План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 5
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания»



Вопросы для обсуждения

• системный подход к проектированию систем управления безопасностью;

• система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности;

• эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности.




Ключевые понятия темы:

управление безопасностью жизнедеятельности; гигиеническое нормирование; уровни безопасности; виды совместимости.



Управление безопасностью жизнедеятельности — это организованное воздействие на комплекс условий и факторов жизнедеятельности человека (людей) с целью приведения всего комплекса в состояние, соответствующее требованиям безопасности. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — управление риском, минимизация его вредного влияния на систему «человек — среда обитания». Управлять безопасностью жизнедеятельности — значит переводить объект из опасного состояния в менее опасное при соблюдении Концепции приемлемого риска, экономической и технической целесообразности.

Система безопасности объекта — это система мероприятий комплексного характера по осуществлению технических, организационных, административных и экономических методов (страхование, компенсации), направленных на минимизацию рисков.

Для изучения всего комплекса факторов объекта «человек — среда обитания» используют общие и специальные методологические подходы, принципы, методы проектирования и внедрения моделей в практику.

Теоретическая модель системы «человек — среда обитания» — это бинарная многоцелевая система, взаимодействие элементов которой обеспечивает потребности жизнедеятельности человека (работы, учёбы, отдыха и др.).

Человек в системах безопасности жизнедеятельности является одновременно объектом защиты, средством обеспечения безопасности и источником опасности. Поэтому в рамках системного анализа устанавливают некоторые ограничения (допущения) — характеристики человека принимаются за относительно постоянные, а характеристики среды изменяют «под человека».

Принципы, методы, средства — основные логические этапы любой деятельности, включая сложный, многостадийный проект системы безопасности жизнедеятельности. Проект начинается с системного анализа факторов среды, с выделения в сложной системе более простых элементов. Это принцип декомпозиции деятельности (её детализации). В трудовом процессе, как правило, выделяют следующие элементы: предметы труда (сырьё), средства труда (механизмы, оборудование рабочих мест, здания и др.), энергию, технологии, средства связи (информации), природные ресурсы местности, витальные (жизненные) ресурсы работников. Каждый компонент, в свою очередь, также подвергается декомпозиции. Уровень декомпозиции зависит от целей и задач проекта, технических и финансовых средств.

Основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности:

1) анализ объекта, разделение элементов системы «человек — среда обитания»;
2) идентификация опасностей (перечень опасностей);
3) построение «дерева причин и опасностей»;
4) системный анализ и оценка параметров опасностей (перечень опасностей, от которых защита необходима);
5) определение целей проекта (системы условий безопасности жизнедеятельности);
6) проектирование модели в разных вариантах;
7) выбор оптимального варианта модели и его внедрение (апробация) на практике;
8) анализ эффективности и устранение недоработок;
9) выработка технического регламента по управлению безопасностью объекта.

Эффективность разработки и внедрения системы безопасности жизнедеятельности зависит от умения специалистов выявить и учесть все опасные факторы в системе. Проектирование систем управления безопасностью жизнедеятельности начинается с определения принципов научно-исследовательской и проектной деятельности.

Система обеспечения безопасности труда включает в себя следующие принципы:

1) ориентирующие — диктуют основополагающие идеи поиска решений безопасной деятельности;
2) технические — блокировку, герметизацию, экранирование, защиту расстоянием и др.;
3) организационные — защиту временем, несовместимость, нормирование, подбор кадров, эргономичность (соблюдение требований охраны труда, комфортности и безопасности условий труда);
4) управленческие — плановость, стимулирование, адекватность, компенсацию, контроль, обратную связь и др.

Система принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности объекта применяется последовательно, от ориентирующих до управляющих. Принцип системности (ориентирующий) определяет системный подход к моделированию и системный анализ факторов среды; принцип деструкции (разрушения) — выявление и исключение фактора опасности, способного разрушить «систему»; принцип снижения опасности — меры снижения рисков; принцип ликвидации опасности — устранение опасных факторов за счёт совершенствования техники, условий труда и отдыха.

Принципы технические — основа разработки правил техники безопасности, СНиПов, эргономических требований к дизайну рабочего места. Принципы управленческие — основа управления персоналом, уровнем культуры безопасности жизнедеятельности. Принципы организационные определяют режим труда, отдыха, поощрения, компенсации. Принцип несовместимости определяет пространственное и временное разделение объектов реального мира (материалов, сырья, людей, оборудования) с целью предупреждения опасных ситуаций. Принцип нормирования регламентирует (задаёт) требуемый уровень безопасности конкретных факторов среды.

Гигиеническое нормирование — метод определения гигиенических нормативов условий среды, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и безопасность организма. Гигиенические нормы определяют предельно допустимые уровни (ПДУ) и предельно допустимые концентрации (ПДК) абиотических факторов среды. Различают уровни безопасности, оптимальный, допустимый, предельно допустимый, предельно переносимый и уровень выживания. Обязательный этап проектирования системы безопасности жизнедеятельности объекта — научный прогноз поведения системы «человек — среда обитания» в ЧС. Он позволяет определить наиболее опасные факторы и предусмотреть меры защиты («барьеры») от развития опасных процессов.

Выделяют разные виды совместимости характеристик человека с параметрами среды: антропометрическую, биофизическую, энергетическую, информационную, социальную, технико-эстетическую, психологическую. Антропометрическая совместимость — соответствие размеров тела человека и минимально необходимого комфортного пространства для выполнения работы при различных положениях тела. Биофизическая совместимость — соответствие биофизических параметров среды комфортным условиям для нормальной работоспособности организма человека (тепло, освещение, воздух, вибрация и др.). Энергетическая совместимость — соответствие силовых и энергетических возможностей организма человека требуемым энергетическим затратам для выполнения технологических операций.

Информационная совместимость — это соответствие средств отображения информации (СОИ) и управления техникой норме сенсомоторного восприятия информации человеком (управляющей системой). Именно информационная совместимость СОИ передающей системы и СОИ принимающей системы — важнейшее условие эффективности мер безопасности жизнедеятельности в обычной и экстремальной ситуациях. Нарушение информационной совместимости — фактор опасности, ведущий к неправильной интерпретации сигнала, к неправильным действиям человека.

Технико-эстетическая совместимость — удовлетворённость человека эстетическим видом пространства среды трудовой деятельности (например, эргономическим дизайном рабочего пространства).

Социальная совместимость — соответствие социального статуса человека характеру выполняемого им труда, удовлетворённость отношениями в социальной группе, комфорт межличностного взаимодействия. Социальная несовместимость — риск конфликтов и опасных ситуаций в рабочем процессе. Социальная совместимость тесно связана с психологической.

Психология деятельности — интегративная область научных знаний, раздел теории безопасности жизнедеятельности, изучающий психологические причины возникновения аварийных, экстремальных ситуаций по вине так называемого человеческого фактора. Психологические причины — психологические особенности здоровья и развития человека, психические процессы и состояния его психической деятельности. К психологическим особенностям здоровья и развития относят недостатки социального воспитания (слабую дисциплину и ответственность), низкую мотивацию на соблюдение правил техники безопасности, другие особенности личности и болезненные состояния.

К психическим процессам и состояниям относят разные степени структурной организации и эмоционального напряжения психики человека, которая выполняет функцию активного взаимодействия человека с внешней и внутренней средой в конкретный момент времени и ситуации.

Психические процессы — основа психической деятельности человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы: ощущение, восприятие, память и др.

Главная функция психики — адаптация человека к меняющимся условиям среды, управление организмом в разных видах деятельности. Состояние психического напряжения называется стрессом.

Стресс — защитная реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки, мобилизующая энергетические возможности всех систем для успешной адаптации к воздействию раздражителя — стрессора. Адаптацию человека рассматривают в двух аспектах: биологическом и социальном. Цель биологической адаптации — регулировать все процессы, протекающие в организме человека в условиях изменений внешних и внутренних раздражителей. Процесс саморегуляции осуществляется на основе «золотого правила» — любое отклонение от нормы жизненно важного фактора является сигналом к немедленной мобилизации всех ресурсов соответствующей функциональной системы, чтобы восстановить норму.

Изменение привычных параметров среды — температуры, влажности, химического состава воздуха, шума и др. — активизирует стресс-синдром организма (мобилизационное общее нервное напряжение), который активирует деятельность гомеостатических систем и адаптивную реакцию организма. Если уровни воздействия стрессоров выходят за пределы адаптационных возможностей человека, то включаются дополнительные защитные механизмы (компенсаторные), корректирующие функциональные сдвиги и противодействующие возникновению и развитию патологического процесса в организме. Компенсаторные механизмы — важная часть резервных сил организма.

Стресс оказывает положительное влияние на деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня. Превышение критического уровня стресса активирует гипермобилизацию, нарушение механизмов саморегуляции и резкое снижение работоспособности. Стресс, превышающий предельный уровень, называют дистрессом. В условиях дистресса особенно страдает ориентация, неверно оцениваются сигналы поступающей информации, нарушается контроль за процессом труда — наступает период повышения рисков опасных ошибок. Уровень стресса зависит от дозы стрессоров и от индивидуальных особенностей переносимости стресса организмом (стрессоустойчивости).

Переносимость стресса зависит от наследственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы воздействия стрессоров. Длительные и повторяющиеся экстремальные ситуации (дома, на работе и т. д.) трансформируют стресс в дистресс и ведут к истощению компенсаторных механизмов, к срывам адаптации, травмам, болезням, несчастным случаям. В такой момент человек ощущает себя обессиленным, и даже отдых не даёт ощущения восстановления сил. Это сигнал для организма о наступлении состояния дистресса.

Стресс-синдром при чрезмерных воздействиях стрессоров может стать причиной патогенеза, развития болезней — от язвенных до тяжёлых сердечно-сосудистых и иммунных. Отсутствие стрессоров также может привести к снижению адаптационных возможностей организма. Например, гиподинамия ведёт к детренированности сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем. «Мышечный голод» запускает патологические процессы.

Человек долгое время может не ощущать изменений, так как не вся сенсорная информация осознаётся, большая часть внутренних функциональных процессов проходит автоматически. Мозг мгновенно реагирует только на боль. Биологический смысл боли — сигнал организму об опасности, активация стресс-синдрома для самосохранения организма.

Неблагоприятные психогенные факторы:

• физиологический дискомфорт человека в среде;
• биологический страх;
• дефицит времени на выполнение задачи;
• повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий (тревожность);
• дефицит нужной информации для принятия решения; перегруз информацией;
• конфликтные условия межличностного взаимодействия и др.

Психогенные факторы провоцируют психогенные изменения настроения, пароксизмальные расстройства сознания (снижение настроения до апатии, заторможенность, безразличие, снижение самоконтроля технологических операций и др.). Эти психогенные расстройства — риск опасности ошибок человека.

Причинами психогенных состояний (тревоги, страха, утомления, паники и т. д.) могут быть перенесённые сильные психоэмоциональные нагрузки, связанные с гибелью родных и близких людей, после конфликтных ситуаций; побочное действие от употребления лекарственных препаратов (сонливость, апатия); вредные привычки. Вредные привычки обязательно отразятся на поведении человека, что может им не осознаваться, но создать проблемы безопасности жизнедеятельности на работе (например, водитель, врач, авиадиспетчер и др.).

В оптимальных условиях продуктивность труда обеспечивается невысокими нервно-психическими затратами. В экстремальных условиях, при длительном воздействии негативных факторов, продуктивность обеспечивается чрезмерно высоким напряжением всего организма: интеллектуальным, сенсюрным, физическим, эмоциональным, мотивационным и т. д.

Эргономика доказала целесообразность нормальной нагрузки рабочих в течение рабочего дня на 40-60% от максимально возможной. Это оптимальные условия трудовой деятельности, в которых работник проявляет необходимую готовность к продуктивной деятельности. Кратковременно, в особых случаях, допускается 80%, а оставшиеся 20%, по мнению специалистов, — резерв (только для ЧС, когда есть опасность для жизни). Практика доказала, что стратегия оптимизации труда гораздо выгоднее стратегии его интенсификации, а научная организация труда — дорогостоящий, но выгодный метод повышения его эффективности.

В зависимости от условий среды стрессоры оказывают на организм раздельное, комбинированное, комплексное или сочетанное действие. Раздельное действие — это влияние одного фактора (например, температуры воды). Комбинированное — одновременное воздействие нескольких факторов из одного источника (например, нескольких химических веществ). Комплексное — когда один фактор (вещество) действует на организм из разных источников. Сочетанное действие — одновременное действие на организм разных стрессоров из разных источников среды.

Подводя итоги, отметим, что основные пути обеспечения безопасности жизнедеятельности — это:

• совершенствование технических систем и объектов;
• внедрение систем управления безопасностью; подготовка персонала (профотбор, обучение, страхование, компенсации);
• повышение общей культуры безопасности жизнедеятельности людей в быту и на работе.


Вопросы и задания

1. Что означает понятие «управление безопасностью жизнедеятельности человека в среде обитания»?

2. Назовите основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности.

3. Какие принципы используют специалисты для выявления опасных факторов в системе «человек — среда обитания»?

4. Кратко охарактеризуйте каждый вид совместимости характеристик человека с параметрами среды.

5. Назовите суть «золотого правила» деятельности систем саморегуляции организма.




Темы учебного исследования


1. Социальная и психологическая совместимость в команде.

2. Влияние эстетики гаджета на потребительский спрос.

3. Пути и средства развития в себе эстетического чувства.

4. Теория К. Марбе о наследственной предрасположенности к невезению.









Наверх