План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 15
Вынужденное автономное существование в природных условиях



Вопросы для обсуждения

• причины и проблемы вынужденной автономии;

• меры преодоления страха, стресса, правила выживания;

• необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде;

• подача сигналов бедствия.




Ключевые понятия темы:

выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас).



Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, попадающий в такие условия впервые, оказывается часто неприспособленным к жизни в незнакомой среде. Поэтому чем жёстче условия внешней среды, тем короче оказывается время возможного автономного существования, тем строже должны выполняться правила выживания в экстремальных для человека условиях.

Выживание — активная деятельность человека, направленная на сохранение жизни, здоровья, работоспособности в экстремальных условиях.

Арктическая пустыня и лесотундра, пустыня и степь — каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они и определяют специфику жизнедеятельности человека, способы добывания пищи и воды, сооружения жилищ, лечения и т. д.

Вынужденное автономное существование — это нахождение человека в условиях изолированности от других людей в природной среде, когда ограничены или исключены вероятность скорой помощи и возможность использовать привычные способы жизнедеятельности.

Успех выживания в условиях автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решимости, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Выживание в экстремальных для человека условиях природной среды требует специальных теоретических знаний и практических умений: самообладания, самоуправления, оказания первой помощи (самопомощи), навыков добывания, обработки и приготовления пищи и воды, использования имеющегося снаряжения, подачи сигналов бедствия, ориентирования, поиска маршрутов выхода в населённую местность.

Основные условия выживания — настрой человека на выживание (мотивация) и активная деятельность по использованию ресурсов окружающей природной среды. Причины вынужденного автономного существования человека в природе могу быть следующие: авиакатастрофа, кораблекрушение, стихийное бедствие, военные конфликты, поездки на природу.

Общий порядок действий людей при аварии транспортного средства:

1. Перебраться самому в безопасное место и помочь другим пострадавшим.
2. Выждать время и, если возможно, вернуться к месту аварии, чтобы взять полезные для выживания вещи.
3. Оказать первую помощь себе и, по возможности, пострадавшим.
4. Организовать временное укрытие недалеко от места аварии.
5. Попытаться определить своё местонахождение, распределить обязанности в группе (определить первоочередные задачи для себя).
6. Организовать добычу воды и пищи.
7. Подготовить средства связи со службами спасения.

Первоочередные задачи выживания: защита организма от переохлаждения или перегрева, от дождя, ветра, непогоды (укрытие); обеспечение водой (определение дневной нормы расхода воды), неприкосновенного запаса на крайний случай, поиск источников воды); учёт факторов — стрессоров выживания.

Факторы выживания — это причины, влияющие на поведение человека, его здоровье, физическое и психологическое состояние.

Факторы выживания можно разделить на две группы: способствующие выживанию и препятствующие выживанию.

Факторы, способствующие выживанию:

• хорошее состояние здоровья человека (психическое и физическое: выносливость, работоспособность, стрессоустойчивость и др.);
• морально-волевые качества (воля к жизни, самообладание, самоуправление);
• подготовленность (навыки выживания в экстремальных условиях);
• наличие полезных для выживания средств (снаряжения, воды, пищи, медикаментов, средств связи).

Факторы, препятствующие выживанию (неблагоприятные стрессоры выживания), — боль, голод, жажда, одиночество, утомление, болезнь, страх и неблагоприятные условия окружающей природной среды (климатогеографические, гидрометеорологические, сезонные, аварийные, катастрофические).

Стресс — состояние повышенного напряжения организма, возникающее как защитная реакция на воздействие раздражающих неблагоприятных факторов (стрессоров). Неблагоприятные факторы — это страх, холод, тяжёлая физическая нагрузка, жажда, одиночество, переутомление; они вызывают реакцию стресса, чтобы человек сознательно или подсознательно старался приспособиться к новой для него ситуации. Преодоление стресса — это адаптация к новым обстоятельствам и обретение равновесия деятельности всех функциональных систем организма. Если человек не справился со стрессом, возникает состояние перенапряжения, человек плохо адаптируется, появляется дисбаланс в организме, проявляющийся рядом нежелательных последствий: пассивность — состояние беспомощности, повышенное, часто нерегулируемое эмоциональное состояние — геройство, эйфория, т. е. крайности психического состояния, которые затрудняют принятие спокойного, продуманного решения.

Одной из форм эмоциональной реакции, возникающей в результате экстремальной ситуации, является страх.

Страх — нормальная реакция на опасность, чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием боли, страдания, смерти. Страх либо мобилизует организм, либо приводит к полному упадку сил. Для неподготовленного человека, оставшегося один на один с природой, окружающая его среда является постоянным источником страха. Страх — вполне закономерная реакция, но он может подчинить себе все мысли и поступки, любую простую проблему превратить в сложную, а сложную сделать непреодолимой. Переживание страха может начаться с простого опасения, а закончиться ужасом.

В то же время страх, управляемый и подавляемый, может оказаться полезным стимулом для деятельности человека. Он обостряет восприятие органов чувств, придаёт силы, превращаясь из врага в своеобразный катализатор энергии, решительности. Иногда страх может повысить шансы на спасение в условиях автономного существования, сигнализируя о необходимости принятия мер спасения.

Специалисты предлагают следующие пути преодоления страха:

1. Необходимо правильно выбрать лидера группы — имеющего опыт выживания в природных условиях (охотник, альпинист, турист и др.).
2. Следует, разговаривая с собой, сразу заняться деятельностью, рассуждать, как и что лучше сделать (если ум занят работой, снижается чувство страха и одиночества).
3. Анализировать свои действия и поступки, ошибки и просчёты, чтобы в будущем их не повторить.

Рекомендации специалистов по преодолению стрессового состояния:

1. Используйте любую возможность заранее получить достоверную информацию (СМИ, книги, учебные курсы) о возникновении стрессовых состояний в жизни, об эффективных методах самопомощи в преодолении стресса, в управлении своими эмоциями.
2. В стрессовой ситуации не спешите принимать решение, помните, что из большинства сложных ситуаций вы способны найти выход (с помощью интуиции, рассуждения).
3. Заставляйте себя активно сопротивляться стрессу, используя фразы для самовнушения (например: «Меня невозможно сбить с толку», «Я управляю своими желаниями»).

При необходимости принятия решения о самостоятельном выходе к населённым пунктам возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирования на местности по компасу, положению солнца, звёздам, наручным часам, местным признакам или предметам. Это основополагающие туристские навыки, которыми недостаточно владеть теоретически, но следует развивать практически, чтобы быть готовым к автономному существованию в природных условиях.

Потерпевшим бедствие или отставшим от группы туристам следует быть готовыми к подаче сигналов спасателям. Для этого у туристов либо членов экипажа самолёта должен быть НАЗ — носимый аварийный запас: сигнальные патроны, мортирки, сигнальное зеркало, пакеты с красящим порошком, аварийный радиопередатчик.

На открытой местности можно использовать костры (в дневное время разжигать дымовые, а ночью — огненные), выкладывать опознавательные знаки из камней, яркой ткани, вытаптывать на снегу специальные фигуры. Используйте обыкновенное зеркало или осколок предмета с полированной поверхностью, чтобы подать сигнал «зайчиком» (на расстояние до 20 км). Необходимо время от времени посылать «зайчик» вдоль горизонта — экипаж поискового самолёта может его заметить даже раньше, чем потерпевшие услышат гул моторов. При первых звуках гула самолёта необходимо использовать одновременно несколько сигнальных средств.


Вопросы и задания

1. Что представляет собой автономное существование человека в природной среде?

2. Что такое выживание, какие факторы ему способствуют?

3. Назовите первоочередные задачи выживания.

4. Какие существуют способы преодоления страха в ситуации вынужденной автономии?

5. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и какими — ночью?

6. Выясните, как приготовить неприкосновенный запас для путешественника, по рекомендациям известного путешественника Я. Палкевича из книги «Выживание в городе».

7. Узнайте на сайте МЧС России, как подготовиться к путешествию в экзотические страны.




Темы учебного исследования


1. Туристские истории как источник информации.

2. Чужие ошибки в горном туризме.

3. Методы тренировки самообладания.









Наверх