План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 26
Демографическая ситуация в России



Вопросы для обсуждения

• демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения;

• медицинское обеспечение населения России и культура здоровья.




Ключевые понятия темы:

демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром).



Социальное благополучие и безопасность любой страны оцениваются комплексом показателей здоровья населения: средней продолжительностью жизни, детской смертностью, рождаемостью и общей смертностью, количеством новорождённых с отклонениями от нормального развития, охватом населения качественными медицинскими услугами и др.

Демография (от греч. demos — народ, grafo — пишу) — это наука о народонаселении, о закономерностях воспроизводства населения в общественно-историческом контексте его жизнедеятельности.

Тенденции в динамике состояния здоровья населения разных стран мира представлены в ежегодных отчётах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Россия занимает невысокие строчки в общем рейтинге, что требует специальных мер общества и государства по улучшению демографической ситуации в стране.

Жизнь и здоровье человека зависят от качества энергоинформационного обмена организма с окружающей средой. По оценке ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни, на 20% — от состояния окружающей среды, на 20% — от наследственной предрасположенности к болезням и на 10% — от уровня развития медицинской помощи.

Это среднестатистические показатели, которые резко изменяются в экологически неблагоприятной среде жизни города, промышленного центра, где влияние среды обитания на здоровье людей достигает 80—90%. Более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением территорий, где стабильно фиксируется превышение допустимых концентраций опасных для здоровья человека и природы веществ. При сохранении существующих тенденций развития индустрии здоровье населения России на 70% будет зависеть от экологической безопасности среды обитания.

Медицинские исследования свидетельствуют о генетических последствиях загрязнения биосферы. Причинами более 2500 видов нарушений здоровья учёные называют изменения на генном и хромосомном уровнях. Каждому следующему поколению приходится корректировать свою жизнь с учётом «подаренной» патологии. Десятая часть всех новорождённых в развитых странах и в России имеют отклонения от нормального развития, требующие специальных мер социальной и медицинской поддержки, начиная от рождения и в течение всей жизни.

Медицинское обеспечение населения — это охват населения медицинскими услугами: диспансеризацией, срочной медицинской помощью, лечением в стационарах и санаториях, контролем соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактикой, санаторным лечением, просвещением и др. В России наблюдается улучшение системы медицинской диагностики и свое- временной помощи, особенно слабым новорождённым.

Динамика социально-экономического развития страны — необходимое условие её развития с целью повышения благополучия и безопасности жизни россиян. В то же время сопутствующие социальным переменам неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, стрессы приводят к истощению психофизических сил человека.

Медики отмечают у молодого населения трудоспособного возраста «пиковый» рост неспецифических болезней психосоматического характера: депрессий, микроинфарктов, микроинсультов. Это следствие нездорового образа жизни, при котором организм человека находится в хроническом перенапряжении, сверхусталости от ежедневной «гонки» за благами цивилизации или в борьбе за выживание. Человек вынужден подстёгивать организм психотропными препаратами — кофе, алкоголем, транквилизаторами, но это ускоряет разрушение нейроэндокринной системы.

Под разрушением нейроэндокринной системы понимают угнетение естественной функции организма по выработке своих биостимуляторов нервной деятельности: гормонов (адреналина, норадреналина, серотонина, эндорфина и др.). Снижение выработки естественных регуляторов нервных процессов происходит вследствие их замещения искусственными стимуляторами (транквилизаторами). Приём психотропных химических препаратов имеет негативные последствия: нарушения работы сердца, вегетативной нервной системы, снижение иммунитета, нарушения репродуктивной функции и др.

Кроме того, может наступить момент, когда ни кофе, ни шоколад, ни сильнодействующие лекарства не прибавляют сил, а эмоциональный тонус снижается до полного безразличия ко всему. Такое состояние называют астенией (астеническим синдромом) — депрессивным состоянием, требующим длительного и сложного лечения.

К сожалению, разные формы и виды депрессий проявляются и у школьников средней и старшей школы. Наиболее уязвим организм подростка в 11—14 лет. Это сенситивный возраст, когда идёт перестройка организма и вегетативная нервная система вырабатывает новый взрослый режим саморегуляции жизнедеятельности организма. Повышается чувствительность организма к психофизической нагрузке, возрастает восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

В подростковом возрасте применять психостимулирующие или седативные лекарственные препараты, энергетические напитки, спортивное питание для фитнеса следует с осторожностью и только под присмотром врача: последствием самостоятельного применения может стать тяжёлая депрессия.

Свидетельством внимания государства к формированию культуры здоровья населения является увеличение количества и качества образовательно-просветительских программ по центральным каналам российского телевидения, включение соответствующих модулей в образовательные программы школ, колледжей и вузов, в том числе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Однако формирование индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности личности остаётся личным делом каждого.

Здоровье — это основа благополучия человека, а также бесценный дар, который необходимо укреплять, беречь от истощения, не подвергать необдуманному риску и разумно расходовать.

Культура здоровья и безопасности жизнедеятельности человека — это система способов поддержания здоровья, работоспособности и адаптивности организма человека в среде обитания. Поддержание здоровья — это ежедневный процесс соблюдения индивидуального здорового образа жизни.

Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называют комфортными. Комфортность среды зависит от вида и условий деятельности: труда, общения, досуга, игры, отдыха, учения. Трудовую деятельность в зависимости от преобладающей нагрузки можно условно разделить на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы — сердечно-сосудистую, дыхательную и т. д. Физический труд, если он правильно организован (не является чрезмерно интенсивным), развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме.

Умственный труд связан с повышенной активностью психической деятельности по переработке информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации мышления, сопровождается повышением эмоциональной нагрузки. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности, при этом возрастает риск сердечно-сосудистых нарушений. Продолжительная, без динамических пауз умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность, ухудшает внимание и память.

Самочувствие человека, его комфорт и состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного и физического труда.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны — операторский, управленческий, творческий, труд учащихся.

Наиболее сложная форма умственной деятельности — творческий труд учёных, конструкторов, писателей, композиторов, художников, он требует значительного нервно-эмоционального напряжения. Это приводит к повышению кровяного давления, изменению кардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и другим изменениям, вызванным повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций — памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачётами.

Труд учащихся (режим обучения и нагрузку) регламентируют ГОСТы и СанПиНы по организации образовательного процесса в школе, вузе. Прописаны нормы показателей и физических факторов: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрическое и магнитное поля, ионизирующие радиоактивные излучения, шум, вибрация, ультразвук, пыль, освещённость (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещённость); соответствие мебели и технического оборудования; соответствие рациона питания потребностям растущего организма и т. д.

Государственные стандарты культуры научной организации труда разработаны для каждой отрасли социальной сферы: образования, науки, культуры, промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства, медицины и др. По состоянию показателей среды условия труда подразделяют на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные).

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях окружающей среды, а работа во вредных условиях — с применением индивидуальных средств защиты (респираторов, противогазов, наушников, защитных масок, очков, костюмов и т. д.) и при сокращении времени воздействия вредных факторов.

Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях: при чрезвычайных ситуациях, локализации и ликвидации аварий, проведении спасательных работ. В зависимости от тяжести и напряжённости труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер его оплаты, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности.


Вопросы и задания

1. Как связаны между собой демографическая ситуация и здоровье населения?

2. Как влияют на здоровье транквилизаторы?

3. Почему подростковый возраст называют сенситивным?

4. Выясните, как влияет на здоровье подростков спорт высоких достижений.

5. Найдите в Интернете информацию о том, какими видами спорта подросткам разрешено заниматься с 12 - 13 лет; с 14 - 16 лет.




Темы учебного исследования


1. Идеальный завтрак для юноши и девушки.

2. «Суперзарядка»: комплекс упражнений для утренней зарядки.

3. Влияние на организм быстрой смены часовых поясов.

4. Здоровое питание — рациональное питание.









Наверх