• подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья;
• биологическое и социальное взросление юноши и девушки;
• социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов.
подростковый возраст; целомудрие; духовность; воспитание; репродуктивное здоровье; репродуктивная система.
Конституция Российской Федерации определяет 18 лет как возраст совершеннолетия, с которого по законодательству наступает социальная зрелость и полная гражданская ответственность за свои действия. Под этим подразумевается завершение подросткового и юношеского возрастов и плавный переход в молодость. Подростковый возраст у девочек продолжается примерно с 12 до 15 лет и у мальчиков с 13 до 16 лет и юношеский возраст у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет. В Европе и других социально благополучных странах мира 21 год — это возраст социального совершеннолетия, дающий право избирательного голоса, право руководить и воспитывать, открыть своё предприятие и т. д. В России опросы старшеклассников показывают, что юноши и девушки ждут 18 лет с нетерпением, рассматривая этот возраст как старт для активного включения во взрослую жизнь.
Подростковый возраст — это время формирования репродуктивной системы человека. В этот период усиливаются физические различия между мальчиками и девочками вследствие повышенной гормональной активности. Это и возраст становления личности, самоопределения, активного (или пассивного) участия в своей судьбе. Это время интенсивной учёбы, самовоспитания, преодоления усилиями воли внутренних и внешних проблем с помощью взрослых, которым доверяете.
Внутренние и внешние противоречия — важнейшие этапы развития личности: внутренние конфликты между детским «хочу» и взрослым «могу», внешние — между требованиями общества «надо, должен» и желанием подростка понять «что я должен», «что могу», «что не могу», а что «не хочу» делать.
Научиться делать правильный выбор — самое главное для любого человека и особенно для подростка, потому что кажущееся незначительным решение в данный конкретный момент может привести к серьёзным отрицательным последствиям в будущем. Воспользуйтесь правилом безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины): уметь распознать опасности и сохранить свою уникальность. Желание любить и быть любимым — естественная потребность человека. Поиски любви могут продолжаться долго, и надо научиться управлять этой психической энергией (природной стихией), которая приводит людей к человеческому чувству настоящей любви к ближнему в лучших её проявлениях.
Целомудрие подразумевает мудрое управление целостным человеческим организмом с помощью воли, силы и мудрости духа (ума и чувств).
Духовность — осознанное управление разумом, чувствами и телом на основе духовных законов — нравственных норм. Если чувства не контролируются разумом, то первичными становятся животные инстинкты и потребности. У животного всегда доминируют первичные инстинкты и потребности.
Самовоспитание — это постоянное усмирение животных инстинктов и потребностей, формирование культурного поведения. Здоровье духа и здоровье тела тесно связаны и зависят друг от друга. Их здоровье — состояние функциональной готовности организма — разума, психики, физического тела к адаптации в среде жизни.
Воспитание — меры общества, семьи по просвещению и обучению правилам поведения, принятым в данном обществе. Воспитание и самовоспитание охватывает вопросы, которые необходимо знать до того, как вступать в отношения с представителями противоположного пола, чтобы получить положительные эмоции, радость друг от друга и не нанести ущерб здоровью.
Юноше и девушке необходимо разобраться в следующих важных вопросах и понятиях:
• ощущение принадлежности к полу, которое заложено в генах и формируется во время внутриутробного развития;
• правильное понимание своей принадлежности к полу, принятие для себя в связи с этим соответствующего поведения;
• активное пробуждение интереса к противоположному полу в подростковом возрасте — сигнал повышения внимания к здоровому образу жизни, к правильному развитию репродуктивного здоровья — готовности ума, чувств и тела к здоровым и адекватным способам проявления дружбы, любви, симпатии;
• репродуктивное здоровье — степень готовности репродуктивной системы организма к воспроизводству здорового потомства без ущерба для здоровья;
• особенность подросткового периода — активизация гормонально-эндокринной регуляции репродуктивной системы происходит неравномерно, что определяет необходимость адаптации подростка к ней;
• знание и соблюдение моральных норм и законодательства по вопросам отношений с представителями противоположного пола — обязательный компонент культуры человека;
• знание анатомического строения репродуктивных систем — тоже важный компонент культуры;
• ответственность, осторожность и адекватность своего поведения при проявлении чувств.
Активное развитие репродуктивной системы оказывает влияние на развитие всех других функциональных систем организма, подстраивая их по генетической программе к усилению признаков и качеств определённого пола.
Принцип дополнительности в природе проявляется в том, что всё — живое и неживое — существует благодаря взаимоотношениям между двумя дополняющими друг друга энергиями сущностей: электрон взаимодействует с протоном, живые существа соединяются в пары для создания новой жизни, для энергетической поддержки друг друга (энергообмена). Влечение к противоположному полу естественно и для человека. Необходимо только учиться различать и правильно выражать свою любовь и восхищение другим человеком, отличать недолговечную влюблённость от настоящей бескорыстной любви и нежности. При этом важно правильно реагировать на новые функциональные проявления собственного организма: изменения в состоянии кожи, волос, резкие смены настроения и желаний.
Индивидуальная культура человека — уровень освоения им культурного опыта общества, отражающего разнообразие социальных норм мышления и поведения. Особое внимание при этом следует уделить воспитанию культуры жизни: мышления, общения, поведения, деятельности, соответствующих принадлежности к определённому полу (мужскому, женскому). Здесь очень важен опыт семьи и ближайшего окружения ребёнка, подростка.
Ни один учебник не в состоянии предоставить исчерпывающую информацию о том, как правильно жить, что делать, чтобы избежать проблем и добиться максимального счастья. Это задача индивидуального жизненного проекта, который составляет и исполняет сам человек.
Подросток стремится стать взрослым, он подражает взрослым, но часто только внешне (в одежде и причёске, употреблении косметики, украшений и др.).
Настоящая мужественность требует образа жизни, направленного на превращение подростков-мальчиков в настоящих мужчин. Сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе — вот качества, которые ценились всегда.
Настоящая женственность также требует бережной, но целенаправленной работы по её открытию в девочке-подростке.
1. Что означает понятие «репродуктивное здоровье»?
2. Чем отличаются понятия «репродуктивная система» и «репродуктивное здоровье»?
3. Каким образом можно помочь своему организму правильно развиваться до взрослого состояния?
4. Что является основной причиной психологических и физиологических изменений организма юноши и организма девушки?
5. Выясните «родословную здоровья» своих родителей, бабушек, дедушек, родственников (узнайте наследственные заболевания, есть ли в роду долгожители, близнецы, двойняшки и другие особенности здоровья и развития).
6. Узнайте историю любви своих родителей, родных, знакомых, которая может быть достойным примером отношений мужчины и женщины; напишите короткий рассказ об этой истории.
1. Любовь и жизнь в мировой литературе.
2. Любовь и жизнь в мировом кинематографе.
3. Мифы и легенды о любви у разных народов.
4. Юношеские проблемы взросления как точки личностного роста.