Порядок вручения личному составу вооружения
Дополнительные материалы
В Афинах народ содержал за свой счёт до совершеннолетия юношей, отцы которых погибли на войне.
На празднике Дионисий проводился ритуал вручения вооружения сыновьям героев.
В этом ритуале было заложено большое идейное содержание. Забота о детях погибших в бою граждан воспринималась как одна из форм благодарности этим гражданам.
«Бессмертными подобно богам» назвал стратег Перикл (V в. до н. э.) граждан, павших на Самосе, в своей знаменитой надгробной речи в их честь. «Ведь и богов мы не видим, - сказал Перикл, - но по тем почестям, которые им оказывают, и по тем благам, которые они нам даруют, мы заключаем, что они бессмертны; эти черты свойственны и тем, которые погибли в бою за Отечество. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными... В борьбе за такое-то государство положили свою жизнь эти воины, считая долгом чести остаться ему верными, и каждому из оставшихся в живых приличествует желать трудиться ради него».
С точки зрения грека классической эпохи, для мужчины стоять в строю фаланги гоплитов (древнегреческих пехотинцев) достойно единственно полноправного гражданина. Общая доблесть фаланги состояла не в героическом порыве отдельных воинов, а в сохранении боевого строя. В силу этого воинская идеология времени Древней Греции строго коллективистская. Представление самих сирот гражданам, собравшимся в театре, проводилось как акт высокой политики, как проявление одного из основных принципов афинской демократической системы.
Сироты получали полное вооружение гоплита, их усаживали в дни театральных представлений на почётные места. Отметим, что вручение вооружения было внешним знаком полного изменения статуса человека, перехода его во взрослое состояние. Отныне юноша становился уважаемым защитником Отечества.
Воспитав сироту и заменив тем самым ему отца, афинские граждане вручали ему гоплитское вооружение как знак того, что отныне юноша полностью разделяет все права и обязанности гражданина. При этом вся церемония происходила в театре, заполненном народом, а потому, бесспорно, не только приобретала высокое символическое звучание, но и была наполнена огромным эмоциональным содержанием.
Следующая страница Презентации к уроку