Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины): 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов
1.5. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся и работа с материалами интернет-поддержки
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» даёт возможность решать задачи по формированию ИКТ-компетентности школьников 5—9 классов. Успешность решения этих задач связана с тем, что предлагаемое содержание многообразно, касается разных сторон действительности, сочетает в себе теоретические знания и практические умения.
Предложенный в учебниках методический аппарат обеспечивает развитие предметных умений, которые постепенно становятся метапредметными:
• читать информацию, представленную в разной форме (текстовой, иллюстративной, графической);
• строить предположения, находить доказательства, используя свой жизненный и учебный опыт, интуицию;
• конструировать алгоритмы поведения в разных чрезвычайных ситуациях;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, схемах, анализировать и интерпретировать числовые и текстовые данные; структурировать информацию;
• использовать и самостоятельно создавать графические модели, представлять в них текстовый материал;
• интерпретировать, обобщать текстовые, иллюстративные и статистические материалы, делать с их учётом выводы;
• применять изученные понятия, термины, способы и приёмы познания для решения задач практического характера;
• использовать при необходимости справочную литературу, компьютер;
• оценивать информацию, получаемую из Интернета, различать ложную и истинную информацию, адекватно использовать её для решения учебных задач.
Конечно, у школьников 5—7 классов эти умения ещё не находятся на компетентностном уровне, а только формируются, тем не менее их наличие говорит о необходимости специально решать эту задачу на уроках по любому учебному предмету, в том числе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)». Приведём несколько примеров.
5 класс. Задание: рассмотрите схему, приведите примеры, иллюстрирующие каждую позицию. Цель: читать информацию, представленную на схеме, интерпретировать её.
5 класс. Задание: составьте схему «Почему вредно не заниматься физической культурой». Цель: самостоятельно создавать графические модели.
5 класс. Задание: разработайте классификацию видов закаливания, представьте её в таблице. Цель: обобщать текстовые данные в табличной форме.
6 класс. Задание: рассмотрите рисунки и определите, кто из велосипедистов находится в рискованной ситуации. Цель: интерпретировать иллюстративные данные, делать выводы.
7 класс. Задание: придумайте знак (плакат) «Алкоголю — нет!». Цель: самостоятельно создавать и использовать графические модели, представлять в них текстовый материал.
Возможные формы формирования ИКТ-компетенций представлены в поурочно-тематическом планировании.