным образом по величине радиационного ущерба, наносимого здоровью людей. Кроме того, важной количественной мерой этих последствий является степень ухудшения условий обитания и жизнедеятельности людей.
Последствия радиационных аварий обусловлены их поражающими факторами, к которым относятся ионизирующее излучение как непосредственно при выбросе, так и при загрязнении территории объекта радиоактивными веществами; ударная волна (при наличии взрыва при аварии); тепловое воздействие и воздействие продуктов сгорания (при наличии пожаров при аварии). За пределами объекта аварии поражающим фактором является ионизирующее излучение вследствие радиоактивного загрязнения окружающей среды.
На территории России осуществляется непрерывный контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды.
Радиационный мониторинг — это система регулярных наблюдений с целью оценки состояния радиационной обстановки, а также прогноза изменения её в будущем. В процессе мониторинга осуществляется контроль техногенных источников радиоактивных загрязнений — атомных электростанций, предприятий ядерно-топливного и ядерно-оружейного циклов, исследовательских ядерных реакторов, объектов Минобороны России, мест захоронения радиоактивных отходов и др.
Историческая справка
29 сентября 1957 г. в Челябинской области произошла авария, получившая название «Кыштымская». На производственном объединении «Маяк» взорвалась ёмкость с радиоактивными отходами . Произошло радиоактивное загрязнение местности площадью свыше 20 тыс. км2, на которой проживало около 300 тыс. человек.
26 апреля1986 г. на четвёртом блоке Чернобыльской АЭС (ныне Украина) произошла крупнейшая в мире ядерная авария, в результате которой радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью 160 тыс. км2.
6 апреля 1993 г. в Томской области на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината произошла авария, в результате которой образовалась зона радиоактивного загрязнения местности протяжённостью до 25 км и площадью около 100 км2.
Для постоянного контроля радиационной обстановки на территории России создана система мониторинга радиационной обстановки, которая объединяет ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации.
Мониторинг гидрометеорологических явлений. Система мониторинга и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях создана на базе государственной гидрометеорологической наблюдательной сети Росгидромета. Её основу составляют стационарные и подвижные пункты наблюдений.
Органы Росгидромета предоставляют:
• экстренную информацию (прогностическую и фактическую) об опасных природных гидрометеорологических явлениях: осадках, сильных ветрах, метелях, пыльных бурях, высоких уровнях воды при весенних половодьях и дождевых паводках, сходе селей и снежных лавин и других явлениях, а также комплексах неблагоприятных метеорологических явлений;
• прогнозы температурных аномалий и аномалий количества осадков по территории страны;
• характеристики предстоящего весеннего половодья на реках;
• прогнозы сроков замерзания рек, водохранилищ и морей, омывающих Российскую Федерацию;
• оперативную информацию об экстремально-высоком загрязнении окружающей среды и радиационной обстановке и проч.
Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации осуществляется системой надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, являющейся составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Руководство деятельностью данной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Основной задачей системы является организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарноэпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Роспотребнадзор организует также проведение социально-гигиенического мониторинга, который решает задачи наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, для принятия мер по устранению воздействия на население вредных факторов.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их социальноэкономических последствий. Задачами этой подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России являются:
• организация и проведение мероприятий по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учётом риска их возникновения;
• определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
• выработка рекомендаций по предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий ЧС.
1. Назовите основные виды мониторинга окружающей среды и перечислите чрезвычайные ситуации, которые можно предупредить с их помощью.
2. Какое значение имеет экологический мониторинг для экономического развития регионов страны?
1. Почему в нашей стране в последние годы уделяется особое внимание мониторингу лесных пожаров? Какие виды мониторинга лесных пожаров при этом используются и почему?
2. Каковы основные цели создания автоматизированных систем мониторинга промышленных объектов, какова цель обмена информацией между ними?
Подготовьте сообщение о системах мониторинга, наиболее важных для места вашего проживания (наличие опасных промышленных объектов, атомных станций, лесов и т.д.).