Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



1.3. Организация учебно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся


Одной из главных предпосылок достижения планируемых результатов обучения является реализация деятельностного подхода, т. е. организация разнообразной деятельности школьников. Выбор учителем деятельности зависит от нескольких причин: цели обучения на определённом этапе (конкретный урок, особенности содержания темы или раздела), уровня интереса и мотивации обучающихся к изучению этого содержания, условий функционирования образовательной организации, интеграции разных способов работы с информацией. В процессе обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно использовать следующие виды деятельности.

Интеллектуально-коммуникативная деятельность связана с теоретическим осмыслением изучаемого материала. Обучающиеся анализируют информацию, преобразовывают и интерпретируют её, сравнивают сведения, представленные в текстовом, графическом, иллюстративном виде. Такая умственная деятельность связана с опорой на интеллектуальные процессы — анализ, обобщение, построение суждений, выводов. Ученики самостоятельно конструируют разные высказывания и небольшие тексты — рассуждение, объяснение, аннотацию, описание и др.

Исследовательская деятельность позволяет прежде всего реализовывать мотив изучения данного учебного материала. Она направлена на самостоятельное взаимодействие учеников с изучаемым объектом и «открытие» нового знания о нём.

В 5—7 классах на уроках по основам безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать виды деятельности, приведённые на схеме.


Виды исследовательской деятельности, используемые в основной школе на уроках по основам безопасности жизнедеятельности


Прежде всего, исследовательская деятельность связана с мотивацией процесса учения. В этом случае её цель — ответить на следующие вопросы.

• Почему мы не можем решить поставленные задачи?

• Каких знаний нам не хватает для их решения?

• Какие гипотезы могут быть выдвинуты?

• Какими способами мы будем добывать знания?

Такая исследовательская работа основывается либо на использовании имеющегося у обучающихся опыта, либо на высказывании гипотез.

Так, пятиклассникам можно предложить ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в природной среде?», «Что такое природные и техногенные катастрофы?», «Должны ли мы заранее знать, как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации?». Очевидно, что на эти вопросы, заданные школьникам в самом начале обучения, они пока не ответят. Ученики самостоятельно делают вывод о том, что они могут только высказать предположения. Учитель предлагает провести небольшое исследование и рассмотреть иллюстративный материал, который подскажет направление поиска.

Другие задания также формируют мотив познавательной деятельности. Например, как мотивировать интерес обучающихся к правилам поведения в быту, как заставить их осознать важность предвидения последствий своих поступков? В этом случае проводится исследование житейских ситуаций, которые представлены на рисунках: ученики определяют, чего не предусмотрели участники этих ситуаций. В качестве вывода формулируется правило любой хозяйственно-бытовой деятельности: прежде чем начинать какое-нибудь дело, продумай все необходимые условия, представь последствия их невыполнения. Здесь явно выступает учебно-познавательный мотив: рождается потребность узнать об этих условиях, пополнить свои знания и сформировать умения безопасной организации хозяйственной деятельности.

Следующий вид учебного исследования связан с осмыслением изучаемого материала. Обучающимся предлагается проанализировать прочитанный текст, прослушанное объяснение учителя, просмотренный иллюстративный ряд, а затем структурировать полученную информацию, высказать суждения, умозаключения, сделать выводы. Приведём примеры.

5 класс. Ученики рассматривают схему, анализируют представленную в ней информацию и составляют самостоятельно суждение на тему «Какие бывают углеводы.».

7 класс. Обучающиеся выполняют задание: «Проанализируем данные медицинских исследований. Сделаем вывод: почему курение называют вредной привычкой?».

7 класс. Школьники анализируют информацию, представленную в диаграмме и схеме, и обсуждают проблему: «Можно ли подростку употреблять алкогольные напитки. Какой вред организму приносит употребление спиртного.»

Разновидностью задания на осмысление теоретического материала является представление полученной информации в обобщённом виде — в таблице, на схеме, рисунке, диаграмме. Например: «Составьте схему „Почему вредно не заниматься физкультурой“» (5 класс); «Отразите требования к составлению режима дня в примерном режиме выходного дня школьника» (5 класс); «Изобразите несколько запрещающих и предупреждающих дорожных знаков» (6 класс); «Изобразите на рисунке ориентирование по Полярной звезде» (7 класс).

Цель следующего вида учебного исследования — применение полученных знаний в процессе практических занятий. В данном случае обучающиеся разрабатывают алгоритм поведения в какой-либо ситуации и проверяют его на практике. Важное значение при изучении предмета имеют практические работы, целью которых является перевод теоретических сведений в практические умения: школьники отрабатывают алгоритмы (линии) поведения в разных ситуациях. Приведём примеры.

5 класс. Практическая работа. Цель: проверить степень загрязнения воды, ответить на вопрос: «Можно ли пить воду из водоёмов и рек?»

5 класс. Практическая работа. Цель: измерить пульс, проверить свою выносливость.

6 класс. Познакомившись с походной записной книжкой, в которой записано, как оказать помощь заболевшему (простуда, отравление) и раненому (царапины, ссадины и др.), ученик выполняет задание: «Расшифруйте записную книжку. Расскажите, что нужно делать, если у человека что-то заболело».

7 класс. Работа в группах. Заполнить таблицу «Личное снаряжение для однодневного пешего похода».

7 класс. Практическая работа. Цель: выбор ориентиров. Нужно выбрать на плане любой объект и проложить к нему маршрут; рассмотреть план и определить ориентиры, которые будут видны с любой точки обзора.

Представляет интерес ещё один вид исследовательской работы, который связан с реф лек сив ной дея тель но стью школьников. Это система специальных заданий, в процессе выполнения которых ученик контролирует, проверяет и оценивает свои действия, качества, поступки, состояния (рубрики «Знаете ли вы себя?», «Оцените себя»). Это небольшие анкеты, опросники, тесты, упражнения на сравнение ситуаций, учитывающих разные точки зрения. Например, школьник выбирает один из ответов на вопросы и объясняет свой выбор.

1. Часто ли вы болеете?

• У меня всё время что-то болит.

• Раз в три-четыре месяца.

• Один-два раза в год.

2. Как вы оцениваете своё здоровье?

• Отличное.

• Среднее.

• Плохое.

3. Как вы думаете, если вам будет больше известно о своём организме, вы сможете улучшить своё здоровье?

• Смогу.

• Не смогу.

В процессе объяснения у школьника появляется мотив для получения знаний, необходимых для того, чтобы поддерживать и укреплять своё здоровье. Это способствует объективной самооценке, стремлению устранить недостатки в своём поведении.

Поскольку у подростков ещё не сформированы рефлексивные качества, то для их успешного развития необходима педагогическая поддержка. Такую функцию выполняют задания, требующие от ученика сравнения выполненной работы с текстом учебника. Например, пятиклассники обсуждают проблему «Как обеспечить нормальную работу нервной системы», а затем сравнивают свои суждения и выводы с информацией, представленной в учебнике. Система таких последовательно усложняющихся заданий отработана для каждого класса.

Развивать рефлексивные процессы помогает и последовательно усложняющееся содержание рубрик «Проверьте себя» и «Оцените себя». Например, изучая тему «Может ли общение привести к беде?», каждый школьник анализирует проблему «Умею ли я слушать?», для чего отвечает на ряд вопросов.

1. В разговоре с собеседником вы больше слушаете или говорите?

2. Воспринимаете ли вы чужие доводы? Меняется ли после разговора ваше мнение?

3. Обычно вы прерываете говорящего или выслушиваете его до конца?

4. Можете ли вы повторить слова собеседника?

Школьник имеет образец анализа своих коммуникативных умений и может отнести себя к группе людей, которые умеют общаться, или к группе людей, с которыми общаться трудно, т. е. сделать выводы о необходимости самовоспитания.


Другие примеры


5 класс. Ученик получает домашнее задание: «Проанализируйте режим своего питания. Заметили ли вы в нём какие-нибудь нарушения? Как вы думаете их устранить? Поделитесь своими размышлениями с одноклассниками».

6 класс. Обучающиеся оценивают свой выбор безопасной дороги в школу. Отвечая на вопросы («Обычно вы добираетесь до школы в спешке или выходите из дома заранее? Что вы предпочитаете: идти пешком или ехать? Каким транспортом вам удобнее добираться до школы? Нужно ли вам по пути переходить дорогу (шоссе), какие правила вы при этом соблюдаете?») и анализируя их, школьники делают вывод о том, правильно ли они выбирают дорогу в школу, безопасен ли их путь, как нужно его скорректировать, чтобы не допустить возникновения непредвиденных дорожных ситуаций.

Темы проектных работ связаны с изучаемым разделом, дополняют и расширяют знания обучающихся, совершенствуют их навыки работы с информацией. Например, по разделу программы 5 класса «Здоровье органов чувств» предлагаются следующие темы проектов: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика», «Как сохранить обоняние», «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его?». По разделу программы «Когда человек сам себе враг» (7 класс) предлагается тема проекта «Какие вредные вещества содержатся в одной сигарете».

Учитель может предложить темы проектов, которые будут отражать местные природные, географические и социальные особенности среды обитания: «Водоёмы нашего края. Источники питьевой воды», «Особенности дорожного движения в нашем населённом пункте», «Дорожная обстановка в нашем микрорайоне», «Игровые площадки. Безопасность», «Экскурсионные места нашего города. Маршруты движения», «Мои одноклассники. Умеем ли мы общаться», «Совместная деятельность. Правила взаимодействия» и др.

Поскольку опыт проектной деятельности у школьников 5 класса невелик, то необходимо на первом этапе осуществлять более детальное руководство процессом работы над проектом, постепенно переходя к косвенному руководству. Так, необходимо проконсультировать пятиклассников об этапах проектной деятельности, о выборе способа сотрудничества (лидерство-подчинение, паритет, индивидуальная работа) и о правилах совместного труда. Учителю нужно особо подчеркнуть, что при любом способе деятельности каждый участник отвечает за её результат и поэтому должен проявлять не только дисциплинированность и ответственность, но и чувство коллективизма.

Исследовательская деятельность обучающихся 8— 9 классов может быть теоретической, когда организуется дискуссия, обсуждение актуальной проблемы. Например, в 9 классе организуются дискуссии, в процессе которых девятиклассники находят ответы на вопросы: «Как мы понимаем, что такое экстремизм и терроризм? Почему каждый человек должен знать опасности, связанные с этими социальными явлениями?» В результате анализа документов, оценки высказываний участников дискуссий рождается коллективный вывод: «У общества, которое построено на идеях экстремизма и терроризма, нет будущего».

Частью исследовательского труда учеников 8—9 классов является работа с текстовой информацией, которую нужно представить в графическом виде, или, наоборот, графическую (иллюстративную) информацию нужно преобразовать в текстовую. Например, анализ схемы позволяет восьмиклассникам сформулировать и охарактеризовать цели общения, а оценка данных диаграммы помогает девятиклассникам ответить на вопрос: «Назрела ли необходимость расширять знания подростков о вредном влиянии алкоголя на растущий организм?»

В этих классах с учётом специфики курса «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно широко использовать исследования прикладной направленности. Их цель — формирование линии поведения в разных чрезвычайных ситуациях. Реализация таких исследований связана с деловыми играми на разные темы. Перед учениками ставится цель: разработать линию поведения в конкретной чрезвычайной ситуации. Приступая к прикладному исследованию, участники осуществляют два его этапа: оценивают обстановку и намечают план действий. Они рассматривают разные предложения, сравнивают их, выбирают наиболее целесообразные и конструируют линию поведения, которую представляют, например, в памятке о действиях в конкретной чрезвычайной ситуации. Темами таких прикладных исследований могут быть: «Если случился пожар», «Опасное электричество» (8 класс), «Подручные предметы, которые можно использовать для самообороны» (8 класс), «Как вести себя в плену у террористов» (9 класс). Важным результатом деловых игр, в процессе которых ученики берут на себя роли руководителя (командира) и подчинённого, «пострадавшего» и «спасателя», является развитие способности школьников подчиняться и руководить, психологически настраиваться и проявлять волевые усилия, гасить избыточные эмоции и проявлять инициативу. Всё это способствует тому, что у старших подростков идёт становление таких качеств личности, которые помогут им в будущем справиться с возникшей непредвиденной ситуацией.

Практическая деятельность школьников 8—9 классов предусматривает формирование у них умений и навыков применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. На практических занятиях они отрабатывают определённые практические действия. Значительная часть практических занятий направлена на отработку приёмов оказания первой помощи. Например, школьники учатся (на муляжах) останавливать кровотечение, оказывать первую помощь при подозрении на перелом конечности, сотрясение мозга, при отравлении, ожоге и др.

Рефлексивная деятельность представлена системой специальных заданий, цель которых — формирование навыков контроля, проверки и оценки своих действий, поступков, качеств, эмоционального состояния (рубрика «Оцените себя»). Самооценка производится на основе тестовых заданий, сравнения и анализа ситуаций, раскрывающих разные точки зрения, собственных рассказов и суждений.

При организации рефлексивной деятельности всех без исключения школьников учителю необходимо соблюдать определённые требования, главное из которых — этичное, мягкое отношение к их проблемам. Если педагог хочет, чтобы обучающиеся были открыты для разговора о своих проблемах, пытались их преодолеть, то он не допустит менторского, назидательного тона, резких высказываний в их адрес, попытается при помощи других участников представить убедительные доводы, доказывающие ошибочность взглядов и поведения конкретного ученика.

Как известно, проектная деятельность есть эффективный способ развития познавательной деятельности, исследовательских навыков обучающихся. Сущностной характеристикой проектной деятельности является возможность интеграции в ней учебной и внеучебной работы: начинаясь на уроке (постановка цели, определение темы, обсуждение способов реализации проекта), она продолжается в условиях внеклассной работы (поиск информации, подготовка презентации, определение участника, который будет представлять проект на суд одноклассников).

Темы предлагаемых проектных работ непосредственно связаны с изучаемым материалом, дополняют и расширяют знания учащихся 8—9 классов, совершенствуют их навыки работы с информацией.




Наверх