Обязанности граждан по воинскому учёту
Дополнительные материалы
История Древней Греции во многом состоит из битв и отдельных конфликтов между городами-государствами.
В Древней Спарте, которая славилась храбростью своих воинов, не строили крепостные стены вокруг города, чтобы в случае вражеского нашествия надеяться не на них, а только на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовыми вступать в бой.
В государстве Спарта воспитание подростков было направлено на формирование основных качеств настоящего воина:
• физической силы;
• храбрости;
• самообладания;
• выдержки;
• выносливости;
• способности выживать в экстремальных условиях (максимальная готовность к жизненным трудностям);
• хладнокровия перед смертью.
Характерными чертами спартанского воспитания были публичность, государственно-общественный контроль, внесемейность и коллективность. Мальчиков отнимали у родителей, объединяли их в небольшие отряды, воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине.
Средствами такого военизированного воспитания подростков выступали:
• личный пример (во главе каждого отряда стоял воин, который прославился мужеством на поле боя и с которого воспитанники могли бы брать пример);
• имитация военных приготовлений (как писал Платон, «малым детям, пока они ещё не идут на войну, надо было Оы во время шествий и торжественных процессий в честь всех богов всегда украшаться оружием, сидеть на коне»);
• поощрение и наказание (по окончании спровоцированных драк наиболее храбрых и отличившихся хвалили, особо не проявивших себя наказывали палками);
• испытания и посвящения, которые фиксировали переход юношей от одной стадии военной подготовки к другой;
• соревнования (публичные показательные сражения спартанской молодёжи, состязания в терпении и выносливости);
• практика в военной службе (подростки получали право ношения оружия, после чего в течение года они выполняли военно-полицейские функции за пределами Спарты).
Следующая страница Презентации к уроку