План проведения занятий на учебный год (Учебник 2017 года)



Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс






Урок 27
Как стать офицером Российской армии
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
Контрольная работа


Как стать офицером Российской армии



Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию

Посмотреть презентацию



Из истории военно-учебных заведений России


Профессиональная подготовка российских офицеров в учебных заведениях была организована при создании регулярной армии. В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве и Мореходная школа в Азове, а в 1701 г. Инженерная школа, Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения.

Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образование.

Позднее в Петербурге были учреждены Сухопутный (1732) и Морской (1743) шляхетские кадетские корпуса. В них готовили не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.

В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры и др.

В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для армии и флота.

В начале XIX в. были открыты Главное инженерное (1819) и Михайловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 год считают официальным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 год — Военной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. — Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского).

Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Морская (1877) академии. В то же время часть кадетских корпусов была преобразована в военные гимназии.

К началу Первой мировой войны (1914—1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:

1) низшие (для подготовки младшего командного состава);
2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.);
3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии и флота);
4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (военные академии, морские высшие школы, стрелковые, кавалерийские, электротехнические, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).

После 1917 г. была создана новая сеть военно-учебных заведений, включавшая в себя:

1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава);
2) командные курсы (для подготовки командиров взводов);
3) курсы усовершенствования командного состава;
4) школы подготовки специалистов среднего звена;
5) военные академии (для подготовки старшего командного состава всех специальностей).

В результате военной реформы 1924—1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. В дальнейшем военные школы были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Советском Союзе насчитывалось 19 военных академий, 203 средних военных училища, 7 высших военно-морских училищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.

Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50—60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооружённых Сил — Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военного образования Российской Федерации


К военным образовательным учреждениям профессионального образования Вооружённых Сил Российской Федерации относятся военные академии, военные университеты, военные институты и высшие военные училища (схема 29). Они предназначены для подготовки и повышения квалификации командных, инженерно-технических и специальных кадров для Вооружённых Сил.

Указанные в схеме 29 военные образовательные учреждения профессионального образования готовят высококвалифицированные офицерские кадры с высшим образованием. Многие из этих учреждений являются научными центрами по разработке проблем в различных отраслях военной науки и техники.

Схема 29

Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

Типы образовательных учреждений профессионального образования Военные академии
Военные университеты
Военные институты
Высшие военные училища


В системе подготовки кадров для Вооружённых Сил функционируют несколько десятков военных образовательных учреждений. Сроки обучения в большинстве из них составляют 5 лет.

При некоторых федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования созданы учебные военные центры. Эти центры являются новой формой подготовки граждан для прохождения военной службы по контракту на офицерских должностях. В них готовятся специалисты инженерного, гуманитарного и юридического профилей.

Правила приёма в военные образовательные учреждения профессионального образования


В военные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» принимают граждан Российской Федерации, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование: не проходивших военную службу в возрасте от 16 до 22 лет; прошедших военную службу или проходящих военную службу по призыву — до достижения возраста 24 лет.

Изложенные далее правила приёма и отбора кандидатов относятся к гражданской молодёжи.

Приём в военное образовательное учреждение проводят по личному заявлению желающего поступить в него, которое необходимо подать до 20 апреля года поступления в районный (городской) военный комиссариат по месту жительства.

imageВ заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения, уровень профессионального образования, специальность, по которой он желает обучаться. К заявлению нужно приложить документы, указанные в схеме 30.

Районные (городские) призывные комиссии до 15 мая года поступления проводят предварительный профессиональный отбор. О времени и месте прибытия кандидатов для поступления начальники военно-учебных заведений сообщают кандидату до 30 июня года поступления на учёбу через военные комиссариаты. К вступительным экзаменам поступающие готовятся самостоятельно или на подготовительных курсах, которые организованы при большинстве военно-учебных заведений. Прибывшие в военно-учебные заведения кандидаты проходят профессиональный отбор, который проводят приёмные комиссии с 1 до 30 июля года поступления на учёбу.

imageВ ходе профессионального отбора у кандидатов проверяют:

- состояние здоровья;
- военно-профессиональную направленность и физическую подготовленность;
- индивидуальные психологические качества;
- общеобразовательную подготовку.

Состояние здоровья проверяют врачи-специалисты: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а при необходимости — врачи других специальностей.

Военно-профессиональную направленность и индивидуальные психологические качества проверяют при собеседовании кандидата со специалистами профессионального отбора и при тестировании.

Схема 30

Документы, оформляемые для поступления в военно-учебное заведение

Личное заявление о приёме в военно - учебное заведение Прилагаются Ксерокопии свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность и гражданство
Автобиография
Характеристика с места учёбы (работы)
Ксерокопия документа государственного образца о соответствующем уровне образования
Фото 4,5 X 6 см — 3 шт.
Представляются по прибытии в вуз Паспорт
Военный билет (удостоверение о приписке)
Оригинал документа государственного образца об образовании, а также оригиналы документов, дающих право поступления на льготных условиях


Физическую подготовленность оценивают по результатам выполнения упражнений (бег на 3 км, подтягивание на перекладине, бег на 100 м, плавание на 100 м).

Общеобразовательную подготовку кандидатов проверяют по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам в соответствии со специальностью, на которую осуществляется приём, с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.

imageБез проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям профессионального отбора зачисляют:

- военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооружённого конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесённых к зоне вооружённого конфликта;
- выпускников суворовских военных училищ, награждённых золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» (при поступлении во все вузы);
- остальных выпускников суворовских военных училищ (при поступлении в вузы, не включённые в перечень военно-учебных заведений, при поступлении в которые они должны сдавать экзамены по общеобразовательным предметам при условии, что они направлены в эти вузы в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учёбу в военные образовательные учреждения);
- выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учёбу в Московскую военную консерваторию (военный институт);
- победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады;
- других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы.

imageВне конкурса зачисляют успешно прошедших профессиональный отбор кандидатов из числа:

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида первой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;
- граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
- участников (ветеранов) боевых действий;
- других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.

imageПреимущественным правом при зачислении в вузы курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

- детей Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза;
- граждан, уволенных с военной службы;
- детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
- детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
- других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

По конкурсу зачисляют кандидатов на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразовательной подготовки и вне конкурса.

Более подробную информацию по вопросам поступления в военные образовательные учреждения можно получить в районном (городском) военном комиссариате по месту жительства.

Обучение в военном образовательном учреждении, присвоение офицерского звания


Гражданам, зачисленным на учёбу в военное образовательное учреждение, присваивают воинское звание курсант. До заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Контракт о прохождении военной службы заключают с курсантом по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения на время учёбы в учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания. Курсант пользуется установленными для граждан Российской Федерации правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями учёбы, и с учётом действующего законодательства.

Ежегодно курсантам предоставляют отпуск продолжительностью 30 суток, а также двухнедельный зимний каникулярный отпуск. Продолжительность бесплатного обучения в военных образовательных учреждениях составляет от 3 до 6 лет.

Учебный год в военном образовательном учреждении профессионального образования поделён на два семестра, которые завершаются экзаменационной сессией. Время занятий в соответствии с расписанием обычно не превышает 6 академических часов (по 45—50 мин) в день. Кроме того, ежедневно 3—4 ч выделяют для самостоятельной подготовки. Основные виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия и тренировки, учения, стажировки, курсовые, дипломные и контрольные работы, консультации и выполнение самостоятельных заданий. Изучение каждой дисциплины обычно заканчивается экзаменом или зачётом.

Военнослужащих мужского пола, отчисленных из образовательных учреждений военного образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, если они достигли к моменту отчисления возраста 18 лет, а также отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, не выслуживших установленного срока военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение, освобождение или отсрочку от призыва, направляют для прохождения военной службы по призыву. Остальных направляют в военные комиссариаты по месту жительства.

Чтобы исключить негативную практику, когда молодые люди, не желая проходить военную службу по призыву, поступают в военные образовательные учреждения профессионального образования, не планируя в будущем связать свою жизнь с военной службой, законодательно предусмотрено удержание с них денежных средств, затраченных на их обучение.

Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в связи с лишением их воинского знания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишении его права занимать воинские должности на определённый срок, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Эти граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий. Им выдают диплом об образовании общероссийского образца и присваивают воинское звание лейтенант.

Вопросы


1. Какие военные образовательные учреждения профессионального образования имеются в Вооружённых Силах Российской Федерации?

2. Какой возраст определён для гражданской молодёжи, желающей поступить в военно-учебные заведения?

3. Какие документы должны оформить желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования и куда их надо представить?

4. По каким направлениям проводят профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно-учебное заведение?

5. Какие категории кандидатов принимают на учёбу без проверки общеобразовательной подготовки?

6. Кто из кандидатов при наличии положительных оценок на экзаменах может быть зачислен на учёбу вне конкурса?

7. Когда заключают контракт о прохождении военной службы с курсантом военно- учебного заведения?

Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации


Масштабы современных военных конфликтов часто таковы, что страны, на территории которых они происходят, испытывают большие трудности по их ликвидации. В связи с этим становится необходимым объединение сил разных государств для разрешения таких конфликтов. Миротворческую деятельность государства осуществляют в соответствии с пунктом 6 Устава Организации Объединённых Наций «Миссии наблюдения» с целью согласования усилий мирового сообщества в деле поддержания и укрепления мира.

imageМеждународное сотрудничество в области поддержания стабильности и мира — одно из важнейших направлений во внешней политике Российской Федерации. Россия активно участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов в различных регионах: на Балканском полуострове, на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Африке и в странах Содружества Независимых Государств. Эту деятельность она осуществляет на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации, а также с правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обороны.

Федеральным законом «Об обороне» установлено, что международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны — один из аспектов обороны государства. Этим же законом определены полномочия должностных лиц, законодательных и исполнительных органов государства в этой области.

Президент Российской Федерации уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры об участии российских Вооружённых Сил в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Федеральное Собрание решает вопросы о возможности использования армии за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации ведёт международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Министерство обороны Российской Федерации сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств.

В соответствии с международными договорами воинские формирования российских Вооружённых Сил в зонах вооружённых конфликтов могут входить в объединённые вооружённые силы или находиться под объединённым командованием. Военнослужащие срочной службы по призыву могут быть направлены для выполнения задач при военных конфликтах исключительно на добровольной основе (по контракту).

За службу в «горячих точках» военнослужащим установлены дополнительные социальные гарантии и компенсации. Они заключаются в установлении повышенных окладов по воинскому званию и должности, предоставлении дополнительных отпусков, зачёте выслуги лет в соотношении один к двум или трём, выплате в повышенном размере суточных или полевых денег, выдаче дополнительных продовольственных пайков, возмещении членам семей расходов по проезду к месту излечения военнослужащего и обратно.

Международная деятельность по предупреждению и ликвидации всех видов вооружённых конфликтов — это новая составляющая внешней политики России, в которой нет больше места идеологической закомплексованности и так называемой классовой солидарности.

Вопросы и задания


1. В каких регионах земного шара Россия участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов?

2. На основании каких документов Российская Федерация осуществляет миротворческую деятельность?

3. При соблюдении какого условия в зону военного конфликта могут быть направлены военнослужащие срочной службы по призыву?

4. Какие социальные гарантии и компенсации установлены для военнослужащих, проходящих службу в «горячих точках»?

Задание 51


Руководящим принципом в системе боевой подготовки войск Вооружённых Сил Российской Федерации является положение:

а) «Что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение»;
б) «Учить войска тому, что необходимо на войне»;
в) «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека».
Укажите правильный ответ.

Задание 52


Физическую подготовленность поступающих в военно-учебные заведения оценивают по результатам выполнения следующих упражнений:

а) бег на 1 км;
б) бег на 3 км;
в) подтягивание на перекладине;
г) сгибание и разгибание рук в положении лёжа;
д) бег на 60 м;
е) бег на 100 м;
ж) плавание на 100 м;
з) плавание на 50 м.
Укажите правильные ответы.

Задание 53


Ваш знакомый Ю. год назад окончил среднюю школу с золотой медалью и работает в лаборатории. Он решил поступать в военно-учебное заведение и учится на подготовительных курсах при этом заведении. Учась в 11 классе, он участвовал в городской олимпиаде по физике и занял второе место. Какие льготы он будет иметь при поступлении на учёбу?






Наверх