План проведения занятий на учебный год (по учебнику Ким С.В.)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 30
Вредные привычки. Культура движения



Вопросы для обсуждения

• причины и последствия вредных привычек;

• двигательная активность и физическая культура — полезные привычки;

• как связаны культура движения и здоровье.




Ключевые понятия темы:

привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт.



Привычка — это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка — это закреплённый в образе жизни привычный способ поведения, несущий вред в скрытой или явной форме как самому человеку, так и обществу. Вредные привычки становятся для человека потребностью — нормой жизни. Организм на бессознательном уровне требует привычного поведения для психоэмоционального эффекта: радости, эйфории, расслабления, удовольствия, насыщения, снижения самоконтроля и др.

К вредным привычкам относят неправильное питание и обжорство; гипокинезию и гиподинамию; физическую и психическую перегрузку (спорт высших достижений, экстремальные виды спорта и досуга); бесконтрольное использование лекарственных средств, курение, пьянство, употребление наркотиков, токсикоманию. Все перечисленные явления представляют собой различные формы отклонения от здорового образа жизни.

Курение табака ведёт к зависимости дыхательного центра головного мозга от стимулирующих его работу веществ, содержащихся в табачном дыме (никотиновая зависимость). Число курильщиков в России — одно из самых высоких среди развитых стран.

Формирование никотиновой зависимости — это процесс постепенного встраивания никотина и других химических веществ малыми дозами в обмен веществ. Со временем человеку требуются всё большие дозировки этих веществ для привычной жизнедеятельности. Курильщик курит всё больше и поглощает всё больше канцерогенных веществ — продуктов сгорания смол. Курение — самая распространённая причина рака лёгких, кожи, желудка.

Вредные привычки всегда готовы заполнить свободное время, но от них трудно освободиться. Отказ от опыта вредных привычек в юношеском возрасте — это показатель истинной взрослости юноши или девушки, активно формирующих свою судьбу.

Пьянство — вредная привычка, которая ведёт к алкоголизму. Алкоголь — это психотропное вещество, которое быстро формирует у подростка зависимость и становится жизненной потребностью. Алкоголь притупляет реакции, замедляет координацию движений и время принятия решений, поэтому является причиной аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, уголовных преступлений, семейных конфликтов, появления детей с врождёнными уродствами.

Алкоголиком может стать любой человек, привыкающий пить по любому поводу. Характер его меняется: он делается забывчивым, обидчивым, агрессивным. Алкоголь уничтожает клетки печени, которая не справляется с очищением крови от ядов и снижает выработку энергии в организме. По статистике, взрослый пьяница становится алкоголиком через 5—7 лет, а подросток — в течение года. Поражение головного мозга может привести к инвалидности и смерти.

Наркомания — это заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ (наркотиков).

Наркотики могут вызывать физическую и психологическую зависимости. Психическая зависимость от наркотиков может быть позитивной (приём наркотических средств для достижения приятного эффекта — эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения) и негативной (приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия). Физическая зависимость проявляется в тягостных, мучительных ощущениях, болезненном состоянии при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. е. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Причины возникновения и развития наркомании у какого-либо человека весьма различны: особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Многие лекарственные средства, применяемые в официальной медицине (в основном снотворные, транквилизаторы и наркотические анальгетики), могут вызывать тяжёлые виды наркотической зависимости, что является серьёзным осложнением при их применении.

В некоторых странах употребление психоактивных веществ связано с определёнными религиозными и культурными обычаями.

Медицинскую помощь наркоману оказывают в психиатрической лечебнице, где под врачебным контролем назначают инъекции специальных доз наркотических средств, которые помогают пережить острый период заболевания. Все пациенты психиатрических клиник находятся на специальном медицинском учёте и после выписки.

Распространение наркотиков является уголовно наказуемым преступлением.

Токсикомания — это заболевание, характеризующееся влечением и привыканием к приёму лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим. Отличие токсикомании от наркомании в первую очередь заключается в типе употребляемых веществ: токсикоманы предпочитают химические вещества, обладающие одурманивающим или галлюциногенным действием, но официально не причисленные к наркотикам, а соответственно не запрещённые и свободно продаваемые. Ещё одно отличие — в способе употребления веществ. Наркоманы применяют довольно разнообразные методы введения наркотика в организм — курение, глотание, вдыхание через нос, инъекции. Токсикоманы обычно только вдыхают (нюхают) ядовитые вещества — другие способы во многих случаях невозможны, крайне опасны или не приносят ожидаемого эффекта.

Распространённым видом токсикомании является употребление средств бытовой и промышленной химии — вдыхание испарений лаков, красок, растворителей, эфира, замазки, бензина, некоторых видов клея. Ещё токсикоманы могут нюхать стиральные порошки и подобные моющие средства. Данный тип токсикомании наблюдается, как правило, среди детей и подростков и является социальной проблемой, иногда называемой «детской наркоманией».

Отравляющий эффект возникает от воздействия химических веществ на центральную нервную систему, в результате чего достаточно быстро развивается тяжёлое поражение центральной нервной системы. Это ведёт к необратимому падению интеллекта, влекущему за собой инвалидизацию.

Единственно верный путь к здоровью каждого человека — это его личная забота о себе, полезные привычки здорового образа жизни.

Условия формирования полезной привычки — не менее тридцати дней жёсткого самовоспитания (волевых усилий), самоконтроля и самоуправления поведением.

Полезные привычки формируют культуру здорового образа жизни:

• культуру движения (привычки оптимальной физической нагрузки, динамических пауз и отдыха; физкультура, труд и прогулки в загородной зоне, солнечные и воздушные ванны, закаливание, гигиена и др.);
• культуру питания (рациональное питание натуральной растительной пищей — овощами, фруктами, зерновыми и зернобобовыми, орехами, мёдом, кашей из цельного зерна, чистой водой, отварами, компотами из сухофруктов, рыбой, яйцами и употребление диетических сортов мяса животных);
• культуру эмоций (способы управления психическим состоянием, адекватное выражение эмоций, культивирование положительных эмоций).

Необходимой составляющей здорового образа жизни любого человека является двигательная активность. Под двигательной активностью понимают количество и качество перемещений человека в пространстве в единицу времени (суточная, недельная и др.).

Физическая нагрузка тренирует скелетно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, развивает координацию, ловкость, гибкость, силу, скорость перемещения тела в пространстве, волю, память, скорость реакции. Организм становится выносливее и крепче, устойчивее к болезням. Дети не осознают важность движения, но природный инстинкт зовёт их сделать первые шаги и ощутить радость перемещения и познания мира.

Все дети любят играть, бегать, прыгать, получать удовольствие от движения. Учёные называют это явление кинезофилией (любовью к движению). Опыт двигательной активности оставляет в душе положительный след (память о радости движения, подвижных игр), нейтральный (лень, неинтересно, «глупо бегать впустую») или отрицательный (страх травмы или смех окружающих над плохими результатами). Если в детстве не очень повезло с положительным опытом двигательной активности, то в подростковом возрасте необходимо уделить этому особое внимание.

В подростковом возрасте недостаток двигательной активности может проявиться в нарушении осанки, недоразвитии двигательного аппарата, избыточной или недостаточной массе тела.

Достаточная двигательная активность жизненно необходима для правильного формирования организма.

На скале в древней Элладе высечены слова: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Заветы древних актуальны и сегодня, но одного бега всё же недостаточно.

Культура движения проявляется в способах управления своим телом, в собственном стиле передвижения, который определяет красоту походки, осанки, жестов, лёгкость и грациозность разных видов движения.

Физическая культура, искусство танца и спорт располагают всеми средствами, чтобы помочь любому подростку грамотно, без ущерба для здоровья, но с желанием и упорством пройти с пользой подростковый период и в сотворчестве с природой (наследственностью) создать наиболее гармоничный образ самого себя — взрослого: здорового, полноценно развитого, физически крепкого, психологически устойчивого, обаятельного и привлекательного, весёлого, подвижного, интересного для себя и для других.

Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм, знаний, умений по психофизическому развитию способностей человека с помощью физических упражнений и других форм двигательной активности.

Основным развивающим средством физической культуры являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями, предполагающими постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, спортивным играм и соревнованиям, к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Задача уроков физкультуры в школе заключается в разъяснении правил безопасных и полезных способов выполнения физических упражнений, которые могли бы составить индивидуальный комплекс развивающих гимнастических движений. Эффективность развития двигательных навыков зависит от систематичности занятий, правильного дозирования физической нагрузки и мотивации на успех. Если у подростка проявились моторные способности, то ему следует попробовать себя в занятиях танцевальными или спортивными видами развивающей деятельности. Успехи в спортивной секции могут изменить личные планы старшеклассника, подчинить весь образ жизни спортивному режиму, спортивным достижениям.

Для организма плохо, если недостаточно физической нагрузки или её слишком много. Оздоровительный эффект достигается при оптимальной физической нагрузке. Для обычного подростка после тридцатиминутной тренировки частота пульса не должна превышать 150 ударов в минуту (спортивная нагрузка). А восстановление пульса до 100 ударов и ниже должна быть после 3—5 минут отдыха (спокойного шага). При нарушении оптимальных границ оздоровительного эффекта нет.

Для каждой возрастной группы выявлены нормы суточной двигательной активности (СДА), которые определяют оптимальный (необходимый и достаточный) показатель количества шагов в течение суток. У юношей показатель СДА на 25% выше, чем у девушек, и составляет соответственно 30 и 25 тыс. шагов. Рекомендуемый специалистами показатель СДА должен равномерно распределяться в течение дня, «чистое время» движения подростка в течение дня должно составить 3—4,5 часа, чтобы покрыть суточную норму движений (СДА).

Каждый старшеклассник может корректировать свой двигательный режим, узнав количество разнообразных шагов и других движений за день: дорога в школу и обратно домой, перемены, физкультура, спорт, уборка и др. Чем разнообразнее виды и формы двигательной активности, тем лучше.

Клетки организма запасают энергию, но тратят меньше, чем имеют, чтобы был необходимый резерв на следующее движение. Это энергетическое правило скелетных мышц. Снижение двигательной активности снижает интенсивность обмена веществ, приводит к накоплению недоокисленных продуктов обмена веществ, нарушает регуляцию тонуса сосудов, ритмичность работы сердца. Это ведёт к быстрой утомляемости школьника при физической и умственной нагрузке.

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и снимает его излишек. Движение стимулирует выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием, — эндорфинов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм, уменьшение избытка адреналина — гормона стресса.

В состоянии эмоционального аффекта (высочайшего нервного напряжения) человек может совершить мышечную работу и преодолеть препятствия, справиться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Футбольный болельщик или азартный киберигрок, часами слишком эмоционально «болеющие» в сидячей позе, готовят себе психосоматические проблемы. Обязательны перерывы (перемены, движение) через каждый час интенсивной умственной, психоэмоциональной нагрузки.

Гиподинамия и гипокинезия — проблемы недостаточной физической нагрузки и движения, которые ослабляют деятельность сердца, нарушают обмен веществ, ведут к избыточному весу, деградации мышечной ткани (дистрофии), нарушают баланс между мышечными и психическими усилиями. Это приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы и снижению устойчивости организма к инфекциям, стрессам.

В распоряжении человека средства различных видов физической культуры: массовой, рекреационной (физической рекреации), лечебной, адаптивной, физкультурного образования, физкультурного воспитания, фитнеса, калланетики, аэробики, степа, йоги, спорта и др.

Спорт — это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, что требует повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни, развития его физических и психических способностей, моральных, нравственных качеств.


Вопросы и задания

1. Проанализируйте данные медицинской статистики и выясните, как пьянство родителей отражается на здоровье и развитии их детей.

2. Узнайте, какие меры социальной помощи можно оказать подростку, у которого родители страдают алкоголизмом или наркоманией.

3. Как культура движения связана с физической культурой?

4. Какие особенности подросткового возраста необходимо учесть при выборе вида спорта?

5. Какова связь между движением и здоровьем человека?

6. Каковы нормы двигательной активности для подростка?

7. Чем отличается гиподинамия от гипокинезии?




Темы учебного исследования


1. Режим суточной двигательной активности старшеклассника.

2. История комплекса ГТО.

3. Фитнес, калланетика, степ-тренировки, аэробика, аквааэробика, йога, пилатес: достоинства и недостатки новых методик для здоровья.

4. Утренняя гимнастика: «за» и «против».









Наверх