План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)





Тема 15. Структурные компоненты, составляющие культуру безопасности жизнедеятельности


Культура безопасности жизнедеятельности. Ежедневно человек сталкивается с необходимостью рассчитывать свои возможности и последствия своих действий. Важно, чтобы люди осознавали личную ответственность за результаты своей деятельности.

Устойчивость развития страны во многом зависит от стремления каждого человека и общества в целом обеспечить безопасность в условиях чрезвычайных и опасных ситуаций. При этом недостаточно знать, как возникают те или иные чрезвычайные ситуации, и создавать механизмы их предупреждения. Нужно, чтобы меры безопасности были поняты людьми и востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, нашли отражение в психологических установках, необходимо также, чтобы принципы безопасности лежали в основе политики и экономики государства.

Запомните! Культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) — это определённый уровень развития человека и общества, который характеризуется осознанием необходимости обеспечивать безопасность жизнедеятельности, наличием системы личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, высокой степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Важнейшее значение в формировании культуры безопасности жизнедеятельности имеет создание необходимой нормативной базы. Нужна также просветительская и воспитательная работа, направленная на формирование у каждого человека высокого уровня правосознания в области безопасности.

Знания и навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях очень важны. Однако нередко причиной серьёзных проблем, в частности проблем со здоровьем, становятся не чрезвычайные ситуации, а пренебрежение нормами здорового образа жизни, правилами безопасного поведения в быту и на работе. Так, например, в России ежегодно погибают от отравления алкоголем и передозировки наркотиков несколько тысяч человек; от суицида на почве психоэмоциональных расстройств — более 20 тыс. человек; от заболеваний, вызванных табакокурением, — более 300 тыс. человек.



Историческая справка

В Европу табак попал благодаря экспедиции Колумба в Америку, в конце XV в. Индейцам это растение было известно давным-давно, они использовали его в самых разных целях, в том числе как обязательный элемент ритуалов. За сто лет заморское растение, привезённое португальскими моряками, распространилось по всей Европе.

Долгое время европейцы приписывали этому растению целебные свойства. Так, французский посланник при португальском королевском дворе Жан Вильман Ников 1560 г. подарил французской королеве Екатерине Медичи листья табака, отрекомендовав их как волшебное средство от головной боли. Считалось так же, что табак помогает при коликах, дизентерии, зубной боли и ещё многих недугов.



К сожалению, человечеству понадобилось много времени, чтобы убедиться в ошибочности этих представлений. Только в XX в. медики убедительно доказали, что табакокурение наносит огромный вред организму, провоцирует развитие болезней дыхательных путей, ишемической болезни сердца и других проблем со здоровьем, становится причиной преждевременного прерывания беременности. Современная статистика свидетельствует, что болезни, связанные с курением, ежегодно уносят во всём мире пять миллионов жизней.

Уровни формирования КБЖ. Культура безопасности жизнедеятельности формируется на трёх уровнях: индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном. Государство уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях.

На индивидуальном уровне основное внимание уделяется вопросам подготовки и обучения в области безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания, привития норм безопасного поведения и формирования индивидуальных ценностей человека.

На корпоративном уровне проводится подготовка персонала, в числе прочего путём проведения учений и тренировок, поддерживается формирование профессиональной этики, производится контроль и надзор в области безопасности жизнедеятельности и т.д.

На общественно-государственном уровне реализуется научно-техническая деятельность в области обеспечения безопасности и управления рисками, разрабатывается и распространяется социальная реклама в области безопасности и др.

Только комплексное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях (табл. 4) усиливает сплочённость общества перед возможными опасностями.


Таблица 4

Уровни формирования КБЖ и их составляющие

Индивидуальный Корпоративный Общественно-государственный
Элементы культуры безопасности жизнедеятельности
Гражданские ценности:
• осознанная потребность следовать правилам безопасного поведения;
• патриотизм, верность Конституции Российской Федерации;
• готовность служить Отечеству;
• уважение к законам, нормам права и общественной морали, самосознание
Профессиональные ценности:
• высокое профессиональное мастерство и культура;
• служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне безопасности;
• трудовая дисциплина;
• чувство профессиональной чести и достоинства
Общечеловеческие ценности:
• признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью;
• отказ от войны как средства разрешения межгосударственных противоречий, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма;
• обеспечение безопасности окружающей среды
Мероприятия по формированию культуры безопасности жизнедеятельности
• Обучение в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;
• пропаганда знаний, духовных и патриотических ценностей;
• проведение мероприятий в рамках деятельности Всероссийского общественного движения «Школа безопасности» и других общественных движений;
• активизация деятельности музеев и библиотек в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
• Обучение работающего населения по соответствующим программам;
• частие в тренировках и учениях по безопасности жизнедеятельности; •морально-психологическая подготовка
•Развитие нормативного правового поля;
• обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;
• привитие системы социальных ценностей, приоритетов сознания в области безопасности жизнедеятельности;
• развитие науки в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций;
• внедрение страховых механизмов обеспечения безопасности

Структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности может осуществляться в течение всей жизни человека, и в этом процессе принимают активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Деятельность государства по формированию культуры безопасности жизнедеятельности носит системный междисциплинарный и межведомственный характер.

Междисциплинарный характер формирования КБЖ заключается в организации совместной деятельности различных организаций по основным структурным компонентам, составляющим КБЖ.


Структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности в области гражданской защиты Культура транспортной безопасности Культура безопасности в области экологии и природопользования Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту
Культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ)
Культура безопасности в области энергетики Культура безопасности труда Культура информационной безопасности Культура противодействия экстремизму и терроризму

Перечень компонентов уточняется в зависимости от того, какие угрозы наиболее вероятны в настоящий момент. Ещё четверть века назад не был актуален такой компонент, как формирование культуры информационной безопасности, а сейчас, с появлением Интернета, он стал важен. Интернет открывает человеку безграничный доступ к информации, что само по себе очень ценно, но у этой медали есть и обратная сторона: каждый день мы рискуем столкнуться в Сети с материалами непристойного содержания, с пропагандой насилия, наркотиков и алкоголя. Такая информация может нанести вред духовному развитию человека, особенно молодого.

Межведомственный характер заключается в организации взаимодействия различных министерств и ведомств в процессе формирования КБЖ. Ведущую роль в организации формирования культуры безопасности жизнедеятельности в соответствующих сферах деятельности выполняют федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

• за формирование культуры безопасности в области гражданской защиты отвечает в первую очередь МЧС России;

• за формирование культуры транспортной безопасности — Министерство транспорта Российской Федерации и МВД России;

• за формирование культуры в области экологии и природопользования — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

• заформированиекультурыпротиводействиятерроризмуи экстремизму—МВДиФСБ;

• за формирование культуры здорового образа жизни и культуры безопасности в быту — Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты и Министерство спорта Российской Федерации;

• за формирование культуры в области энергетики — Министерство энергетики Российской Федерации;

• за формирование культуры безопасности труда — Министерство промышленности и торговли, Министерство сельского хозяйства и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

• за формирование культуры информационной безопасности — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом решающую роль на всех этапах формирования КБЖ призваны нести Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ. Эти ведомства осуществляют государственное регулирование в сфере образования, в том числе в области безопасности жизнедеятельности.

Только совместными усилиями личности, общества и государства можно повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания.



Проверьте свои знания

1. Назовите уровни и основные мероприятия по формированию КБЖ.

2. В чём заключается системный и междисциплинарный характер формирования КБЖ?

3. Какие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации должны заниматься формированием КБЖ в соответствии с её компонентами?




Подумайте

1. Почему решающая роль в вопросах формирования культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования?

2. Почему, помимо конкретных знаний, так важна культура безопасности жизнедеятельности?




Выполните задания

1. Составьте схему организации межведомственного взаимодействия по формированию КБЖ в соответствии с её компонентами. 2

. Найдите информацию о роли и задачах МЧС России по формированию КБЖ у подрастающего поколения. Подготовьте краткое сообщение.





Наверх