Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



1.5. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся и работа с материалами интернет-поддержки


Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» даёт возможность решать задачи по формированию ИКТ-компетентности школьников 5—9 классов. Успешность решения этих задач связана с тем, что предлагаемое содержание многообразно, касается разных сторон действительности, сочетает в себе теоретические знания и практические умения.

Предложенный в учебниках методический аппарат обеспечивает развитие предметных умений, которые постепенно становятся метапредметными:

• читать информацию, представленную в разной форме (текстовой, иллюстративной, графической);

• строить предположения, находить доказательства, используя свой жизненный и учебный опыт, интуицию;

• конструировать алгоритмы поведения в разных чрезвычайных ситуациях;

• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, схемах, анализировать и интерпретировать числовые и текстовые данные; структурировать информацию;

• использовать и самостоятельно создавать графические модели, представлять в них текстовый материал;

• интерпретировать, обобщать текстовые, иллюстративные и статистические материалы, делать с их учётом выводы;

• применять изученные понятия, термины, способы и приёмы познания для решения задач практического характера;

• использовать при необходимости справочную литературу, компьютер;

• оценивать информацию, получаемую из Интернета, различать ложную и истинную информацию, адекватно использовать её для решения учебных задач.

Конечно, у школьников 5—7 классов эти умения ещё не находятся на компетентностном уровне, а только формируются, тем не менее их наличие говорит о необходимости специально решать эту задачу на уроках по любому учебному предмету, в том числе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Приведём несколько примеров.

5 класс. Задание: рассмотрите схему, приведите примеры, иллюстрирующие каждую позицию. Цель: читать информацию, представленную на схеме, интерпретировать её.

5 класс. Задание: составьте схему «Почему вредно не заниматься физической культурой». Цель: самостоятельно создавать графические модели.

5 класс. Задание: разработайте классификацию видов закаливания, представьте её в таблице. Цель: обобщать текстовые данные в табличной форме.

6 класс. Задание: рассмотрите рисунки и определите, кто из велосипедистов находится в рискованной ситуации. Цель: интерпретировать иллюстративные данные, делать выводы.

7 класс. Задание: придумайте знак (плакат) «Алкоголю — нет!». Цель: самостоятельно создавать и использовать графические модели, представлять в них текстовый материал.

Возможные формы формирования ИКТ-компетенций представлены в поурочно-тематическом планировании.




Наверх