План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)





Тема 14. Опасности и риски. Человеческий фактор


Безопасность жизнедеятельности. В древние времена человек полностью зависел от природы. Однако с течением времени зависимость эта постепенно уменьшалась. Происходило это, главным образом, в связи с развитием человека как социального существа. Освоение огня, изготовление орудий труда, взаимодействие с другими людьми посредством речи привело к формированию общественных отношений. А в процессе развития общества человек создавал всё новые технические средства и системы, которые, кроме прочего, обеспечивали людям безопасность. Однако наступил момент, когда новые технологии сами стали источником опасности.

Прошлое столетие было ознаменовано невиданным скачком технического прогресса, увеличением численности населения планеты, глобализацией экономики. Среда обитания, преобразованная человеком для удобного и безопасного проживания, в отличие от естественной природной среды, неспособна к само регуляции. Для её поддержания необходима постоянная деятельность человека. В XXI в. основными целями человечества являются: повышение уровня и качества жизни людей; защита интересов каждого человека и обеспечение его безопасности, в том числе от глобальных катастроф; переход общества на модель устойчивого развития.

Запомните! Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания. 

Безопасность жизнедеятельности лежит в основе системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Опасности могут носить потенциальный, то есть скрытый, характер. Для проявления опасностей необходимы условия (причины), при которых они могут реализоваться. Главная цель науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников опасностей и причин их проявления, прогнозирование и оценка их действий в пространстве и во времени.

Для достижения этой цели необходимо проводить:

• исследование и анализ опасностей, существующих в среде обитания человека, их причин;

• разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

• формирование систем контроля опасностей и управление состоянием без опасности техносферы;

• разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

• организацию обучения населения основам безопасности.

Информация. Большой вклад в развитие вопросов безопасности внёс австрийский учёный, юрист Йозеф Зонненфельс (1732-1817), который утверждал, что у государства одна цель — достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя факторами — благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевается такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за своё имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства — общественную безопасность.

Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили выводы учёного о том, что безопасность — основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества.

Риск реализации опасностей. Большинство нормативных правовых актов, имеющих отношение к различным аспектам безопасности, связывают понятия «безопасность» и «риск».

Запомните! Риск — вероятность реализации опасного события в зоне пребывания человека.

Понятие риска включает два элемента: частоту, с которой происходит опасное событие, и последствия этого события. Условие безопасности состоит в ограничении значения риска ниже допустимой величины.

Риски классифицируют по различным критериям.

• По роду опасности: техногенные — связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды, аварии на производстве и т.д.); природные — независящие от деятельности человека (например, землетрясения, наводнения, цунами и пр.); смешанные — представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползни, возникающие во время строительных работ, затопление местности, вызванное аварией гидротехнического сооружения).

• По сферам проявления: политические — связанные с неблагоприятным изменением политической ситуации в государстве или действиями органов власти; профессиональные — связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски спасателей и пожарных), а также социальные, экологические, коммерческие риски и т.д.

• По возможности предвидения: прогнозируемые и непрогнозируемые.

• По характеру проявления во времени: постоянные и временные.

• По вероятности реализации: высокие, средние и малые.



Интересные факты

Есть такое выражение: «Авось пронесёт». Люди так говорят, когда понимают, что риск есть, но надеются на удачу. По одной из версий, когда-то очень давно слово «авось» образовалось из сочетания слов «а восе» («а вот сей час»). Со временем оно приобрело значение «вдруг, если».



Существует риск допустимый, предельно допустимый и недопустимый.

Риск допустимый (приемлемый )— уровень риска, с которым можно смириться ради получения определённых благ и выгод. Уровень приемлемого риска не превышает установленных социальных, экономических, экологических и других норм для данного вида деятельности, такой риск не требует дополнительных затрат по его снижению.

Риск предельно допустимый — верхний уровень допустимого риска.

Риск недопустимый (неприемлемый ) — уровень риска, установленный административными или регулирующими органами как максимальный, при достижении которого необходимо принять меры по его устранению.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. №184 - ФЗ «О техническом регулировании» определяет безопасность как состояние, при котором отсутствует не допустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Другими словами, можно сказать, что безопасность — это такое состояние, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых уровней. Этот же закон определяет риск как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учётом тяжести этого вреда.

Чтобы защитить себя от различных угроз, способных нанести материальный, экологический ущерб хозяйству, привести к многочисленным человеческим жертвам, люди накапливали опыт противодействия существующим опасностям и рискам, анализировали статистические данные и на этой основе создали научно-методическую базу, позволяющую оценивать риски реализации потенциальных опасностей.

Оценка риска непосредственно связана с теорией вероятностей — разделом математики, который изучает закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.



Историческая справка

Считается, что теория вероятностей зародилась в Средние века: к тем временам относятся первые попытки произвести математический анализ азартных игр. Самые ранние работы учёных в области теории вероятностей были написаны к XVIIв. Исследуя прогнозирование выигрыша в азартных играх, Блез Паскаль и Пьер Ферма открыли первые вероятностные закономерности, возникающие при бросании костей.

Блез Паскаль (1623 - 1662) — французский математик, физик, литератор и философ. Один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии. В 1654 г. Блез Паскаль разработал математическую основу теории вероятностей, которая стала фундаментом практически всех средств измерения рисков, используемых в настоящее время.



Риски и человеческий фактор. Развитие опасных видов производства, изменение климата, вооружённые конфликты и политические противостояния, активизация террористической деятельности — всё это делает особенно актуальной проблему определения рисков и их минимизации.

Сегодня в большинстве отраслей промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. имеются свои исследовательские отделы, центры и лаборатории, которые занимаются изучением рисков, связанных с конкретными видами деятельности. МЧС России также занимается изучением рисков.

При обеспечении безопасности сложных технических систем слабым звеном, как правило, является человек. В результате исследования причин аварий и катастроф, связанных с неправильными действиями или с бездействием людей в критический момент, появилось новое понятие: человеческий фактор.

Человеческий фактор — это опасность, обусловленная неадекватными действиями человека в сложной, критической ситуации.

В чрезвычайных ситуациях все люди ведут себя по разному. Поведение конкретного человека зависит от его образования и воспитания, типа нервной системы, особенностей мышления, состояния здоровья, опыта работы и т.д. Исследования показали, что предупредить ошибку человека или полностью избежать ошибок не возможно. Чем более сложной является техническая система или производство, тем в большей степени безопасность зависит от знаний, поведения и действий человека.

Информация. Анализ причин возникновения чрезвычайных ситуаций показывает, что около 80% техногенных аварий и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом 30% из них связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные — с недостаточной обученностью и низкой культурой.

Нарушение правил безопасности на производстве и в быту связано с индивидуальными качествами людей, чаще всего отрицательными: не дисциплинированностью, беспечностью, не компетентностью, эмоциональной неустойчивостью и т.п.

Примеры. 19 марта 2007 г. в результате взрывов метано-воздушной смеси и угольной пыли, произошедших на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области, погибли 110 человек. Комиссия установила, что причиной стало вмешательство человека в работу оборудования безопасности.

Известны случаи, когда опытнейшие работники, зарекомендовавшие себя специалистами высшей квалификации, принимали неверные решения, подчас даже в сравнительно несложных ситуациях. Любому человеку свойственно совершать ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем.

Снижение числа чрезвычайных ситуаций, возникших за счёт человеческого фактора, может быть достигнуто путём:

• разработки и внедрения новых технических систем;

• совершенствования отбора и подготовки кадров;

• совершенствования системы обучения;

• улучшения условий профессиональной деятельности работников.

Уровень подготовленности каждого человека является определяющим фактором с точки зрения не допущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Повышение уровня защищённости общества во многом зависит от грамотных действий каждого гражданина и должно достигаться путём совершенствования системы обучения населения способам защиты и действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Однако этот процесс не должен сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Нужно развивать нормы и традиции безопасного поведения, формировать физическую и психологическую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.



Проверьте свои знания

1. Что такое опасность? Какие опасности могут грозить человеку и среде его обитания?

2. Что такое безопасность? Опишите разделы безопасности жизнедеятельности как области научного знания.

3. Что такое риск? Как вы понимаете, что такое допустимый, предельно допустимый и недопустимый риски?

4. Что означают слова «человеческий фактор»?

5. От каких основных факторов зависит повышение уровня защищённости общества?




Подумайте

1. В чём заключается разница между риском в быту и производственной сфере? Назовите причины и возможные последствия этих рисков.

2. Какие качества человека могут способствовать нарушению правил безопасности?




Выполните задания

1. Приведите примеры аварий, связанных с человеческим фактором. Подготовьте краткое сообщение на эту тему.

2. Подберите синонимы и антонимы к слову «безопасность».

3. Найдите необходимую информацию и составьте схемы «Классификация опасностей» и «Классификация рисков» по различным критериям.





Наверх