План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
11 класс




Урок 3
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) человека в среде обитания



Вопросы для обсуждения

• научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины);

• основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) и научные подходы к их изучению;

• закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда» и показатели благополучия и безопасности среды для человека.




Ключевые понятия темы:

моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный {объектный), синергетический.



Общая теория безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) была выделена в самостоятельную научную отрасль в середине прошлого века и первоначально объединяла научные знания нескольких дисциплин: охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны. В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) включает в себя достижения психологии, педагогики, медицины, физической культуры, экономики, теории качества, кибернетики, синергетики, теории образования, социологии, биологии, экологии, валеологии, эргономики, культурологии, специальных теорий безопасности (радиационной, химической, экологической, биологической и др.).

Научные основы теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) — это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания. Научные средства теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины): общенаучные и специальные концепции, методологические подходы, этические и экологические критерии, исследовательские, проектные, организационные принципы и методы, термины и определения процессов жизнедеятельности объектов в целостном природно-социальном мире биосферы (ноосферы).

Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе. Среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей.

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины): личность (человек), общество, государство, условия жизнедеятельности (среда). Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) — опасность (опасности) для жизни объектов условий обитания.

Опасность — это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды. Опасности (опасные явления) — это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно. Теория безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) включает методы оценки вреда от поражающего воздействия опасностей на здоровье людей, методы оценки рисков (вероятности) ущерба благополучию объектов и среды жизнедеятельности.

Основополагающий общенаучный подход к изучению проблем безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) — моделирование объектов. Модель объекта представляет собой его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур, определённого иерархического подчинения и взаимодействия. Чем более детально и математически верно спроектирована модель, тем больше её тождественность оригиналу и тем более информативны и достоверны все остальные научные исследования при работе с моделями.

Методологические подходы — это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. В общей теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) для разработки моделей среды обитания и деятельности в ней человека применяются следующие общенаучные, междисциплинарные методологические (исследовательские) подходы: холистический, системный, средовый, аналитический, функциональный (объектный), синергетический, экологический.

Методологические подходы выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют стратегии и тактику (методы) изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов (систем) микро- и макромира.

Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства. Условно выделяют среды: водную, воздушную, подземную, наземную, техногенную (техническую), социальную, учебную, рабочую и другие виды сред, входящие в биосферу. Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе.

Среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей. Естественная (природная) среда обитания человека самодостаточна, т. е. может развиваться, восстанавливать себя и существовать без участия человека. Современная среда обитания человека в биосфере Земли и космоса уже испытывает значительную «экологическую напряжённость» вследствие созданной людьми техносферы, антропосферы. Истощение природного слоя биосферы и разрушение в ней экологических систем ведёт к торможению восстановительного процесса, к экологическим проблемам, грозящим экологическими бедствиями: засухой, засолением и загрязнением почв, высыханием водоёмов, истощением плодородного слоя земли, вымиранием некоторых видов животных и растений, ростом заболеваний людей.

Экология изучает законы выживания и взаимодействия любых живых систем в окружающей среде (биотической, абиотической), исследует характеристики экологических ниш биологических объектов (живых систем), включая человека (разделы глубинной и социальной экологии). Поэтому в разработке моделей среды обитания применяют экологический подход.

Экологический подход подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Общенаучной концепцией и методологической основой теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) является современная научная картина мира, представленная в виде обобщённой теоретической модели самоорганизующейся целостной природно-техносоциальной системы биосферы (ноосферы) планеты Земля в пространстве ближнего космоса.

Системный подход определяет представление модели взаимодействия объектов в среде как взаимодействие элементов системы между собой в жизненном процессе. Процесс взаимодействия объектов и человека представляет собой процесс обмена потоками масс вещества, энергии всех видов и информации в условно выделяемой для изучения системе «человек — среда обитания». «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации» (Ю. Н. Куражковский. «Закон сохранения жизни»).

Естественная (природная) среда обитания человека — живая, саморазвивающаяся биосфера (система), способная к самовосстановлению без участия человека. Биосфера включает в себя все остальные среды (системы, элементы систем) и объекты, взаимодействующие между собой через взаимообмен веществом, энергией, информацией. В естественную среду идут потоки солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза, являющейся фактором воспроизводства потоков растительной и животной масс вещества, потоков воздуха, воды, тепла и разных видов энергий от этих природных стихий. В естественной среде взаимодействуют потоки всех видов энергии: тепловой, световой, химической, физической, атомной и других, создающих уникальный микроклимат биологической ниши человека. Человек может не осознавать, но ощущать ближние и дальние последствия экстремальных превышений параметров проходящих через него энергетических потоков.

Неживая среда, искусственно созданная человеком внутри естественной среды обитания, называется техногенной. Она деградирует (разрушается) без постоянной заботы человека, поэтому функционирующая техносфера — это антропосфера (техносоциальная среда). Виды потоков в техносфере: потоки всех видов сырья для производственных процессов, потоки продукции и человеческих (витальных) ресурсов, потоки производственных и бытовых отходов (жидких и твёрдых, загрязняющих и убивающих разными видами энергий живое вещество биоты), а также значительные потоки энергий при техногенных авариях.

Аналитический и функциональный (объектный) подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии — автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации. Синергетика, кибернетика, экология позволяют прогнозировать кризисные точки развития систем, чтобы минимизировать последствия кризисов и заранее предусмотреть возможные варианты возвращения к синергии (синархии, соразвитию разных объектов и среды в целом).

Социальная среда необходима человеку для благополучия жизненного процесса за счёт обмена веществом, энергией и информацией с другими людьми в целях удовлетворения своих физических, материальных и духовных потребностей. Социальная среда создаёт и потребляет разнообразные виды энергетических и информационных потоков, направленных на обслуживание техносферы, создание новых техногенных образований, на взаимообмен между людьми на работе, отдыхе, на распределение финансовых и людских потоков, на регулирование и нивелирование негативных для жизни общества потоков энергий разрушения (военные конфликты, вооружение, наркотики, терроризм, экстремизм, алкоголь, курение) и др.

Биосфера является средой обитания не только для человека, но и для флоры и фауны, для всех живых организмов, которые нашли свои экологические ниши в жизненном пространстве общей среды обитания, наполняемой естественными и искусственными потоками вещества, энергии, информации.

Уровни благополучия человека в среде обитания:

комфортный (оптимальный, уютный, безопасный): воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности (нормы СанПиНа);
допустимый (приемлемый): воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но не опасно для здоровья (в пределах нормы);
опасный (экстремальный): потоки превышают допустимое воздействие на человека и объекты среды в системе «человек — среда», что ведёт к нарушению здоровья человека и созданию аварийных ситуаций, и разрушению техноприродной среды;
чрезвычайно опасный: значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае чрезвычайной ситуации, поэтому катастрофичны и велики.

Итоговые положения теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) по исследованию модели системы «человек — среда обитания»:

1. С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей (угроз здоровью и жизни). Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным — большая или меньшая степень безопасности (проявления потенциальной опасности) в конкретных условиях среды обитания.

2. Научное моделирование взаимодействия объектов в окружающем пространстве биосферы определяет изучение упрощённой базовой модели жизненных процессов в системе «человек — среда обитания».

Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере (модели техносоциально-природной среды) биосферы Земли.

Сила воздействия потоков в системе «человек — среда обитания» определяет уровни благополучия и безопасности условий жизнедеятельности для здоровья человека и других объектов живой и неживой природы, а именно комфортный (безопасный), допустимый, опасный и чрезвычайно опасный.

Вывод: регулирование энергетических потоков в системе «человек — среда обитания» обеспечит требуемый уровень безопасности человека и среды.

3. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность (аксиома потенциальной опасности). Невозможно обеспечить абсолютную безопасность, так как сохраняется риск (вероятность) проявления потенциальной (скрытой) опасности.

Опасность — основная научная категория и предмет исследования в теории безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины). Опасность — это угроза здоровью и жизни любого живого существа, и разрушению неживого объекта. Причины опасностей — это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая из потенциальной энергии вещества, поля, системы, объекта превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения. Признаки опасностей — явные или косвенные угрозы вреда здоровью человека, нанесения ущерба объектам социальной и природной среды.

4. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск) в современных социоприродных и технических системах, поэтому в мире принята Концепция приемлемого (допустимого) риска, который можно обеспечить техническими, инструментальными возможностями общества.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения специалистами в тех пределах, которые общество признаёт допустимыми и закрепляет законами.

Вред здоровью человека проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидности и летальных исходах (смерти). Методы оценки вреда и ущерба: морального, материального, витального, экономического (совокупного) — основа расчёта социальных компенсаций пострадавшим и затрат на восстановление утраченного здоровья, имущества, уважения и человеческого достоинства.

Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины), организацию её формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.

5. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — стратегия управления риском потенциальной опасности (минимизация риска). Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое (приемлемый риск) и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) могут минимизировать риск развития опасной ситуации.


Вопросы и задания

1. Какую роль выполняют методологические подходы?

2. В чём сущность холистического подхода?

3. В чём сущность средового подхода?

4. В чём сущность системного подхода?

5. В чём сущность моделирования как научного метода?

6. Используя дополнительные источники информации, сравните модели научной картины мира в XVI в., в XIX, в XX и XXI вв. жизни человечества на Земле.




Темы учебного исследования


1. Тайны катастроф XX в.

2. Прогнозирование кризисных ситуаций: подходы, методы.

3. Варианты решения глобальных проблем человечества.

4. Парниковый эффект: последствия для жизни землян.









Наверх