План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Материалы к урокам для 11 класса (по учебнику под редакцией Э.Н. Аюбова и др.)



Тема 35. Подготовка офицеров для Вооружённых Сил Российской Федерации. Порядок поступления в военные учебные заведения Российской Федерации


Военное образование. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим видом деятельности государства. Реагирование на угрозы национальной безопасности государства зависит от боеспособности и боеготовности его вооружённых сил, основной составляющей которых являются офицерские кадры. Уровень их подготовки обеспечивается системой профессионального образования в военно-учебных учреждениях и влияет в конечном итоге на составляющие военной безопасности государства.



Историческая справка

Впервые офицерские чины (звания) появились в 70-х гг. XVI в. в западноевропейских государствах. В русской армии офицеры впервые появились в 30х гг. XVII в., в полках нового строя, с привлечением иностранных командиров (начальников). В 1700 г. после битвы при Нарве Пётр I сделал упор на подготовку национальных командных кадров (офицерский корпус). Офицерский корпус стал формироваться из представителей дворянского сословия.



Офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной его частью. Офицеры как профессиональная группа в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения в стране. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. Именно этот период ознаменован самыми славными победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко, и именно в то время стала одной из сильнейших держав мира.

В Российской империи в 1912 г. 53,6% офицеров (в пехоте — 44,3%) происходили из дворян, 25,7% — из мещан и крестьян, 13,6% — из почётных граждан, 3,6% — из духовенства и 3,5% — из купцов. Однако во время Первой мировой войны социальный состав офицерского корпуса России значительно изменился: стал включать практически всех годных к военной службе лиц, имевших образование в объёме гимназии, реального училища и равных им учебных заведений.

Революция и Гражданская война положили конец существованию офицерского корпуса Российской империи. Многие офицеры погибли в ходе Гражданской войны, другие оказались в эмиграции либо были расстреляны или погибли в тюрьмах и лагерях в 20-30-е гг. Были также офицеры, которые перешли на службу в Красную армию.

Система военного образования России включает военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования по различным специальностям.

Отбор граждан для поступления в военные образовательные организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В военные образовательные организации имеют право поступать:

• граждане, не проходившие военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет;

• граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;

• военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Информация. Военный университет является многопрофильной военной образовательной организацией, ведущим учебно-методическими научным центром Вооружённых Сил Российской Федерации. Он по праву считается правопреемником таких прославленных вузов, как Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, Военный институт иностранных языков, Военно-юридическая академия, Военно-финансовая академия, Московская военная консерватория.

История вуза началась 5 ноября 1919 г. В этот день приказом по Петроградскому военному округу был образован Учительский институт Красной армии им. Н.Г. Толмачёва.

Военный университет — одно из старейших военно-учебных заведений страны. В нём ведётся подготовка военных кадров по пяти направлениям: военно-гуманитарному, военно-юридическому, военно-филологическому, военно-дирижёрскому и военнофинансовому.

Возраст поступающих на учёбу лиц определяется по состоянию на 1 августа года поступления.

Граждане, прошедшие и не проходившие военную службу, изъявившие желание поступить в военно-учебные заведения, подают заявления в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по месту регистрации, прилагая к заявлению перечень документов установленной формы.

Информация. Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого ведёт свою историю от офицерского отделения Артиллерийского училища, открытого в Санкт-Петербурге 25 ноября (7декабря) 1820 г. Академия — одно из старейших учебных заведений, которое стояло у истоков высшего военного и технического образования в России. С 1849 г. именовалась Михайловским артиллерийским училищем в честь своего основателя — великого князя Михаила Павловича, с 1855 г. — Михайловской артиллерийской академией. Впервые сто лет своей деятельности академическая научно-педагогическая школа фактически была единственным отечественным центром по развитию теории оружия, выработке основ проектирования и производства огнестрельных, ракетных, минных устройств — средств поражения и уничтожения противника.

Приёмная комиссия военного учебного заведения на основании рассмотрения поступивших документов кандидатов определяет соответствие отобранных кандидатов установленным требованиям и принимает решение об их допуске к профессиональному отбору для зачисления курсантами.

Профессиональный отбор включает:

• определение годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья;

• определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;

• вступительные испытания, состоящие из оценки уровня обще-образовательной подготовленности кандидатов по результатам Государственной итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется приём;

• оценки индивидуальных достижений и уровня физической подготовленности кандидатов.

Кандидаты, прошедшие профессиональный отбор, по результатам конкурса зачисляются на учёбу. Граждане, не прошедшие профессиональный отбор, не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, забравшие документы после начала профессионального отбора, а также кандидаты, которым отказано в дальнейшем прохождении профессионального отбора по недисциплинированности, из конкурса выбывают и в вузы не зачисляются.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

Девушки, желающие связать свою жизнь со службой в армии, также могут стать абитуриентами высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Перечень учебных заведений, в которые предлагается поступить на обучение по программам высшего образования с полной военно-специальной подготовкой, представлен на официальном сайте Минобороны России.



Проверьте свои знания

1. С какого возраста граждане Российской Федерации имеют право поступать в военные образовательные организации?

2. В чём заключается профессиональный отбор кандидатов для зачисления в военно-учебные учреждения?




Подумайте

1. Какими морально-психологическими качествами должен обладать офицер? Чем, на ваш взгляд, он должен отличаться от людей других профессий?

2. Каков, на ваш взгляд, должен быть статус российского офицера в современном обществе? Хотели бы вы посвятить свою жизнь делу защиты Отечества?

3. Можно ли начать готовить себя к профессиональной военной деятельности в школе? Какие, на ваш взгляд, учебные предметы помогают этому?

4. Почему в последнее время девушки чаще собираются связать свою профессиональную деятельность с военной службой?




Выполните задания

1. Подготовьте доклад о том, какие военно-патриотические мероприятия в школе способствуют популяризации профессии офицера. В каких из них за время обучения вы приняли участие?

2. Подготовьте сообщение о системе подготовки офицеров в Российской империи или в Советском Союзе. Сравните её с современной системой. Сделайте выводы.





Наверх