Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



1.6. Оценка образовательных достижений обучающихся


Оценка образовательных достижений школьников 5—9 классов подчиняется общим требованиям к контролю и оценке процесса и результатов обучения.

Основные задачи учителя в этой области деятельности:

• установить уровень овладения знаниями и умениями каждого школьника на данном этапе обучения, оценить их, исходя из принятой системы оценивания;

• определить трудности и недостатки в решении образовательных и развивающих задач, установить их причины;

• обеспечить своевременную педагогическую помощь и корректировку процесса обучения;

• обеспечить развитие самоконтроля и самооценки обучающихся.

Своеобразие предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» диктует определённые требования к контролирующей деятельности учителя. Для этого предмета не столь важна проверка теоретических сведений, потому что главная цель учебного курса — формирование определённых жизненных установок, ценностных ориентиров, правил, которые школьники без напоминания выполняли бы в повседневной жизни для сохранения здоровья и предотвращения опасных и чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, целесообразно принять за основу тематический контроль, который даёт возможность оценивать уровень знаний в балльной системе, а практические умения и навыки — в зачётной.

Текущий контроль должен обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений и развития ученика, установление причин неусвоения учебного материала, несформиро- ванности предметных учебных действий. Этот контроль даёт также возможность фиксировать успешность (неуспешность) становления универсальности учебных действий и соответствующего дальнейшего развития и корректировки учебного процесса. Текущий контроль может осуществляться на каждом уроке и относиться к изучаемым микротемам.

Вместе с тем, как уже было отмечено выше, по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проводить тематический контроль, т. е. текущий контроль по завершении всей темы. Учителю известны разные формы такого контроля: индивидуальный опрос, самостоятельная тестовая работа, контрольная работа — ответ на проблемный вопрос, работа по индивидуальным карточкам или вариантам и др.

Итоговый контроль определяет уровень достижений школьника за достаточно длительный промежуток времени. С учётом особенностей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проверять не только достижения в области теоретических знаний, но и практическое их применение. Так, хорошим критерием станет ориентировка в построении алгоритма действий при различных ситуациях, в том числе и чрезвычайных; нахождение ошибок в действиях других людей, дополнение (исправление) высказываний, анализ крылатых выражений и т. п. Исходя из этого, итоговая контрольная работа может состоять из двух частей. Первая — тео ре ти че ская. Это ответы на вопросы, тесты открытого и закрытого характера. Вторая часть — прак ти че ская — решение ситуативных практических (жизненных, житейских) задач. Такое конструирование контроля связано с тем, что главный результат обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» — формирование ценностных жизненных ориентиров, реализация в повседневной жизни программ сохранения и укрепления здоровья, правильного поведения в реальных чрезвычайных ситуациях.

В итоговую контрольную работу наряду с заданиями, проверяющими основной (минимальный) уровень усвоения программного материала, необходимо включать два-три задания повышенного уровня. Это обеспечит возможность установить общий уровень обучения по предмету, наличие познавательного интереса к обсуждаемым проблемам.

Если учитель включает в контрольную работу задания тестового характера, необходимо учитывать требования к их конструированию. Во-первых, предлагаемые ответы не должны быть абсурдными, т. е. в соответствии с этой характеристикой без всяких размышлений не должны быть отброшены как неправильные. Во-вторых, рекомендуется избегать использования неполных вариантов ответов. В случае если задача нахождения наиболее полного ответа специально представлена в задании, она должна получить раскрытие в его формулировке: «Отметьте наиболее полный ответ». То же самое касается заданий на нахождение ошибок: «Найдите ошибку», «Найдите ошибки».

Ниже представлены примерные итоговые задания для обучающихся 5—7 классов, а задания для школьников 8—9 классов предлагается разработать учителю на основе своей рабочей программы и содержания учебника.

1. Проанализируйте предложенные значки. Отметьте те, которые характеризуют понятие «здоровый образ жизни».

2. Приведите примеры «медленных» и «быстрых» углеводов.

3. Приведите обоснование суждения «Движение — это жизнь». Оформите свои выводы в виде схемы.

4. Отметьте признаки компьютерного утомления человека:

• вялый, сонный;

• невнимательный;

• активный, эмоциональный;

• ёрзает на стуле, вскакивает;

• непроизвольно двигает руками (стучит по столу, хлопает в ладоши);

• сидя на стуле, часто меняет положение тела.

5. Объясните, что такое правила дорожного движения; зачем они нужны.

6. Перечислите опасности, которые могут угрожать детям, играющим во дворе жилого дома.

7. Отметьте, что вы будете делать, если устали глаза:

• ничего не буду делать;

• выпью зелёного чая;

• выполню несколько специальных упражнений для глаз.

8. Отметьте, на какие факторы вы будете обращать внимание при оценке дорожной обстановки:

• состояние дороги (заносы, гололёд, мокрая дорога);

• характер погоды (дождь, туман, снегопад);

• время, необходимое для прибытия в пункт назначения;

• время суток (утро, день, вечер);

• своё настроение.

9. Соотнесите знакдорожного движения с его названием.

10. Отметьте признаки сотрясения мозга:

• тошнота и рвота;

• весёлое настроение;

• головная боль;

• головокружение;

• желание поесть;

• потеря сознания.

11. Обоснуйте зависимость между состоянием здоровья и соблюдением режима дня.

12. Составьте таблицу «Способы закаливания».

13. Объясните, как вы понимаете термин «дорожная ловушка».

14. Отметьте среди знаков дорожного движения знаки «Велосипедная дорожка» и «Движение на велосипеде запрещено».

15. Отметьте признаки перелома конечности:

• конечность искривлена, изменила своё естественное положение;

• конечность не изменила своего естественного положения;

• сквозь кожу просматривается выступ кости;

• больной может передвигаться;

• больной не может передвигаться из-за резкой боли;

• место перелома опухло, есть кровоподтёк, ссадины;

• место перелома внешне ничем не отличается от других частей конечности.

16. «Прочитайте» условные обозначения на плане, расшифруйте их.

17. Проложите безопасный маршрут из пункта А в пункт В.

18. По каким местным признакам можно определить стороны горизонта? Приведите примеры.

19. Какие меры предосторожности необходимо предусмотреть, собираясь на прогулку в лес?

• Чтобы вас услышали, необходимо...

• Чтобы преодолеть чувство голода, необходимо...

• Чтобы спастись от укусов насекомых, необходимо...

• Чтобы уберечься от укуса змей, необходимо...

20. Отметьте правильный ответ на вопрос «Можно ли купаться в незнакомом водоёме?»:

• можно, но проявляя осторожность;

• нельзя, пока не установлены особенности водоёма.

21. Отметьте правильный ответ на вопрос «Как должен быть расположен нос лодки при небольшом волнении на водоёме?»:

• нос лодки должен быть расположен вдоль волны;

• нос лодки должен быть расположен перпендикулярно (навстречу) волне.

22. Отметьте правильные, с вашей точки зрения, высказывания:

• курение отрицательно влияет на работу лёгких и сердца, приводит к раку лёгких и астме;

• курение приятно и модно, оно свидетельствует о взрослости подростка;

• курящая молодая девушка — зрелище не очень привлекательное;

• у курящих девушек возрастает риск рождения нездоровых детей;

• недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя;

• употребление алкоголя — это прежде всего удар по печени и сердечно-сосудистой системе;

• слегка подвыпившие юноши и девушки жизнерадостны и веселы, находятся в хорошем настроении.

23. Запишите последовательность действий по оказанию первой помощи при переломе конечности.

24. Отметьте дату изобретения компаса:

• XIII век;

• III век до новой эры;

• начало XVIII века.

25. Перечислите основное оборудование, необходимое для туристского похода.




Наверх