Кабинет ОБЖ





Главная сайта | Основы безопасности жизнедеятельности | Виртуальный кабинет ОБЖ


Кабинет ОБЖ





Положение о кабинете ОБЖ


Методические рекомендации по оборудованию кабинета основы безопасности жизнедеятельности


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи преподавателям курса ОБЖ по оформлению кабинета "Основы безопасности жизнедеятельности" в общеобразовательной школе (в работе использованы материалы из Интернета).

1. Общие положения.

В Методических рекомендациях изложен перечень элементов учебно-материальной базы кабинета, необходимой для подготовки учащихся по Программе общеобразовательных учреждений курсу ОБЖ, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.

Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных учебных заведениях кабинета, для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – методические рекомендации), разработаны:

С целью - приведения учебно-материальной базы, кабинета ОБЖ общеобразовательного учреждения, к рекомендуемому образцу, обеспечивающему эффективность проведения занятий, направленных на повышение уровня знаний учащихся, отработку практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

- развитие единой системы подготовки учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом обучения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на основе требований нормативно-правовых актов.

2. Учебная база для занятий по ОБЖ.

Качество подготовки учащихся в общеобразовательных учебных заведениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) во многом зависит от наличия и состояния в них учебно-материальной базы.

Для отработки вопросов программы курса ОБЖ в каждом учебном учреждении необходимо оборудовать:

1. Кабинет ОБЖ с лаборантской комнатой (помещение для хранения имущества).

2. Уголок гражданской обороны.

Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности».

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения теоретических и

практических занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.

Кабинет ОБЖ оборудуется в просторном светлом помещении. Он оснащается следующим имуществом:

- мебелью (ученические двухместные столы, стулья из расчета на каждого ученика, стол для преподавателя - организатора курса ОБЖ, классная доска);

- макетами для отработки практических вопросов учебных занятий;

- стендами (несут основную информационную нагрузку в соответствии с программой курса ОБЖ);

- техническими средствами обучения;

- витриной (позволяет наглядно ознакомить учащихся с образцами средств индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационной и химической разведки и т.д.);

- учебно-методической литературой (мини библиотека).

2.1 Макеты.

Использование при проведении занятий макетов позволит практически отработать многие учебные вопросы. В первую очередь вопросы безопасного поведения на улице и дома, действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера. Позволит наглядно изучать правила обращения с приборами электро- и газообеспечения, водо- и теплоснабжения, проводить разбор некоторых аварийных ситуаций и порядок поведения в них.

Для повышения эффективности проведения занятий необходимо иметь макеты:

«Макет местности». Должен воспроизводить месторасположение общеобразовательного учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первую очередь - использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

«Макет современного жилища». Должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами жизнеобеспечения.

2.2 Стенды.

Стенды несут основную информационную нагрузку. Они должны быть лаконичными, и в то же время выразительными и содержательными.

При разработке эскизов стендов кабинета ОБЖ необходимо

придерживаться следующего перечня и содержания:

Терроризм - угроза обществу.

Стенд с таким названием рассказывает о предупредительно-защитных мерах, о действиях населения при угрозе террористического акта и поведении пострадавших при нем.

Гражданская оборона.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию (сведения):

- о системе гражданской обороны;

- о сигналах гражданской обороны и порядке действия по ним;

- о защитных сооружениях;

- об эвакуации (обязанностях и правилах поведения населения при эвакуации);

- о приборах радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;

- о ядерном, химическом и бактериологическом оружии, обычных средствах поражения;

- о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- о санитарной обработке людей.

Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения).

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить информацию (сведения):

- о зонах повышенной опасности в данном населенном пункте (правила поведения в них);

- о конструктивных особенностях современного жилища, об узлах и системах жизнеобеспечения, источниках и видах опасных факторов современных жилищ (средства бытовой химии, возможные опасности при нарушении правил их использования, оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах);

- о чрезвычайных (криминальных) ситуациях в жилищах, на транспорте, на улице. Правила поведения в транспорте при возникновении экстремальной ситуации;

- о стрессовом состоянии человека, способах его преодоления;

- о лекарственных растениях и их использовании.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить информацию (сведения):

- о видах стихийных бедствий (дать характеристику основным видам), рекомендации по поведению при их возникновении;

- об АХОВ и использовании их в производстве, о правилах поведения при выбросе АХОВ;

- об очаге и факторах поражения при аварии на АЭС, основных нормах и правилах поведения населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности;

- о правилах поведения на воде, оказанию само - и взаимопомощи провалившемуся под лед;

- о правила поведения при пожаре.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию:

- об основных средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

- об устройстве противогаза, правилах его подготовки и проверки на герметичность шлем-маски;

- о средствах коллективной защиты (убежищах);

- о средствах медицинской защиты и профилактики.

Основные правила безопасного поведения на улице и дорогах.

На данном стенде (стендах) необходимо разместить информацию:

- об основных правилах поведения на улице и дорогах; порядке движения по ним;

- о детском дорожно-транспортном травматизме;

- о дорожных знаках, разметке улиц и дорог, светофорах и регулировщиках движения;

- о правилах безопасности при пользовании общественным транспортом.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

На данном стенде (стендах) рекомендуется разместить материалы, рисунки (фотографии), краткие и доходчивые тексты по оказанию помощи пострадавшему при ранениях, травмах и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, поражениях электрическим током, при несчастных случаях на воде, при вывихах, переломах и т.д. Кроме этого, обязательна информация об инфекционных болезнях и их профилактике.

Основы здорового образа жизни человека и его безопасности.

Этот стенд должен содержать советы по режиму учебы и отдыха подростка (профилактике переутомления), правилам рационального питания. Здесь же размещены предостережения от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), обязательные правила личной гигиены и советы по закаливанию.

При оформлении таких стендов могут быть использованы материалы, брошюры и плакаты, разработанные и изданные Департаментом Гражданской защиты МЧС России, Обществом Красного Креста, редакцией журналов «Военные знания» и «Гражданская защита».

Стенды могут быть электрифицированы.

Кроме вышеназванных стендов необходимо установить стенд-экран, предназначенный для размещения интересной информации из периодической печати по проблемам ОБЖ, фотогазет и планов проводимых мероприятий («День защиты детей», «Урок безопасности», слетов-соревнований «Школа безопасности»). На стенде-экране необходимо отражать информацию об итогах проведенных мероприятий школьного, районного, городского и краевого (областного) уровня (смотр-конкурс учебно-материальной базы кабинетов ОБЖ, конкурс рефератов по курсу ОБЖ, олимпиад по ОБЖ).

2.3 Технические средства обучения.

Технические средства обучения (далее – ТСО) могут быть разнообразными, но оптимальный набор их состоит из персонального компьютера, телевизора, видеомагнитофона, мультимедийного проектора с экраном, принтера, лазерной указки и тренажеров типа «Гоша», «Максим» и т.п.

ТСО позволяют эффективно пользоваться видеотекой по темам курса ОБЖ. Персональный компьютер с набором программ позволяет осуществлять контроль знаний и тестирование учащихся по курсу ОБЖ.

2.4 Витрины.

Витрины в кабинете ОБЖ позволяют знакомить учащихся со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборами радиационной, химической разведки и средствами пожаротушения.

Размещать витрины целесообразно вдоль стен тыльной и боковой сторон кабинета. Витрины необходимо делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями.

Оптимальный набор экспонатов в витринах кабинета ОБЖ:

- приборы радиационной и химической разведки (ДП-5В, ДП-24, ВПХР и др.);

- средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (защитный костюм Л-1 и ОЗК);

- средства медицинской защиты и профилактики (противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);

- средства пожаротушения;

- предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и «карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);

- гербарий ядовитых и полезных (лечебных) растений;

2. 5 Учебно-методическая литература.

Учебно-методическая литература в кабинете ОБЖ накапливается из года в год.

Подшивки журналов и газет («Военные знания», «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.) рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся (на журнальном столике или книжной полке в кабинете ОБЖ). Здесь же должны быть брошюры и пособия по тематике курса ОБЖ.

2.6 Лаборантская комната

Лаборантская комната предназначена для хранения учебного имущества, наглядных пособий, технических средств обучения и литературы, необходимых для проведения учебных занятий по курсу ОБЖ, а также для хранения некоторых планирующих и отчетно-учетных документов.

В лаборантской комнате хранятся дорожные знаки, таблицы по Правилам дорожного движения, громоздкие учебные экспонаты (огнетушители, спасательные средства и т.д.). Учебники, наглядные пособия, видеофильмы, диафильмы и слайды должны быть систематизированы (создана картотека с формулярами).

Лаборантская комната обычно территориально размещается вместе с кабинетом ОБЖ, но может находиться и отдельно от него.

3. Уголок гражданской обороны.

Уголок гражданской обороны (далее – уголок ГО) представляет собой информационно-справочный стенд (группу стендов), помогающий лучше понять систему защитных мероприятий, усвоить порядок действий при любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени на конкретном объекте.

Уголок ГО должен находится в легко доступном для учащихся, преподавательского, технического состава и посетителей учебного учреждения месте, и позволять своевременно получать необходимые сведения, пополнять свои знания и делать практические выводы.

Уголок ГО целесообразно создать из семи разделов.

Раздел 1 «Кто и как оповестит».

В данном разделе находится информация: о сигналах оповещения и порядке их доведения до населения, действиях населения по сигналам оповещения, порядок информирования по средствам массовой информации и т.д.

Раздел 2 «Если стихийное бедствие…».

В данном разделе рассказывается о тех событиях, которые наиболее характерны (типичны) и чаще всего происходят в данном населенном пункте (это могут быть наводнения, землетрясения, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, оползни и т.д.). Напоминается, чем опасно каждое из них, к каким неприятным последствиям может привести. Главное внимание сосредотачивается на способах защиты, правилах поведения и последовательности действий. Все рекомендации должны быть краткими, четкими и понятными. Разъясняются не принципы, а конкретные действия.

Раздел 3 «Это может случиться».

Здесь рассматриваются аварийные ситуации, возможные на близлежащих объектах. Например, с выбросом АХОВ: чем опасно вещество, каковы его физико-химические характеристики и поражающие свойства.

Детально рассказывается о действиях: где укрываться, какими маршрутами двигаться к защитным сооружениям и куда выходить и т.д.

Раздел 4 «Как поступить».

В данном разделе освещаются ситуации, которые могут возникнуть конкретно в здании учреждения. Это своего рода постоянно действующая инструкция. В отдельных случаях могут указываться фамилии людей, отвечающих за определенные действия, например, по предотвращению распространения огня, перекрытию кранов и задвижек и т.д.

Раздел 5 «Помощь пострадавшим».

Здесь коротко и доступно рассказывается о наиболее частых поражениях (травмах), о том, как действовать при ранениях, ссадинах, порезах.

Порядок оказания помощи при повреждении связок, в случае ожогов, сильных кровотечениях, при поражении АХОВ.

Раздел 6 «Защита».

Состоит из трех частей, сообщающих сведения:

Инженерная защита. Где находятся убежища, противорадиационные укрытия, пути движения к ним, кто укрывается. Какие прочные сооружения можно использовать дополнительно. Для наглядности лучше это сделать на плане местности.

Средства индивидуальной защиты. Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов. Кто, когда и в какой очередности выдает их. Ответственные. Порядок изготовления и применения ватно-марлевых повязок.

Эвакуация. Порядок эвакуации. Как действовать при экстренной эвакуации в случае возникновения ЧС. Место сбора. Маршрут следования, время на проведение эвакуации.

Раздел 7 «Наша гражданская оборона».

В данном разделе находится информация (сведения):

- о структуре гражданской обороны учреждения;

- кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба;

- какие формирования ГО создаются, их состав;

- кто назначен командирами НАСФ;

- какой техникой, приборами оснащены НАСФ.

4. Рекомендуемый перечень учебно-методической литературы, учебного имущества и оборудования в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

4.1 Средства обучения

Нормативная правовая литература.

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон «О гражданской обороне»

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Федеральный закон «Об обороне»

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства РФ «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службы»

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

Устав войск гражданской обороны Российской Федерации

Учебная и учебно-методическая литература.

Основы безопасности жизнедеятельности (справочник школьника) В.П.Сотников., изд. «Слово» г.Москва 1997год.

ОБЖ (классы 2-4) часть 1,2,3 В.В.Поляков изд. Дом «Дрофа» г. Москва Основы безопасности жизнедеятельности (классы: 1,2,3,4) Андрей Усачев., Антон Березин., изд. «Аст» г.Москва 1997год.

Основы безопасности жизнедеятельности (класс 5) Литвинов Е.Н., Смирнов А.Г., Фролов В.П., Вихорева Г.С., Погорелова Е.О., изд. «Аст» г.Москва 1997 год.

Основы безопасности жизнедеятельности (класс 6) Литвинов Е.Н., Смирнов А.Г., Фролов М.П., Петров С.В., Вахорева Г.С., изд. «Аст» г.Москва 1997 год.

Основы безопасности жизнедеятельности (класс 7) Литвинов Е.Н., Смирнов А.Г., Фролов М.П., Петров С.В., изд. «Аст» г.Москва 1996 год.

Основы безопасности жизнедеятельности (класс 9) М.П.Фролов., А.Г.

Смирнов., Е.Н. Литвинов., С.В. Петров., И.В. Богоявлинский., изд. «Аст-ЛТД» г.Москва 1997 год

Основы безопасности жизнедеятельности (класс 11) А.Г.Смирнов., М.П.Фролов., Е.Н.Литвинов., изд. «Аст-ЛТД» 1997 год.

Катастрофические наводнения начала XXI века – уроки и выводы. Изд. ООО «Дэкс-Пресс» г. Москва 2003 год.

Лесные пожары на территории России – состояние и проблемы. Изд. ООО «Дэкс-Пресс» г. Москва 2004 год.

Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».,изд. ООО ПКФ «Монтажспецстрой» г. Москва 2004 год.

Детская энциклопедия «Помоги себе и другим или безопасность в чрезвычайных ситуациях»., изд. ОАО «Фабрика офсетной печати №2» г. Димитров, Московская область, ул. Московская,д.3 (подписной индекс 34182). Периодичность – 12 номеров в год.

Журнальный столик или открытая книжная полка

Подшивка журналов и газет («Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01»,«Гражданская защита»,«Военные знания», «Спасатель». Подшивку рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся (на журнальном столике или книжной полке в кабинете ОБЖ).

4.2. Учебно-наглядные пособия

Плакаты.

1. Действия населения при стихийных бедствиях.

2. Действия населения при авариях и катастрофах.

3. Осторожно терроризм.

4. Терроризм – угроза обществу.

5. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

6. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.

7. Умей действовать при пожаре.

8. Пожарная безопасность.

9. Первичные средства пожаротушения.

10. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

11. Первая реанимационная и первая медицинская помощь.

12. Знаки дорожного движения.

13. Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте.

4.3 Стенды

При разработке эскизов стендов кабинета ОБЖ необходимо придерживаться следующего перечня и содержания.

Стенд № 1. Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности)

Стенд № 2. Действия по сигналам Гражданской обороны.

Безопасность защиты человека:

Условия безопасного поведения учащихся.

Стенд № 3. Безопасность на улицах и дорогах.

Стенд № 4. Безопасность на транспорте.

Стенд № 5. Безопасность в природной среде.

Стенд № 6 Безопасность в современном жилище.

Стенд № 7 Правила поведения в криминогенных ситуациях.

Стенд № 8 Защита от терроризма.

Экстремальные ситуации природного и техногенного происхождения и защита населения от их последствий.

Стенд № 9 Землетрясения.

Стенд № 10 Наводнение, затопление.

Стенд № 11 Аварии на химически опасных объектах (ХОО).

Стенд № 12 Взрывы, пожары.

Стенд № 13 Лесные, торфяные пожары.

Основы здорового образа жизни.

Стенд № 14. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья.

Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи.

Стенд № 15. Первая медицинская помощь при ранениях, переломах и вывихах.

Стенд № 16. Первая медицинская помощь при утоплении, отравлении, травматическом шоке.

Стенд № 17. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, тепловом ударе, поражении электрическим током.

4.4 Статические макеты, муляжи, модели (№ 6)

Для отработки практических вопросов учебных занятий, используются макеты.

«Макет простейшего укрытия».

«Макет местности» - (воспроизводит месторасположение общеобразовательного учебного заведения со всеми прилегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в том числе использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

«Макет современного жилища» - (должен моделировать жилое помещение со всеми узлами и системами обеспечения).

4.5 Аудиовизуальные пособия (стеллаж № 18)

2.4.1 Слайды (фотографии)

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

2.4.2 Учебные видеофильмы:

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

Действия населения при химически опасных авариях

Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

В зоне затопления

Стихийные бедствия

Пожарная безопасность

4.6 Средства индивидуальной защиты:

Витрины

Средства индивидуальной защиты позволяют знакомить учащихся со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборами радиационной, химической разведки и средствами пожаротушения.

Размещаются витрины вдоль стен тыльной и боковой сторон класса.

Витрины необходимо делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями.

Набор экспонатов в витринах кабинета:

Средства защиты дыхания и кожи

1.Ватно-марлевые повязки

2.Противопылевые тканевые маски

3.Респираторы (типа Р-2)

4.Противогазы (типа ГП-7)

5. Противогаз изолирующий

6. Защитный костюм (ОЗК)

7. Защитный костюм типа (Л-1)

8. Войсковой прибор химической разведки (в комплекте с индикаторными трубками)

Средства медицинской защиты

1. Индивидуальный перевязочный пакет и т.п.

Средства пожаротушения

Огнетушитель углекислотный (типа ОУ-3)

Огнетушитель порошковый (типа ОП-4 (Г) – газогенераторный)

Приборы

1. Общевойсковой комплект измерителей дозы (типа ДП-22В).

2. Индивидуальный измеритель поглощенной дозы (типа ИД-11)

Комплект-лаборатория, в том числе:

- индикаторные трубки, насос пробоотборник, комплект тест-систем.

Комплект индикаторных трубок к комплекту-лаборатории на диоксид углерода, диоксид серы, оксиды азота (по две упаковки каждого наименования)

Робот - тренажер «Гоша» (в комплекте с программным обеспечением и оборудованием).

4.7 Технические средства обучения

Аудио-, видео-, проекционная аппаратура

Телевизор с видеомагнитофоном

Экран настенный

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер



Наверх