• военные учения;
• военная стратегия и тактика.
военные учения; геополитика; стратегия; стратегическая цель; театр военных действий; тактика.
Военные учения — высшая форма подготовки объединений, соединений, частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации к ведению боевых действий.
Опыт организации и проведения учений становится ценным аналитическим материалом для планирования мероприятий по модернизации военно-технического и кадрового потенциала армии. Плановые военные учения Россия, как правило, проводит на своей территории. Военные учения также проводятся совместно с армиями и флотами других стран в соответствии с международными договорённостями. Эти учения носят геополитический характер. Цель таких учений — отработка взаимодействия военных контингентов стран по оказанию помощи терпящим бедствие на море, на суше и в воздухе, в случае террористической угрозы, военной агрессии и др.
Геополитика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы, «полюсов») различных стран и объединений государств. Геополитикой иногда называют и стратегию внешней политики государства: оборонительную, наступательную (захватническую), нейтральную и др.
Стратегия — это способ достижения победы в противостоянии (война, конфликт) с противником, предусматривающий чёткое определение цели и тщательное планирование системы мер противодействия с учётом меняющейся обстановки. В то же время это наука о ведении войны, включающая теорию и практику подготовки к войне, её планирование и ведение с использованием всех ресурсов.
Стратегическая цель — конечный планируемый результат военных действий, который приводит к коренным изменениям военно-политической обстановки. Общая стратегическая цель определяется на всю войну, а частные стратегические цели — для конкретного театра военных действий или конкретной стратегической операции.
Театр военных действий — часть территории мирового пространства, в пределах которой ведутся военные действия.
Виды военных стратегий и стратегические цели войны:
• стратегия «сокрушения» — достижение победы путём полного разгрома противника, разрушения его военно-экономической базы;
• стратегия «измора» — достижение победы путём последовательного ослабления противника, истощения его ресурсов;
• стратегия «непрямых действий» (аналог «измора») — блокада, нарушение коммуникаций, связи, снабжения, психологическое воздействие;
• стратегия «устрашения» — демонстрация военной мощи, частичное её применение, принуждение противника к прекращению военных действий и принятию выдвинутых условий заключения мира или капитуляции;
• стратегия «ограниченных действий» — ведение войны с ограниченными целями и силами на определённой территории, с использованием только части военного потенциала для разрушения избранных объектов и поражения сил противника;
• стратегия «континентальная» — разгром сухопутных войск противника;
• стратегия «океанская» — разгром военно-морского флота противника;
• стратегия «блоковая» — создание в мирное и военное время широкой сети военно-политических союзов для завоевания господства в определённых районах мира;
• стратегия «коалиционная» — согласованное применение вооружённых сил вместе с союзными государствами;
• стратегия «вакуума» — оставление противника без объекта нападения.
Автором первого теоретического труда по стратегии «Искусство войны» признан китайский мыслитель IV в. до н. э. Сунь-цзы. Военные мыслители Секст Юлий Фронтин и Оносандр ввели термины «стратегикон», «стратегология» (способы ведения войны). Александр Македонский и Чингисхан вошли в историю как успешные военные стратеги — завоеватели мира. Российские полководцы П. А. Румянцев и А. В. Суворов достигали стратегических целей сосредоточением сил на решающих направлениях, решительным наступлением, смелым манёвром. Наполеон I стремился к достижению победы над противником в одном генеральном сражении.
Во второй половине XIX в. совершенствование вооружения увеличило боевые возможности войск, использование железных дорог позволило ускорить передвижение массовых армий, обеспечить их снабжение и быстрое сосредоточение в намеченных районах. Опыт Первой мировой войны показал возможности новых видов оружия — авиации и танков. Это привело к появлению различных концепций войны. Французское руководство, например, исходило из концепции позиционной войны. Вторая мировая война, тяжёлая, долгая и беспощадная, тоже оставила в наследство разнообразные стратегии и тактики. В нацистской Германии разрабатывалась концепция «молниеносной войны» (блицкрига). Советская концепция предусматривала согласованное наступление по всему фронту и разгром врага «на чужой территории, могучим ударом, малой кровью», усилиями всех видов вооружённых сил.
Появление ядерного оружия вызвало необходимость разработки ядерной стратегии, а развитие информационных технологий привело к появлению концепции сетецентрической войны, к разработке стратегии и тактики её ведения.
Тактикой называют приёмы и способы ведения военных действий с учётом технических, организационных, ресурсных, ландшафтных и других возможностей, а также состояния вооружённых сил противников и театра военных действий. Тактика занимает подчинённое положение по отношению к стратегии. Осуществление стратегии (общего замысла) требует последовательного применения разных тактик ведения боя.
1. С какими целями проводят военные учения?
2. Какие задачи обычно отрабатывают на военных учениях?
3. Что понимают под военной стратегией?
4. Что означает понятие «театр военных действий»?
5. Назовите основные виды военных стратегий и кратко охарактеризуйте их.
6. Подготовьте сообщение о военном учении с участием России, проведённом в последние годы.
1. Великий стратег Г. К. Жуков.
2. Курская дуга: превосходство советской военной стратегии.
3. Взятие Берлина: последние дни войны.