• причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) личности и общества;
• образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины);
• личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины).
институт социального воспитания; социальное взросление личности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации полная гражданская ответственность гражданина России за соблюдение социальных норм и правил жизнедеятельности, принятых в обществе, наступает с 18 лет.
Культура безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) — часть общей культуры человека в современном мире. Изучение причин техногенных аварий и катастроф за последние десятилетия в России свидетельствует о низкой культуре безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) людей в производственной и бытовой сферах, даже при наличии необходимых знаний. Почему взрослые не всегда соблюдают правила техники безопасности? Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни? Почему человеческий фактор — самая частая причина аварий? Как объяснить парадокс: знаний много, а культуры безопасности мало?
Вероятные причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в обществе, по мнению учёных:
• психологические: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях;
• духовные: низкие личностная мотивация и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь; доминирование в сознании сиюминутных ценностей, заставляющих спешить, экономить, надеяться на авось, надеяться на сознательность других людей, доверять незнакомым и др.;
• социальные: низкий контроль соблюдения культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в общественных местах, на предприятиях, отсутствие жёсткого контроля нарушений и обязательного адекватного наказания мерами правовой ответственности;
• экономические: нестабильность экономики, динамика и кризисы, сильное расслоение общества, неуверенность большинства людей в завтрашнем дне;
• образовательные: поверхностные, отрывочные теоретические знания, слабо развитое абстрактное и аналитическое мышление.
Эти причины оказывают определяющее влияние на качество формирования культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в обществе. В других странах мира — свои проблемы и условия: социально-экономические, климатогеографические, общественно-политические. Например, в Японии учения по гражданской обороне население воспринимает с благодарностью к властям за бесплатный и очень ценный опыт обучения спасению в чрезвычайных ситуациях Приезжающие R Израиль на постоянное место жительства должны обязательно пройти обучение и сдать экзамен по гражданской обороне, чтобы активировать свои гражданские права.
Цель современного общего образования — развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных, социальных. Ключевые компетенции выпускника школы — это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности. Основа развития ключевых компетенций — освоение знаний и способов мыслительной и практической деятельности.
«Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» как учебный предмет направляет познавательную активность школьников на осознание личной ответственности за собственную и общественную безопасность.
Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) — это образовательный ресурс интегрированного научно-практического знания, который решает задачи повышения общей грамотности населения России по вопросам обеспечения общественной и личной безопасности. Компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) рассматривается государством и обществом как необходимая составная часть общей культуры человека.
Образованность — необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире. Однако образованность человека ещё не является гарантией благополучия его деятельности. Философы Древней Греции утверждали, что иногознание не учит мудрости. Только духовное сознание, а также нравственный выбор определяют характер действий человека: гуманность во имя добра, сохранения жизни и здоровья людей и природы или циничность и асоциальность поступков, действий только для личной пользы.
Увлекательность и эффективность образования зависит от главного умения человека — продуктивно учиться: самостоятельно ставить познавательные цели, добывать необходимую информацию, перерабатывать её и использовать в жизни с учётом законов общества. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их несоблюдение!
С каждым годом непрерывно и гигантскими темпами растёт поток информации, которую должен перерабатывать мозг современного школьника в знания и умения. Процесс реформирования образования становится постоянным в динамично развивающемся мире. Современному человеку приходится учиться всю жизнь, иногда кардинально менять профессию, регион проживания, образ жизни. Многие страны мира сегодня реализуют концепцию непрерывного образования, продолжающегося в течение всей жизни человека.
Ошибочно полагать, что необразованный житель Экваториальнэй Африки намного глупее образованного туриста из Европы или Америки, который приехал в Африку. У аборигенов Африки больше шансов выжить в экстремальных для европейца условиях. Тем не менее турист-европеец, хорошо подготовленный к опасному путешествию, может насладиться красотой экзотического края без потерь для здоровья.
Общественные и государственные институты активно участвуют в социальном воспитании молодого поколения — определяют образовательную политику, утверждают государственные образовательные стандарты, программы, финансируют образовательную деятельность организаций основного и дополнительного образования молодёжи (кружки, дома творчества и спорта, школы олимпийского резерва).
Наиболее сильное влияние на формирование мировоззрения личности (кругозора, потребностей, ценностных предпочтений, нравственных установок и образцов поведения) оказывают институты социального воспитания: семья, религия, этнокуль- тура рода (раса, национальность, традиции быта, язык мышления), школа, объединение дополнительного образования, неформальные группы и лидеры молодёжной субкультуры, средства массовой информации, другие организации.
Надо быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой деструктивной организации: секты, экстремистской или террористической организации, криминального сообщества, реализующих асоциальные идеи и методы. Специалисты в области образования ведут непростую борьбу за социальную направленность духовного развития молодёжи, предлагая модели продуктивного и безопасного поведения с учётом законов, норм и правил общежития (общего жития). Социальные законы несовершенны, но позвсляют регулировать наиболее значимые для большинства социальные процессы. Школьнику помогают адаптироваться к жизни в сложном и противоречивом современном мире. Развитие способностей, освоение опыта продуктивного поведения формирует функциональную грамотность и социальную зрелость человека.
Социальное взросление личности — это процесс осознания и освоения законов, правил поведения, норм морали и нравственности, с учётом индивидуальных особенностей развития человека.
1. Как влияют институты социального воспитания на формирование нравственности молодёжи?
2. Какое влияние оказывает внутренняя культура безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) школы на социальное вэспитание школьника?
3. Какие социальные институты, организации оказывают деструктивное влияние на духовное развитие молодёжи?
4. Выясните, почему обязательное среднее образование для детей и подростков, оплачиваемое государством, считается важным социально-культурным завоеванием старших поколений.
1. Социальное и профессиональное самоопределение молодёжи в Российской Федерации.
2. «Кому на Руси жить хорошо?» — социум и безопасность.
3. Научись говорить «нет» в проблемной ситуации.
4. Психологический портрет современного выпускника.