План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
11 класс




Урок 3
§ 3. Обеспечение личной безопасности на водоёмах


Содержание урока

Безопасный отдых на водоёмах

Выводы. Вопросы. Задания

Дополнительные материалы

Презентации к уроку


Дополнительные материалы к § 3
Безопасность на замёрзших водоёмах


Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей - не менее 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

• наиболее прочен чистый, прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;
• на участках, запорошённых снегом, лёд тонкий и некрепкий;
• в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Если вы провалились под лёд:

• не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
• постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
• осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую;
• постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
• на твёрдом льду встаньте и постарайтесь как можно быстрее добраться до жилья.

Если на ваших глазах провалился на льду человек, немедленно крикните, что идёте на помощь. Приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше, если вы можете подложить под себя лыжи, доску, фанеру, т. е. увеличить площадь опоры, и ползти на них. К самому краю подползать нельзя, иначе в воде окажутся уже двое.

Надо вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других - в том числе и свойства инструмента защиты.

Ремни или шарфы, любая доска или жердь, санки, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные ремни или шарфы, доски надо за 3 - 4 м до полыньи. Подползать к самой полынье недопустимо.

Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лёд и ползком выбираться из опасной зоны. Затем его надо укрыть от ветра, как можно быстрее доставить в тёплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.

(По материалам специалиста в области ОБЖ (ОБЗР) А. В. Гостюшина)


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх