План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)



Тема 22. Профилактика инфекционных заболеваний. Санитарно-эпидемиологический надзор


Профилактика инфекционных заболеваний. Успехи медицины в борьбе с инфекционными болезнями не уменьшают актуальности проблемы их профилактики (предупреждения) в современном мире.

Запомните! Профилактика — комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и (или) устранение факторов риска его возникновения.

Как вы уже знаете, инфекции могут проявляться в острой или хронической форме, а также существовать в организме в скрытой форме.

Возникновение той или иной формы зависит, с одной стороны, от количества попавших в организм возбудителей и их свойств, а с другой — от состояния организма, степени его восприимчивости или предрасположенности к данной болезни.

Присутствие в организме ряда возбудителей не сопровождается развитием болезни, если нет определённых дополнительных условий. Такие возбудители составляют большую группу условно-патогенных. Они могут долго бессимптомно существовать на коже, слизистых оболочках, в полости кишечника, пока травма, переохлаждение или другой фактор не позволят им проявить свои болезнетворные свойства.

Комплекс предупредительных мер в отношении инфекционных заболеваний направлен на три звена эпидемического процесса:

• источник инфекции;

• путь передачи инфекции;

• восприимчивый к инфекции организм.

Источником инфекции служит больной организм или носитель. К мероприятиям, проводимым в отношении источника инфекции, относятся:

• раннее и полное выявление больных;

• своевременная изоляция инфицированных, госпитализация и лечение;

• проведение дезинфекционных мероприятий в очаге инфекции.

Каждой инфекционной болезни свойствен определённый механизм передачи. Знание этих механизмов лежит в основе профилактики инфекционных болезней. Весьма важен разрыв второго звена эпидемического процесса — путей передачи возбудителя. Поэтому в профилактике инфекционных болезней огромное значение отводится:

• соблюдению правил личной гигиены;

• пропаганде личной гигиены и санитарной культуры среди населения;

• оказанию практической помощи органам здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.

В очагах инфекционных заболеваний обеспечивается особый санитарно-гигиенический контроль за продажей пищевых товаров, санитарным состоянием объектов питания и водоснабжения, выполнением санитарных и технологических правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов, готовой пищи, пользования водой, а также за полнотой проведения дезинфекционных мероприятий.

Профилактические меры, направленные на третье звено эпидемической цепи — восприимчивость организма, заключаются в создании искусственного иммунитета против инфекционных болезней.

Запомните! Иммунитет — невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности.

Различают естественный и искусственный иммунитет. К естественному относятся врождённый и приобретённый виды иммунитета, а искусственный может быть сформирован активным или пассивным способами.

Невосприимчивость человека к некоторым инфекциям, например к куриной холере, чуме рогатого скота и др., является врождённой. Приобретённый естественный иммунитет возникает у человека после перенесённого им заболевания, например кори, ветряной оспы и др.


Виды иммунитета

Естественный Искусственный
Врождённый (пассивный) Приобретённый (активный) Активный Пассивный
Наследуется ребёнком от матери (люди с рождения имеют в крови антитела, которые предохраняют их от собачьей чумы, чумы крупного рогатого скота и др.) Появляется после попадания в кровь чужеродных белков, например после перенесённого инфекционного заболевания (оспа, корь и др.) Появляется после прививки (после введения в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания) Появляется при действии лечебной сыворотки, содержащей необходимые антитела; сыворотку получают из плазмы крови болевших животных или людей

Для формирования искусственного иммунитета в целях профилактики заболевания какой- либо инфекцией проводят вакцинацию. 

Запомните! Вакцинация — проведение профилактических прививок с целью вызвать иммунитет к определённой болезни, который предотвращает или ослабляет последствия заражения.

Основным принципом вакцинации является то, что пациенту вводится ослабленный или мёртвый болезнетворный агент для образования в его организме собственных антител, которые в последствии будут успешно бороться с возбудителем заболевания. Формирующийся в результате иммунитет является активным, поскольку организм боролся с инфекцией самостоятельно, но искусственным, потому что возбудитель был специально введён в организм. В зависимости от вида вакцин и инфекций прививки могут проводиться внутри-кожным, подкожным, накожным и аэрозольным (вдыханием паров) методами.

Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена.

Естественный активный иммунитет возникает после перенесённого инфекционного заболевания

Вакцинацию против туберкулёза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и других инфекционных заболеваний обязательно проводят в определённые сроки после рождения человека. Некоторые прививки люди делают специально, отправляясь в неблагополучные районы или экзотические страны, где есть вероятность заразиться смертельно опасным заболеванием (сибирской язвой, холерой, чумой и др.).

В ситуации, когда человек уже болен и инфекционное заболевание протекает интенсивно, в его организм вводят лечебную сыворотку, содержащую антитела, выработанные другим организмом в результате активной иммунизации. Такой вид иммунитета называют искусственным пассивным (рис. 92). Естественный пассивный иммунитет формируется у младенцев благодаря грудному вскармливанию. Вместе с молоком матери они получают антитела, которые образовались в её организме в процессе борьбы с различными инфекциями. При переходе на обычное питание эта защита прекращается и организм ребёнка начинает вырабатывать свой иммунитет в ответ на проникновение в него инфекций. В отличие от активного иммунитета пассивный не сохраняется длительное время.

В тех случаях, когда вид возбудителя инфекционного заболевания не установлен, в целях предупреждения развития инфекции применяют комплексные препараты из антибиотиков и других противомикробных средств. Такое комплексное лечение называют экстренной профилактикой. При установлении вида возбудителя иммунизацию проводят препаратами, специфическими для данного возбудителя.

При возникновении угрозы эпидемии (распространения какой-либо инфекционной болезни, значительно превышающего уровень обычной заболеваемости на данной территории) устанавливается карантин, особенно в случае возникновения смертельно опасных заболеваний.

Запомните! Карантин (от итал. quarantagiorni — сорок дней) — комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица (группы лиц), животного, груза, товара; имеет целью не допустить распространение инфекционных заболеваний.

Население в зоне карантина разобщается на мелкие группы, контакт между ними исключается. Категорически запрещается выезд из зоны карантина, въезд в него допускается в исключительных случаях. По периметру очага служба охраны общественного порядка организует охрану (оцепление).

Примеры. В 2020 - 2021 гг. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции во многих странах мира были введены беспрецедентные карантинные меры: для туристов закрывались государственные границы, граждане продолжительное время должны были оставаться дома, вводились комендантский час и другие ограничения.

Если последующими лабораторными исследованиями в очаге не выявлены возбудители особо опасных инфекций и нет угрозы распространения массовых заболеваний, карантин заменяют режимом обсервации (от лат. observatio — наблюдение с временной изоляцией лиц, подозрительных по инфекционным заболеваниям или соприкасавшихся с инфекционными больными).

Правила поведения во время эпидемии

Чтобы избежать заражения во время массового распространения инфекционного заболевания, следует выполнять определённые правила. Рассмотрим их на примере ситуации распространения инфекции гриппа.

Утром:

• примите витамины и препараты, повышающие иммунитет (согласно инструкции);

• выпейте витаминный чай или настой (с малиной, смородиной, шиповником);

• перед выходом смажьте носовые пазухи эфирным противопростудным маслом или противовирусной мазью.

По дороге в школу:

• если есть такая возможность, идите пешком, а не пользуйтесь общественным транспортом;

• старайтесь сохранять дистанцию около полутора метров с другими людьми;

• если едете в транспорте, наденьте маску и перчатки и не снимайте их до выхода, не касайтесь лица руками.

В течение дня:

• чаще мойте руки с мылом и обрабатывайте антисептиками;

• как можно меньше касайтесь руками лица (слизистые оболочки рта, носа, глаз наиболее уязвимы для микробов);

• периодически проветривайте помещение.

Вечером:

• перед сном проветрите комнату;

• на ужин выбирайте продукты, которые содержат много микроэлементов и антиоксидантов (овощи, зелень, бобовые, морепродукты).

Если в вашем доме есть больной гриппом:

• выделите ему отдельную посуду и полотенце;

• ежедневно проводите влажную уборку и проветривайте помещение;

• общайтесь с больным только в специальной маске.

Общие рекомендации:

• по возможности реже бывайте в местах массового скопления людей;

• ни в коем случае не занимайтесь самолечением, не принимайте противовирусные препараты и антибиотики без назначения врача.

Санитарно-эпидемиологический надзор. Для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями экономики страны создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая организует мероприятия по оздоровлению среды обитания населения, в том числе:

• устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

• информирует органы государственной власти и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• готовит предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

• организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

• осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

• осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 8 и 10 этого закона:

граждане имеют право:

• на благоприятную среду обитания;

• получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

• осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил и вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; граждане обязаны:

• выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений;

• заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;

• не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.



Проверьте свои знания

1. Что такое профилактика? Какие мероприятия включает профилактика инфекционных болезней?

2. Каковы основные звенья эпидемиологического процесса? Как локализовать источник инфекции? Как можно разорвать пути передачи инфекции? Каковы профилактические меры по снижению восприимчивости организма к инфекции?

3. Что такое иммунитет? В чём отличия естественного и искусственного иммунитета?

4. Что такое вакцинация? В каких случаях применяют лечебную сыворотку?

5. Каковы отличия карантина от обсервации?

6. Для чего создана санитарно-эпидемиологическая служба? Какие мероприятия она осуществляет?

7. Каковы права и обязанности граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия?




Подумайте

1. Почему многие желудочно-кишечные заболевания часто называют «болезнями грязных рук» и почему эти болезни чаще возникают у детей?

2. Как вы думаете: легче предупредить болезнь (путём принятия мер профилактики) или вылечить её у заболевшего человека? Обоснуйте своё мнение.




Выполните задания

1. Перечислите меры, которые, по вашему мнению, необходимо предпринять для снижения количества инфекционных заболеваний в стране?

2. Придумайте короткий лозунг, девиз или эмблему в поддержку освоения (особенно молодёжью) навыков здорового образа жизни в России.





Наверх