Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



1.4. Использование электронных учебных материалов


Основные функции электронных учебных материалов заключаются в обеспечении:

• широкого спектра наглядного иллюстративного материала;

• формирования эрудиционного фона обучения;

• дополнительными сведениями по разным разделам программы обучения.

Если позволяют условия обучения, то при выполнении части заданий (особенно групповых) можно использовать дополнительные электронные средства и Интернет. Эти средства обучения используют как учитель, так и обучающиеся. Педагог применяет электронные пособия, если необходимо усилить наглядность на уроке, показать дополнительный иллюстративный материал для более глубокого понимания и запоминания учебного содержания. Так, при изучении темы «Дорожное движение в населённом пункте» (6 класс) можно использовать видеоряд, иллюстрирующий сигналы регулировщика, особенности движения по дороге с регулируемым и нерегулируемым движением и др. При изучении темы «Правила поведения на игровой площадке» (6 класс) задание оценить разные позы собак тоже можно выполнять с использованием электронных ресурсов. При изучении темы «Природа полна неожиданностей» (7 класс) целесообразно использовать электронные пособия, чтобы показать особенности поведения опасных для человека животных (змея, кабан, пчела, овод и пр.).

Ученики используют электронные ресурсы, если выполнение задания требует привлечения дополнительного материала: составить памятку, подготовить сообщение, подобрать иллюстративный материал, дополнить суждение и т. п. Таких заданий достаточно много. Например: составить памятку «Правила гигиены» (5 класс); подготовить небольшое сообщение «Значение закаливания для здоровья организма» (5 класс); подготовить сообщение с презентацией «Техника безопасности в жилом доме» (5 класс); оказать первую помощь при травмах (6 класс). В случаях, когда использование электронных средств относится к домашней работе, в задании прямо говорится об этом, например: «Используя справочную литературу и Интернет, дополните по своему усмотрению походную записную книжку» (7 класс).

С учётом психологических возможностей подростков использование электронных учебных материалов должно подчиняться определённым дидактическим требованиям.

1. Электронные учебные материалы являются дополнительными и не могут заменить учебник как основное средство обучения. Теоретический материал обучающиеся усваивают, читая и анализируя содержание (текстовое и иллюстративное) полиграфического издания.

2. Учитывая тот факт, что неконтролируемая работа с электронными материалами может привести к высокой степени утомления, учитель должен ограничивать время этой работы на каждом уроке. Целесообразно сочетать её с работой с печатными и электронными материалами, отдавая приоритет первой. В соответствии с требованиями СанПиНа время работы с электронными пособиями не должно превышать 30 минут.

3. Приоритет использования электронных ресурсов, особенно в 5—7 классах, отдаётся учителю, который применяет их в качестве демонстрационного материала, сопровождающего объяснение или дополняющего иллюстративный ряд учебника.

4. Необходимо чередовать коллективную и индивидуальную формы работы с электронными материалами. На первых этапах обучения электронные средства как дополнительный материал целесообразно применять для дифференцированной работы. Далее их можно использовать, во-первых, для организации парной и групповой работы, во-вторых, как дополнительные задания для хорошо успевающих школьников, в-третьих, в качестве помощи слабо успевающим или отстающим (по объективным причинам) ученикам, для контроля, выяснения трудностей усвоения учебного материала.

В методических указаниях и комментариях к урокам чётко оговорено, с какой целью и на каком этапе урока целесообразно использовать электронные материалы.




Наверх