План проведения занятий на учебный год (Учебник 2017 года)



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
11 класс




Урок 26
Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников



Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию



По служебному положению и воинскому званию военнослужащие могут быть начальниками и подчиненными. Начальнику дано право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения, а подчиненный обязан беспрекословно исполнять полученные приказы.

imageКомандир — единоначальник, в полном объеме отвечающий за боеспособность и боеготовность, подготовку личного состава, его моральное состояние и дисциплину. Вместе с тем он имеет и необходимые для этого права. Единоначалие принято в вооруженных силах большинства государств как принцип военного руководства, при котором командиры и начальники наделены всей полнотой распорядительной власти в отношении подчиненных и несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности находящихся под их командой военнослужащих. Это выражается в праве командиров единолично принимать решения, отдавать приказы, распоряжения в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов, обеспечивать их выполнение. Единоначалие имеет важное значение для поддержания четкого порядка жизни и высокой дисциплинированности военнослужащих.

imageЛичная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность. Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи. Это подтверждает опыт Великой Отечественной войны.

Однажды группа разведчиков была высажена в тыл противника с целью наблюдения. Разведчики получили приказ не обнаруживать себя и лишь в крайнем случае принять бой. Несколько суток они находи- лисъ в тылу врага. Все шло по плану. В один из дней воины заметили группу фашистов, беспечно идущих по лощине, и решили их уничтожить. Гитлеровцы были перебиты, собраны документы и оружие. Потерь в группе не было. Вернувшись, разведчики рассчитывали на похвалу, а вместо нее командир группы получил взыскание. За что? За нарушение дисциплины, за то, что группа неточно выполнила свою задачу и обнаружила себя. Тем самым было сорвано выполнение задачи второй разведывательной группой, которая была вынуждена вернуться на свою базу, не выполнив задание.

Приведенный пример свидетельствует о том, что в бою особенно недопустимы неисполнение или неточное исполнение приказа. Однако это не исключает проявления военнослужащими находчивости и разумной инициативы. Более того, воин обязан в сложной изменившейся ситуации смело брать ответственность на себя, искать выход из создавшегося положения и принимать самостоятельное решение.

Дисциплинированность как качество личности складывается еще до службы в армии, а затем развивается и формируется в процессе воинской деятельности. Каждый юноша, готовящийся к военной службе, должен понять, что формирование дисциплинированности зависит в первую очередь от него самого, от того, насколько упорно он работает над повышением уровня знаний о воинской службе и дисциплине, вырабатывает навыки правильного поведения и совершенствует волевые качества.

Вопросы


1. Как вы понимаете принцип единоначалия в военном руководстве?

2. Что такое личная дисциплинированность воина?

3. Какие важные составляющие выделяют в структуре дисциплинированности?






Наверх