Социально-экономические проблемы




Социально-экономические проблемы

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим — тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;

2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Глобальные социально-экономические проблемы

К ним можно отнести четыре основные проблемы. Первая из них * проблема экономической отсталости - проявляется в том, что значительное число стран (где, по некоторым оценкам, проживает до половины населения земного шара) вес более от­стает от процветающих государств.

* Демографическая проблемаохватывает целый комплекс негативных явлений в мировом сообществе, которые порожде­ны двумя глобальными демографическими процессами: (1) так называемым «демографическим взрывом» в развивающихся стра­нах и (2) недовоспроизводством населения в развитых странах.

Разрыв между ними но степени развития производительных сил, по уровню и качеству жизни людей измеряется десятками раз и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, усиливает международную напряжен­ность, угрожает всеобщей безопасности.

В числе главных факторов бедственного положения стран можно назвать:
(а) отсталость их производственной базы (аграрный характер экономики, не проведена индустриа­лизация, примитивность техники и технологии, низкая продук­тивность и т.д.);
(б) неэффективность применения трудовых ресурсов (высокая безработица, низкая производительность труда, нехватка специалистов и энергичных предпринимателей, плохая организация и слабое стимулирование труда и т.д.);
(в) неэффективность государственного управления обществом (бюрократизм, некомпетентность чиновников, коррупция, тор­можение земельной, законодательной, рыночных и других про­грессивных реформ);
(г) неблагоприятные условия для разви­тия стран [нехватка пахотных земель и природных ресурсов, «неудобный» тропический климат, диспаритет цен во внеш­ней торговле (страны вынуждены продавать свою продукцию по заниженным, а покупать товары у развитых государств по завышенным ценам), огромные государственные долги, пере­населенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пе­режитки, гражданские войны, отсутствие воли к развитию у многих людей и т. д.].

В результате отсталые страны попали в своего рода порочный круг бедности: они бедны, потому что имеют отсталое и неэф­фективное производство; а производство таково, поскольку из-за бедности нет средств для инвестиций, чтобы его поднять. Та же схема наглядно показывает, что пут и выхода из столь заколдованного круга концентрируются вокруг двух основных на­правлений.

• Во-первых, сами отсталые страны должны реши­тельно пойти по пути широких прогрессивных преобразований в своих обществах.

• А во-вторых, необходима активная и действен­ная помощь им со стороны развитых государств (улучшение ус­ловий взаимной торговли, пересмотр и списание части внешних долгов, помощь инвестициями, передовыми технологиями, в под­готовке кадров и т.д.).

«Демографическим взрывом» называют стремительный рост населения планеты во 2-й половине XX в. За этот короткий исто­рический период мировое население более чем удвоилось, увели­чившись с 2,5 (1950) до 5,9 (1998) млрд. чел. (для сравнения: к началу XX в. было чуть более 1,6 млрд. чел.). При этом наиболь­ший прирост населения (более 80 %) приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Прогнозы специа­листов различны. В частности, некоторые из них предполагают продолжение «взрыва» еще на 4-5 десятков лет стабилизацией чис­ленности населения Земли лишь в период 2035-2060 гг. на уровне 9-10 млрд. чел.

В результате «демографического взрыва» в мире набирает силу целый ряд негативных процессов. Так, в развивающих­ся странах идет абсолютное перенаселение, и, по некоторым оценкам, к 2100 году там может сосредоточиться до 95% на­селения Земли. Бурный рост и концентрация населения пре­пятствуют рациональному хозяйствованию и вызывают серьезные проблемы. В частности, одна из них состоит в том, что катаст­рофически усиливается антропогенное давление на природу, т. е. с разрушительное воздействие на нес со стороны людей (чрез­мерное потребление природных ресурсов + нарастающая лави­на всевозможных отходов, буквально губящих окружающую сре­ду). Далее, растет неравномерностьраспределения населе­ния мира по отношению к жизненным ресурсам (пахотным землям, водным источникам, полезным ископаемым и т. д.); усиливаются межстрановая миграция населения и неоправ­данная урбанизация (чрезмерная скученность людей в городах), увеличивается число беженцев; ухудшаются условия жизни людей (безработица, низкое потребление, недостаточность об­разования и пр.).

Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.


Дополнительный материал:

 Алкоголизм как медико-социальная проблема   Курение табака   Наркомания 





Наверх