План проведения занятий на учебный год (Учебник 2017 года)



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
11 класс




Урок 29
Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Стресс и дистресс
Личность и социальная роль военного человека
Психологические свойства в структуре личности
Слухи и искаженная информация
О морально-этических качествах военнослужащих
Чувства личности и военная служба
Самовоспитание и самосовершенствование личности
Психическое саморегулирование и самоанализ


Слово «солдат» в русском народе всегда ассоциировалось с отвагой, мужеством, мудростью, находчивостью, веселым юмором. Солдат воплощал в себе характер русского народа: глубокую любовь к Отчизне, которую он защищал, не щадя «живота своего» во время войн, веселое лукавство во время отдыха, размеренную готовность к любым непредвиденным обстоятельствам, способность минимальными средствами решать самые сложные жизненные головоломки и разгадывать хитрости врагов.

Наша современность помогает солдату в несении службы при помощи разных технических средств, но в то же время предъявляет к нему большие требования по развитию его умственных, физических и духовных качеств. Во все времена солдат должен был отличаться высоким уровнем выдержки и воли, что необходимо даже в мирное время. Перечень требований к солдату любого рода войск и вида военной службы объемен. Давайте разберемся, почему для любого молодого человека служба в Вооруженных Силах — психологически сложный этап жизни, особенно в наш бурный век технического прогресса и быстрого протекания политических, экономических и социальных процессов.

Посмотреть презентацию

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация


Как показывают многочисленные современные социологические и социально-психологические исследования, для многих молодых людей служба в армии представляется нежелательной, навязываемой. Поэтому в ожидании призыва в Вооруженные Силы они испытывают сегодня различающиеся по силе проявления стрессовые состояния. Эти состояния проявляются по-разному в зависимости от темперамента человека: от подавленности до агрессивности.

В психологии существует такое мнение: то, что хорошо понято и принято индивидом, помогает ему справиться с любой затруднительной ситуацией.

Поэтому давайте сначала разберемся, что такое стресс, хорошо это или плохо, почему в наше время служба в армии, даже само ожидание призыва, для некоторых оказывается стрессом, который они сами не всегда осознают.

imageСтресс — это не просто нервное напряжение. Многие склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением, а это прежде всего реакция организма на появление угрожающих или неприятных факторов жизненной ситуации. Стресс — не всегда результат повреждения. «Любая нормальная деятельность — игра в шахматы или страстное объяснение — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда», — пишет Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса». Дистрессом называют вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен.

Стресса не нужно избегать. Независимо от того, чем мы заняты или что с нами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора воздействию постоянно меняющихся внешних факторов. Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию (далее мы будем использовать привычный термин «стресс», подразумевая «дистресс»), то, следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из-за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной. В этом случае можно предложить воспользоваться некоторыми практическими советами по подготовке к любому стрессогенному событию или жизненной ситуации.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о происходящем.

2. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.

3. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций: это одно из условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике и не впадайте в беспомощность.

4. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

5. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации), с которыми вы уже познакомились в младших классах.

6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоционально положительные тылы (в семье, среди друзей, старших товарищей), помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.

7. Важно научиться распознавать в себе признаки стрессового состояния, а именно:

• невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в делах;
• ухудшение памяти;
• слишком часто возникающее чувство усталости;
• очень быстрая речь;
• мысли улетучиваются;
• появляются боли в голове, спине, области желудка;
• повышенная возбудимость;
• любимые занятия не доставляют обычной радости;
• потеря чувства юмора;
• если вы курите, возрастает количество выкуриваемых сигарет;
• появляется желание выпить алкогольные напитки; 
• постоянно хочется есть или, наоборот, пропадает аппетит, вообще теряется вкус к еде.

Практические рекомендации о том, как справиться со стрессом, содержатся в схеме 33.

Схема 33

Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом   Измените ход своих мыслей, поймите, что свести стрессы к нулю невозможно
Поменьше курите и не употребляйте возбуждающих напитков и продуктов
Чаще смейтесь и улыбайтесь, это поднимает настроение
Не срывайте злость на другом человеке, это приведет к усилению стресса
Снимайте плохое состояние физической работой и спортивными упражнениями
Ищите поддержку у друзей и родственников, не бойтесь попросить у них помощи



Вопросы


1. Что такое стресс и дистресс, какая между ними разница?

2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации?

3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состояния.

4. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом? 

Личность и социальная роль военного человека


Готовясь к службе в Вооруженных Силах, желательно глубже разобраться в себе, в психологических механизмах своего поведения.

Известно, что чем сильнее личность (а понятие «личность» не тождественно понятиям «человек», «индивид»; ведь не случайно мы часто говорим, что тот или другой человек состоялся как личность или не состоялся, кого-то называем яркой личностью, а кого-то серой личностью), тем более стойко она переносит всякие житейские неприятности, необычные ситуации и обстоятельства, часто полностью изменяющие ее образ жизни, как, например, переход от гражданской вольной жизни к условиям армейской службы, жестко регламентированной воинскими уставами. Сильная личность — это прежде всего человек с высокоразвитым сознанием, способный на основе своих широких знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение, оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности, регулировать их, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решения о своем общественно полезном поведении в тех «принудительных» обстоятельствах, в которые иногда ставит его жизнь.

С этих позиций служба в армии для каждого молодого человека — это не только предмет его обстоятельных размышлений о долге, чести и совести гражданина России, но и самовоспитание его чувств в этом отношении. Об этом нужно поговорить особо.

Под социальной позицией понимают функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе. Например, в семье вы — сын, брат; в школе — ученик; в техникуме или институте — студент; в больнице — больной; в транспорте — пассажир; в армии — солдат, защитник своей страны и ее граждан. В зависимости от того, в какой социальной позиции вы в этот момент находитесь, вы соответственно и ведете себя, потому что так принято, потому что сама эта позиция диктует вам правила поведения. Если вы с этим не считаетесь, то неизбежны конфликты, потому что люди, по отношению к которым вы занимаете разные позиции, ждут от вас веками выработанного в обществе соответствующего типа поведения, и в случае, когда вы обманываете их ожидания, выражают свое недовольство.

Для социальной позиции характерна прежде всего совокупность прав и обязанностей, которые зафиксированы в соответствующих документах. В армии это военная присяга, уставы, положения, наставления, приказы и т. д. Заняв эту позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять систему действий, которых от него ожидает окружение (в самом воинском коллективе — командиры всех рангов, товарищи по службе, а в обществе — гражданское население). Для того чтобы молодой человек, призванный на военную службу, не испытывал чрезмерных напряжений, связанных со своей новой социальной ролью, не похожей на все предыдущие (сын, ученик, студент, друг и др.), он должен быть заранее хорошо осведомлен о требованиях, предъявляемых социальной позицией и ролью военнослужащего и, образно говоря, врасти в нее, сделать ее частью своей личности.

Для иллюстрации перестройки личности под влиянием новой социальной роли воспользуемся примером, который приводит известный психолог Яков Коломенский в своей книге «Беседы о тайнах психики».

Генуя, 1944 год. Темное время гитлеровской оккупации. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне. До войны он восемь раз осуждался за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.

Эсэсовский офицер Мюллер обещает Бертоне жизнь и деньги за то, чтобы он сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Ровере, убитого в момент высадки на итальянскую территорию.

Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. Бертоне все глубже вживается в роль патриота, и постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, который ненавидит фашистов, он умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления... Таким образом, то, что было маской, стало внутренним содержанием личности.

Первые этапы принятия социальной роли военного человека сопровождаются переживаниями, связанными с внешними атрибутами — признаками, символами этой ролевой позиции: значками, формой и экипировкой. Юноша беспокоится, как он будет выглядеть в глазах значимых для него людей. Если эти переживания имеют позитивную эмоциональную окраску (удовольствие, радость, гордость), то на последующих этапах они уступают место тому, что воинская служба становится частью личности солдата.

Но иногда многие проблемы в армии оборачиваются для молодых людей чуть ли не трагедией, поскольку военная служба — один из наиболее сложных и трудных видов человеческой деятельности.

В связи с этим необходимо обладать определенным уровнем знаний о стрессе и дистрессе, а также о своих психологических особенностях: темпераменте (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), направленности своей личности (важно осознать свои потребности, ценности в жизни, идеалы, интересы).

imageС познания себя начинаются самовоспитание и самоподготовка, которые помогают молодому человеку быстрее и эффективнее адаптироваться в новых для него условиях.

Вопросы


1. Как вы понимаете термин «сильная личность»?

2. Что такое социальная позиция?

3. Какие показатели характеризуют социальную позицию?

4. Каким образом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?

Психологические свойства в структуре личности


Главное ведущее психологическое свойство в структуре личности любого человека — ее направленность, представляющая собой сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношений к выбору определенного образа жизни и его активному осуществлению.

Если вы осознали требования общества, в котором вы живете, потребность окружающих вас людей в мирной жизни как свою собственную, а также то, что служба в армии поможет вам стать сильнее, выносливее и физически, и психологически, то тогда у вас появятся внутренняя уверенность и сила, помогающие вам достойно отнестись к службе в армии.

imageВажный элемент направленности личности — мировоззрение, т. е. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней, а также его отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу.

В военных коллективах, как и во всех остальных, бывают победы и конфликты, достижения и недостатки, сплоченность и межличностная напряженность. Это нормальные явления.

В армейской жизни к тому же неизбежны стрессовые и напряженные состояния, которые мешают не только нести службу, но и просто нормально жить в условиях военной действительности, вызывают озлобление, агрессивные реакции, нередко сохраняющиеся у молодых людей и после увольнения в запас. Молодые люди часто психологически не готовы подчиняться строгой воинской дисциплине и проявлять волевую активность, преодолевая различные трудности. Вот почему, помимо приобретения знаний, важно научиться проводить самоанализ, самонаблюдение и самооценку своих психологических особенностей — познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, воображения), эмоций и чувств, воли, темперамента, характера, способностей. Если молодой человек тверд в убеждениях относительно важности и необходимости службы в Вооруженных Силах своего Отечества, ему будет значительно легче и интереснее проходить ее.

В наше сложное время мировоззрение большинства молодых людей недостаточно сформировано и противоречиво, оно может включать отрицательные взгляды в отношении воинской службы. Причины этого коренятся не только в объективных трудностях, переживаемых Россией, а следовательно, и ее армией, но и в распространяемых нелепых слухах и искаженной информации об армейской действительности.

Вопросы


1. Что вы понимаете под направленностью личности?

2. Что такое мировоззрение?

3. Как можно охарактеризовать мировоззрение современных молодых людей?

Слухи и искаженная информация


В настоящее время, когда из-за экономических, политических и социальных причин произошло резкое сокращение выпуска многих военных журналов и газет, доступных широкому кругу читателей, люди удовлетворяют свою потребность в информации об армии путем знакомства с сомнительными фактами и различными слухами. Они психологически удовлетворяют информационный голод как самих рассказчиков, так и слушателей. Несколько десятков лет назад на экранах кинотеатров демонстрировалось достаточно много кинофильмов о повседневной жизни солдат и офицеров, на основании которых широкая аудитория могла почерпнуть интересующую их информацию, сегодня же тема армейской жизни довольно однобоко и мрачно представлена в кинофильмах, на экранах телевизоров и на страницах периодической печати.

Как показывают социально-психологические исследования, деятельность по распространению негативных слухов в России вообще и в отношении ее армии в частности была возведена в некоторых странах в ранг государственной политики, а научно-исследовательские работы в этом направлении щедро финансировали. Как пишет американский теоретик психологической войны Пол Лайнбарджер, пропаганда посредством распространения слухов состоит в планомерном их использовании для воздействия на умы и чувства людей с определенной, имеющей общественное значение целью — военной, экономической или политической.

Психологи выделяют несколько типов слухов в соответствии с тем, что в них хотят выразить заинтересованные лица: слухи-желания, слухи-пугала, агрессивные слухи, которые наиболее опасны, потому что порождают подозрительность и сильную игру воображения, ведут к нарушению нормального психологического состояния. В качестве профилактики воздействия слухов на формирование отрицательного мировоззрения молодых людей в отношении военной службы можно рекомендовать им и тем, кто их окружает, вырабатывать у себя критическое отношение к разного рода рассказам, даже если рассказчик ссылается на «достоверные источники».

Нужно иметь в виду некоторые психологические закономерности распространения слухов. Так, сам процесс рассказывания служит для утверждения личности рассказчика. Поэтому, рассказывая, человек (иногда бессознательно) стремится создать у слушателей впечатление, что он имеет источники информации, недоступные для других. Он ассоциирует себя с важными персонами и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть на лицах слушателей, служат ему дополнительной наградой и стимулом.

Сообщение о том, что информация исходит из надежного источника, придает слуху видимость достоверности, а ссылка на то, что его содержание разделяется большинством, заставляет людей верить ему как факту.

Мотивами для распространения агрессивных слухов нередко служат личное озлобление, враждебные чувства по отношению к чему-либо или кому-либо, например, к тем же военным, от общения с которыми у человека могли сохраниться отрицательные эмоции. Желательно, чтобы молодые люди, получающие любую негативную информацию об армии и службе в Вооруженных Силах, учитывали все это и не спешили с выводами и своими эмоциональными реакциями.

Вопросы


1. Какие типы слухов вы знаете?

2. Какие из слухов наиболее опасны и почему?

3. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?

4. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?

О морально-этических качествах военнослужащих


К числу основных требований, предъявляемых к личности российского солдата, прежде всего относятся высокие морально-этические качества, среди которых главное место принадлежит таким категориям, как совесть, честь и достоинство.

imageСовесть — это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. «Совесть — это правильный суд доброго человека», — отмечал еще великий мыслитель Аристотель.

Что значит поступать по совести? Это значит поступать в согласии с требованиями морали, а она требует от человека быть справедливым в отношениях с другими людьми.

imageТребования совести — это наши собственные внутренние требования к себе самим, от них нельзя убежать, это внутренний страж нашего поведения, побуждающий нас к добрым делам.

Основа, база совести — понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Долг или какую-нибудь другую обязанность можно выполнять по-разному: под страхом наказания или по велению сердца, т. е. по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Потеря совести означает деградацию личности.

Совесть может проявляться и в форме сомнения, которое есть результат незнания или неполного знания человеком объективных законов, уступок своим или групповым интересам.

Личности всегда свойственно сомневаться, правилен или нет тот или иной поступок. В этом случае мы и говорим о неспокойной совести.

Наша совесть — иммунитет от многих нравственных заболеваний. В армии она не позволяет солдату плохо относиться к службе, поручениям и приказам, обманывать, грубить, лицемерить. Она заставляет его действовать, основываясь на нормах истинной нравственности: добре, справедливости, чутком отношении к окружающим.

Не менее важно для воина и другое морально- этическое качество — честь — признание общественным мнением и осознание самим военнослужащим высокой социальной ценности выполняемого им долга.

Понятие «честь» очень тесно связано с понятием достоинство.

Интересно высказывался по этому поводу французский философ и математик XVII в. Рене Декарт: «У кого есть сознание и чувство собственного достоинства... Они... не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее... Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они, в свою очередь, превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека».

imageЧесть солдата неотделима от чести воинского коллектива, поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы товарищей по службе. Честь коллектива — это и его честь. Этот сплав порождает чувство гордости, т. е. моральной удовлетворенности от сознания своей принадлежности к армии России. Долг каждого солдата — постоянно поднимать авторитет армии в глазах общественного мнения, возрождать лучшие воинские традиции.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства», — удивительно точно заметил выдающийся русский мыслитель и художник Н. К. Рерих.

Служба в армии может обернуться тягостной повинностью, если в структуре личности солдата отсутствуют чувства патриотизма, справедливости, ответственности. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», — писал В. Г. Белинский.

Вы любите свой город, его улицы, парки, площади, вы любите свою деревню, леса и луга вокруг, вы любите своих друзей и родных. Уходя в армию, вы идете учиться защищать все то, что вам дорого.

Вопросы


1. Как вы понимаете такое морально-нравственное качество, как совесть?

2. Назовите известные вам формы проявления совести.

3. Какие еще нравственные качества вы знаете?

4. В чем прежде всего проявляется воинская честь и каких качеств требует это от военнослужащих?

Чувства личности и военная служба


Под чувствами в психологии понимают переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он делает. Эти переживания могут протекать в виде положительных или отрицательных эмоций: простых, таких, как радость, гнев, удовольствие, недовольство, и сложных, т. е. более устойчивых сочетаний этих эмоций, которые и расценивают как чувства. Считают, что только человек способен на сложные морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства. Человек может испытывать и осознавать те или иные настроения, переживать стрессы, аффекты — эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие, изменяющие его сознание и приводящие к нарушению контроля над своими действиями. Все это называют эмоциональной сферой личности. Чем большее значение для человека имеют его отношения к чему-либо или кому-либо (к обществу, своей стране, родным, близким, друзьям, местности, в которой он живет, к самому себе), тем глубже его чувства.

С этих позиций чувство патриотизма можно определить как положительное отношение личности к своей Родине и тому, что в ней и с ней происходит, переживаемое им глубоко в форме разных эмоций: гордости, если Отечество славится своими достижениями; любви (по образному изречению древнеримского философа Сенеки, любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя), обиды, если Отечество в чем-то хуже, чем другие страны; скорби и гнева, если Родина в опасности, и многих других эмоций, связанных с нашим отношением к разным событиям в своей стране. Если человек сосредоточен только на своих узких потребностях: вкусно поесть, всласть поспать, хорошо повеселиться, то рано или поздно он теряет ощущение смысла жизни, потому что он перестает быть личностью и как бы становится животным, а оно никогда не задает себе вопроса, зачем живет, а повинуется только своим инстинктам.

imageТяготы и лишения воинской службы заключаются лишь в повышенной требовательности к себе, умении подчинять свои устремления необходимости соблюдать дисциплину и организованность, развитии у себя высоких морально-нравственных качеств: чувства долга, справедливости, совести, достоинства; волевых качеств: выдержки, настойчивости; физических качеств: силы, выносливости, ловкости и быстроты.

Молодым людям, конечно, нужно учитывать и данные социально-психологических исследований некоторых негативных явлений в армии, например неуставных взаимоотношений в отдельных воинских коллективах. Оказывается, что в 80% случаев все дело в психологической неграмотности самих новобранцев и диспропорции между социальным и психологическим созреванием молодых людей. Характерно, что время призыва в армию как раз и совпадает с высокой степенью психофизиологического и полового созревания. С реальным же социальным опытом юноша впервые сталкивается в Вооруженных Силах. Отсюда и волевая, и моральная разору - женность многих молодых людей перед тяготами и лишениями. К этому нужно присовокупить процветающие сейчас в молодежной среде активизацию потребительских настроений, поклонение культу жестокости и силы. Все это порождает цинизм, повышенную возбудимость.

Вопросы


1. Что понимает психология под чувствами и на какие чувства способен человек?

2. Как с позиций психологии можно определить чувство патриотизма?

3. Что вы понимаете под высокими морально-нравственными, волевыми и физическими качествами?

Самовоспитание и самосовершенствование личности


Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили.

Теперь давайте поговорим о путях самовоспитания и самосовершенствования личности, так как для подготовки к службе в Вооруженных Силах это имеет первостепенное значение.

Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то тогда можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрицательный смысл. Поэтому в психологии и педагогике различают самосовершенствование личности — сознательное воспитание в себе положительных качеств, социально ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окружающих, а изменяя некоторые свои потребности, желания, привычки, можно тем самым влиять на характер социальных отношений в обществе. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.

В настоящее время почти никто не сомневается в необходимости и полезности умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в чрезвычайных ситуациях.

Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя радости ощутить свои силы.

Среди множества качеств любого человека основные — ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается прежде всего через изучение наук, образование. Чувства (от низших — органических до высших — эстетических, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприятия произведений искусства, анализа своих и чужих поступков. В сердце человека живут симпатии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к развитию и саморазвитию.

Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие — вот пробный камень всех идей и помыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий. Борьба с внутренними трудностями (привычки, желания) — самая тяжелая. Но, преодолевая их, человек воспитывает в себе волю, выдержку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и солдатской службе. Решающее значение здесь имеют, во-первых, формирование и наличие у личности достойной цели, во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца.

imageПуть человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей — саморегуляция психических процессов.

Вопросы


1. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»?

2. Какие качества личности вы считаете основными?

3. Каким образом человек может развить свои ум, чувства и волю?

4. В чем состоит суть личности и как она проявляется?

Психическое саморегулирование и самоанализ


imageПсихическое саморегулирование — это развитие жизнестойкости организма путем специальных упражнений и методов. Методы эти основаны на способности человека поддаваться словесным самовнушениям, расслабляться и управлять своим организмом. Выработка же умений идет путем упражнений и гимнастики.

Методика психического саморегулирования может быть использована:

• для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения психического и физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности (например, перед дежурством, выполнением ответственного задания);
• для формирования настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоления трудностей, ощущения прилива сил и уверенности в себе; •
для устранения своих недостатков, искоренения отрицательных привычек, коррекции своего поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Наиболее известные методы психического саморегулирования: аутогенная тренировка (тренировка расслабления и сосредоточения); дыхательная гимнастика; методика отработки концентрации внимания.

imageСамоанализ часто расценивают как один из наиболее сложных способов самопознания, которому надо терпеливо и систематически учиться.

Например, одна из разновидностей самоанализа — вечерний обзор, проводимый перед отходом ко сну. Считают, что его можно использовать для изучения самого себя и своей жизни вообще. Во время него можно сосредоточиться на различных сторонах своей личности, типичных особенностях своего поведения в тех или иных ситуациях. Непременное условие обзора — способность превратиться в беспристрастного наблюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Второе условие, вытекающее из первого, — способность во время обзора не радоваться успехам и не огорчаться из-за неудач.

Другой способ самоизучения и самопознания — «проработка себя». Цель этой «проработки» — самооценка с точки зрения тех впечатлений, которые человек в течение дня произвел на разных людей, и выяснение, насколько это впечатление оказалось полезным для физического и психического самочувствия, выполнения разных дел.

Существует также метод «перспективы», цель которого заключается в самооценке отрицательных свойств личности, мешающих добиться жизненно важных целей. В рамках этого метода важно:

• сформулировать для себя конкретную цель, достижение которой поможет обрести успех в той или иной сфере;
• представить себя как бы со стороны в заданном будущем и желаемом состоянии;
• увидеть из этого будущего свое настоящее состояние во всех его положительных и отрицательных проявлениях;
• определить, что именно надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.

Существуют и другие способы саморегуляции и самоанализа. Все они будут более эффективными, если вы будете сопровождать их фиксированием в виде записей. Можно завести «рабочую тетрадь», в которую заносить все данные, получаемые о себе со стороны, а также информацию о своих внутренних состояниях в различных ситуациях и обстоятельствах. Производя такие записи, можно будет яснее и определеннее осознавать свои ощущения и эмоции. Человек в своей жизни, сам того не подозревая, может придерживаться разных точек зрения, обманывая таким образом сам себя. Излагая свои размышления, описывая ощущения, он невольно становится перед выбором одной точки зрения, что обязательно делает самооценку более объективной. Повышается возможность обнаружить свою личностную проблему (или тупик), подойти к анализу ее причин и объективного, и субъективного характера.

Каждая запись должна быть датирована, чтобы в дальнейшем была видна картина саморазвития. В условиях дефицита времени, в котором мы постоянно находимся, можно придумать свою систему записи, лаконичную по форме и емкую по содержанию.

image

Таким образом, психологическая подготовка к службе в Вооруженных Силах России — процесс непростой. Он включает в себя получение знаний из различных областей психологии и педагогики, предполагает творческую активность в процессе выработки умений и навыков контроля над своими личностными особенностями. Все это должно сопровождаться достаточной и правдивой информированностью о состоянии дел в армии и стране.

Вопросы и задания


1. Что такое психическое саморегулирование?

2. Для каких целей может быть использовано психическое саморегулирование?

3. Назовите наиболее распространенные методы психического саморегулирования.

4. Какие еще методы и способы самоизучения и самопознания вы знаете?

Задание 56

Приведите примеры из литературы, фильмов и реальной жизни, связанные с перестройкой личности под влиянием новой социальной роли.

Задание 57

Вы заметили, что у одноклассника повысилась возбудимость, утратилось чувство юмора, усталый вид, что он допускает в делах больше ошибок, чем обычно. О каком состоянии могут свидетельствовать эти симптомы? Какие рекомендации вы можете дать однокласснику в такой ситуации?

Задание 58

Попытайтесь провести анализ ваших действий и впечатлений, которые вы произвели на окружающих в течение дня. Сделайте соответствующие выводы.






Наверх