Законодательные и нормативные правовые акты российской федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства






Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством. Особенно обострились эти проблемы в российском обществе, которое, пережив в последние полтора десятка лет глубочайшие потрясения, связанные с коренными изменениями в политике, экономике, социальной и духовной сферах, оказалось лицом к лицу с реальными угрозами национальной безопасности государства практически во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Структура национальной безопасности Российской Федерации условно состоит из государственной и общественной безопасности.

Государственная безопасность:

  • внутриполитическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • пограничная безопасность;
  • международная безопасность и др.

    Общественная безопасность:

  • безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);
  • природная безопасность;
  • техногенная безопасность;
  • экологическая безопасность и др.

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп и отдельных лиц.

Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и техногенного характера.

Основу национальной безопасности составляет единая государственная политика, являющаяся частью общегосударственной политики РФ и подчиненная главным стратегическим целям России, обусловленным российскими национальными интересами.

Обеспечение национальной безопасности России - это систематическая деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз и эффективное противодействие им. Обеспечение безопасности личности, общества и государства (национальной безопасности) достигается государственным управлением системой обеспечения национальной безопасности.

1. Федеральный Закон «О безопасности»

Основой государственной политики в области обеспечения безопасности является Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ Принят Государственной Думой 07 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года.

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).1

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

  • прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.2

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

  • защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
  • укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
  • участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
  • развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
  • содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Президент Российской Федерации:

  • определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
  • утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
  • в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
  • информации и государственной тайны;
  • населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности; утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Правительство Российской Федерации:

  • участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
  • формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
  • устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
  • организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
  • осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

  • обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
  • формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
  • о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
  • о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
  • оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

  • рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  • анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
  • разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  • осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
  • рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  • организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

В недалеком прошлом понятие безопасности отождествлялось преимущественно с безопасностью государства и деятельностью Органов государственной безопасности, а правовые основы ее обеспечения сводились главным образом к закрытым ведомственным нормативным правовым актам.

С принятием Закона о безопасности, Концепции национальной безопасности (далее – Концепция) положение кардинально изменилось: покров таинственности на обеспечение в Российской Федерации безопасности, т.е. состояния защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, был снят.3

Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 г. № 24)

В соответствии с Концепцией национальные интересы России – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений, как отмечается в Концепции, создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности.

Российская Федерация намерена твердо и решительно обеспечивать свою национальную безопасность. Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон о безопасности, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ» регулирующие отношения в области безопасности; конституции (уставы), законы, иные нормативные акты республик в составе РФ и нормативные акты органов государственной власти других субъектов Федерации, принятые в пределах их компетенции; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Законом установлены принципы обеспечения безопасности. Ими являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными система безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления (функции):

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
  • управление силами и средствами обеспечения безопасности

В повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ (ст. 9).4

Сообразно указанным направлениям Концепция определяет следующие задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе:

  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;
  • обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью, криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ в соответствии с Концепцией являются:

  • выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
  • усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
  • укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
  • привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
  • расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

Основу системы обеспечения безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В соответствии с Законом РФ «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: Вооруженные Силы, органы Федеральной службы безопасности, Служба внешней разведки, ФПС, функции которой Указом Президента от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» переданы ФСБ России, федеральные органы государственной охраны, ФАПСИ, функции которого тем же Указом распределены между ФСБ и Минобороны России, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Не допускается создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом.

Полномочия органов и сил обеспечения безопасности РФ, их состав, принципы и порядок действия определяются соответствующими законодательными актами. Каждый из указанных органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся Федеральная служба безопасности, таможенные органы. Эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников имеет особое значение для обеспечения безопасности РФ.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Общественная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и включает в себя:
  1. безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь);
  2. природную безопасность;
  3. техногенную безопасность;
  4. экологическую безопасность и др.
  • Правовое регулирование деятельности органов управления в области их деятельности по обеспечению общественной безопасности включает в себя совокупность правовых актов как федерального уровня так и нормативно-правовые акты субъектов РФ.
  • Содействие в области обеспечения общественной безопасности несомненно в настоящее время является одним из приоритетных направлений в деятельности органов управления как на федеральном так и на местном уровнях.

Список литературы

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации "О безопасности"
  3. Конституция РФ 1993
  4. Справочно-правовая система "Консультант-Плюс"

Дополнительный материал:

 Материалы по основам военной службы   По материалам 10 класса   Противодействие терроризму 




Наверх