План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 19
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная



Вопросы для обсуждения

• обязательная подготовка граждан к военной службе;

• добровольная подготовка граждан к военной службе;

• военно-учётные специальности.




Ключевые понятия темы:

обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учётная специальность.



Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Обязательная подготовка предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны государства;
• военно-патриотическое воспитание в организациях образования, учреждениях социального воспитания (военно-патриотические объединения) и культуры (кино, театр и др.);
• подготовку по основам военной службы в образовательных организациях различного профиля и уровня;
• подготовку по военно-учётным специальностям по направлению военного комиссариата;
• медицинское освидетельствование.

Добровольная подготовка граждан предусматривает:

• занятия военно-прикладными видами спорта;
• обучение по дополнительным образовательным программам подготовки несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе в образовательных организациях и в военных оркестрах;
• обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
• обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
• обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо по программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных учреждениях высшего образования.

Военно-учётная специальность — категория воинского учёта, указывающая военную специальность военнослужащего или военнообязанного и его принадлежность к виду Вооружённых Сил, роду войск или службе.

Все воинские должности подразделяют на классы: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические, прочие.

Командные воинские должности предполагают умение руководить подчинёнными, обучать и воспитывать их. Командиры и начальники должны знать законы управления воинским коллективом, уметь принимать грамотные решения, чётко отдавать команды и контролировать их исполнение.

Операторские воинские должности объединяют специалистов по приёму, переработке поступающей информации, её кодированию, раскодированию, интерпретации и передаче. Операторы (технологи, диспетчеры, исследователи) обеспечивают работу различных технических систем.

Профессионально важные качества для оператора — способность к длительной концентрации внимания, точность и быстрота восприятия, хорошая координация движений, аккуратность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность и ответственность.

Воинские должности связи и наблюдения обеспечивают оперативное управление войсками и оружием. Им необходимы следующие профессиональные качества: острое зрение и слух, хорошая память, правильная дикция, разборчивый почерк, выносливость к ортостатическим нагрузкам (сидеть или стоять продолжительное время), высокая концентрация внимания, высокая самодисциплина.

Водительские воинские должности предназначены для специалистов, управляющих военной и другой техникой: водителей, механиков-водителей, машинистов, рулевых, крановщиков и др. Они должны знать возможности техники, поддерживать её боевую готовность, уметь сохранять высокую работоспособность и выносливость.

Воинские должности специального назначения — это должности военнослужащих, действующих в экстремальных условиях. Их деятельность связана с высокими эмоциональными и физическими нагрузками и требует инициативности, ловкости, сообразительности, выдержки, наблюдательности, физической подготовленности, мастерского владения оружием, самообладания и решительности.

Технологические воинские должности — это должности специалистов по обслуживанию и ремонту вооружения и военной техники. Военнослужащие на этих должностях должны иметь склонность к техническому труду, уметь разбираться в технических чертежах и конструкции отдельных деталей, узлов, систем и механизмов.

Прочие воинские должности — самый массовый класс должностей (стрелки, гранатомётчики, пулемётчики, заряжающие и др.). Они должны хорошо знать технические возможности своего оружия, иметь хорошую физическую форму и самообладание.


Вопросы и задания

1. В каких организациях и учреждениях проводят обязательную подготовку к военной службе?

2. Какое из направлений обязательной подготовки к военной службе, по вашему мнению, является наиболее важным?

3. Назовите военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооружённых Силах Российской Федерации.

4. В каких образовательных учреждениях и других организациях осуществляют добровольную подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе по дополнительным образовательным программам?

5. Какие классы воинских должностей, по вашему мнению, требуют наиболее длительной и серьёзной подготовки? Свой ответ обоснуйте.

6. Выясните, какие спортивно-технические клубы и секции расположены в месте вашего проживания и по каким направлениям в них проводится обучение.

7. Узнайте в военном комиссариате, каким образом можно получить направление для подготовки военно-учётной специальности.




Темы учебного исследования


1. Суворовские военные училища: история и современность.

2. История и традиции ДОСААФ.

3. Основы военной подготовки в школе: «за» и «против».









Наверх