Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



Раздел 1
Особенности преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в свете Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


1.1. Общие подходы к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5—9 классах


Место предмета в учебном плане


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в учебный план для обязательного изучения включён предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8—9 классах. На его изучение отводится 1 час в неделю, т. е. за два года обучения — 70 часов (по 35 часов на каждый год обучения). С учётом особенностей региона, его природных условий, географического положения, плотности населения, наличия промышленных объектов, представляющих потенциальную опасность, по решению органов управления образованием и общеобразовательных организаций изучение предмета может осуществляться с 5 по 9 класс из расчёта 1 час в неделю (всего 175 часов).


Функции и воспитательный потенциал предмета


Введение в учебный план предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» вызвано рядом социальных и педагогических причин.

Социальные причины:

• повышение интереса государства и общества к проблемам здоровья, продолжительности жизни и активной трудовой деятельности населения;

• увеличение числа асоциальных ситуаций, которые негативно влияют на людей и социальные объекты;

• неготовность населения адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации, происходящие в природе и обществе.

Педагогические причины:

• целесообразность проведения профилактических мероприятий по охране здоровья, противодействию вредным привычкам в период активной социализации школьника;

• необходимость формирования знаний об основных проблемах жизнедеятельности растущего организма, умений и навыков здорового образа жизни, воспитания способности противостоять негативным явлениям социума с учётом подражательности детей подросткового и юношеского возраста, стремления во всём следовать поведению взрослых.

ФГОС основного общего образования определяет следующие обязательные результаты изучения предмета:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; защиты природной среды от отрицательного воздействия человеческой деятельности;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять необходимые меры и правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказывать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам, свидетельствующим о высокой вероятности их наступления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять осторожность в ситуациях неопределённости;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

С учётом требований образовательного стандарта можно выделить следующие функции учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

1. Образовательная — расширение знаний обучающихся о проблемах современного мира в области безопасности жизнедеятельности, причинах возникновения асоциальных явлений; содержании, способах, средствах и формах охраны и укрепления здоровья и противодействия вредным привычкам.

2. Развивающая — развитие интеллектуальной деятельности школьников, способности адекватно воспринимать учебный материал, осваивать его, используя различные умственные процессы и операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), самостоятельно строить суждения, умозаключения и выводы.

3. Воспитательная — воспитание правильного отношения к своему здоровью, устойчивого сопротивления вредным привычкам; развитие способности замечать асоциальные явления в окружающем мире, проявлять устойчивое отрицательное отношение к ним; осуждать и не принимать их.

4. Рефлексивная — развитие способности анализировать своё физическое и психическое состояние; ориентироваться в окружающем мире, оценивать происходящие явления и правильно реагировать на них.

5. Поведенческая — применение полученных знаний в практической деятельности: умение действовать в соответствии с правилами поведения в различных природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуациях; развитие способности быстро и правильно реагировать на эти ситуации, проявлять внимание и ответственность в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

6. Коммуникативная — формирование компетенций в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками с учётом их характера и особенностей.

Функции предмета определяют его общие цели применительно к процессу обучения в 5—9 классах: формирование знаний об объектах изучения, ценностных ориентаций, способности различать негативные и позитивные стороны в жизнедеятельности человека, осуждать асоциальные явления в окружающем мире; воспитание социально активной личности, уважающей законы Российской Федерации и соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями; развитие способности к рефлексивным действиям, желания и умения укреплять своё здоровье, вести правильный образ жизни, противостоять вредным привычкам.

Таким образом, реализация функций предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его целей даёт возможность успешно выполнить требования к результатам освоения этого курса в рамках образовательной программы основного общего образования:

личностные — освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых жизненных установок, социальных компетенций;

метапредметные — сформированность различных видов деятельности, универсальных учебных действий и способности использовать их в познавательной и социальной практике;

предметные — освоение видов деятельности, специфических для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний; освоение основных понятий и научной терминологии; использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.




Наверх