Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



Раздел 2. Примерное поурочно-тематическое планирование


Предложенное распределение часов условно, учитель сам определяет количество часов на ту или иную тему.


5 класс


Урок 1. Введение

Программное содержание

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Символическое изображение правил безопасности жизнедеятельности. Что такое здоровый образ жизни. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации.

Структура урока, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ иллюстраций учебника и характеристика понятия «здоровый образ жизни».

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника и обсуждение опасностей, подстерегающих нас в природной среде.

Уроки 2—3. За что «отвечают» системы органов

Программное содержание

Организм человека и его безопасность. Почему нужно знать свой организм. Особенности организма человека. Какие системы органов есть у человека. За что «отвечают» эти системы органов, их характеристика.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний.

Работа в парах: анализ иллюстраций учебника и характеристика функций одной из систем органов человека.

Уроки 4—5. Укрепляем нервную систему

Программное содержание

Строение нервной системы человека. Укрепление нервной системы: что нервная система «любит» и чего «не любит». Выполнение правил бережного отношения к нервной системе.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста.

Уроки 6—7. Тренируем сердце

Программное содержание

Сердце и его роль в жизнедеятельности организма. О чём рассказывает пульс. Тренировка сердца.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом учебника.

Практическая деятельность: измерение пульса, проверка своей выносливости.

Уроки 8—9. Развиваем дыхательную систему

Программное содержание

Дыхательная система человека, её функции и значение. Правила бережного отношения к дыхательной системе. Дыхательные упражнения для утренней гимнастики.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ иллюстраций учебника; формулирование правил бережного отношения к дыхательной системе.

Практическая деятельность: способы тренировки дыхательной системы (выполнение дыхательных упражнений).

Уроки 10—11. Питаемся правильно

Программное содержание

Правильное (рациональное) питание: умеренность, сбалансированность, разнообразие, своевременность. Виды углеводов («медленные», «быстрые»), их влияние на организм человека. Пирамида сбалансированного питания. Питание школьника-подростка. Почему важно обращать внимание на правильное питание. Первая помощь при отравлениях и пищевой аллергии.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний; анализ текста и иллюстраций учебника.

Практическая деятельность: определение степени загрязнения воды; режим питания подростка.

Уроки 12—13. Здоровье органов чувств

Программное содержание

Здоровье органов чувств. Правила бережного отношения к органам чувств. Сохранение зрения. Слух, обоняние, вкус. Первая помощь при повреждении глаз.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Практическая деятельность: гимнастика для глаз.

Проектная деятельность: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика», «Как сохранить обоняние?», «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его?».

Уроки 14—15. Психическое здоровье человека

Программное содержание

Показатели психического здоровья и нездоровья. Умение сдерживать свои эмоции. Признаки стресса. Развитие волевых качеств.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний.

Практическая деятельность: упражнения для снятия напряжения с разных групп мышц; самооценка: развитие волевых качеств.

Уроки 16—17. Социальное здоровье человека

Программное содержание

Что определяет социальное здоровье человека. Умеем ли мы общаться. Учение — социально важная деятельность. Фанаты и поклонники. Чем опасен фанатизм.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний; анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: обсуждение пословиц и поговорок; подготовка памятки по правилам общения; анализ иллюстраций учебника и подготовка сообщения о видах коллективной деятельности школьников.

Проектная деятельность: «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека», «Медиасреда, не навреди!».

Уроки 18—19. Как вести здоровый образ жизни

Программное содержание

Факторы, влияющие на здоровье: условия жизни, образ жизни, врождённые особенности, качество медицинского обслуживания. Организованность и здоровье. Организованность и планирование своей жизни — условия сохранения здоровья.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ ситуаций; анализ текста и иллюстраций учебника.

Уроки 20—21. Чистота — залог здоровья

Программное содержание

Правила личной гигиены. Гигиенические процедуры подростка. Тщательно вымытые овощи и фрукты как условие сохранения здоровья. Заболевания, вызванные несоблюдением правил гигиены (дизентерия, глисты, вши).

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ ситуаций; анализ текста и иллюстраций учебника; составление рассказа о возможных путях заражения глистами.

Работа в парах: анализ текста учебника и составление памятки о правилах личной гигиены.

Уроки 22—23. Движение — это жизнь

Программное содержание

Положительное влияние физкультуры на организм человека. Комплексы упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Программа повышения уровня своей физической подготовленности.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ ситуаций; анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ высказываний.

Практическая деятельность: выполнение физических упражнений.

Уроки 24—25. Поговорим о закаливании

Программное содержание

Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Значение закаливания для здоровья человека. Правила закаливания.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ ситуаций.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Практическая деятельность: составление индивидуальной программы закаливания.

Уроки 26—27. Компьютер и здоровье

Программное содержание

Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека: усталость, перевозбуждение, ухудшение зрения, отрицательное эмоциональное состояние, «синдром круглой спины». Правила безопасного пользования компьютером. Упражнения, которые позволяют не допустить негативных последствий при работе с компьютером. Безопасность в Интернете. Что нужно знать об интернет-мошенничестве.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Для любознательных».

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Практическая деятельность: выполнение правил безопасного пользования компьютером.

Урок 28. Инфекционные заболевания

Программное содержание

Инфекционные заболевания: инфекции дыхательных путей; кишечные инфекции. Как уберечь себя от инфекционных заболеваний. Правила здорового образа жизни.

Структура урока, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Уроки 29—30. Наводим в доме чистоту

Программное содержание

Животные, распространяющие инфекции (мыши, тараканы, клопы). Чистота — условие успешной борьбы с грызунами и тараканами. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний.

Работа в парах: анализ иллюстраций учебника, формулировка правил мытья посуды и составление памятки.

Работа в группах: составление плана уборки дома.

Уроки 31—32. Дела домашние:

техника безопасности

Программное содержание

Проявление осторожности и предусмотрительности при проведении хозяйственных работ (работа с клеем, молотком, пилой и пр.). Правила безопасного поведения при появлении запаха газа, при пожаре. Безопасное электричество и безопасный газ. Правила использования электроприборов; условия возникновения коротких замыканий, пожаров; получение ожогов и травм. Первая помощь при ушибах, отравлении клеем, его парами, бытовым газом и при поражении током.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ иллюстраций учебника; обсуждение возможных источников опасности в квартире; обсуждение правил техники безопасности; обсуждение правил безопасности при пользовании электроприборами.

Уроки 33—35 (резерв)


6 класс


Урок 1. Введение

Программное содержание

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Характеристика понятий «жизнедеятельность», «безопасность», «здоровый образ жизни», «ситуация, опасная для жизни», «чрезвычайная ситуация». Символическое изображение правил безопасности жизнедеятельности. Человеческий фактор как основная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.

Структура урока, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Урок 2. Виды современного транспорта.

Дорога в школу и обратно

Программное содержание

Какие виды транспорта существуют: наземный (подземный); водный; воздушный; космический. Наземный (подземный) транспорт: рельсовый; безрельсовый. Школьная жизнь начинается с дороги. Безопасная дорога от дома до школы. Поведение на улицах и дорогах. Знание адреса школы, названий ближайших остановок транспорта.

Структура урока, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ высказываний.

Работа в парах: подготовка сообщения о современных видах транспорта.

Практическая деятельность: выбор безопасного пути из дома в школу.

Уроки 3—4. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения

Программное содержание

Пешеходы, водители и пассажиры — участники дорожного движения. Правила безопасного поведения пассажира и пешехода. Соблюдение правил дорожного движения — условие сохранения жизни и здоровья. Оценивание дорожной ситуации с позиций безопасности.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника и составление схемы о различных способах регулирования дорожного движения.

Практическая деятельность: оценивание дорожной обстановки.

Уроки 5—6. Безопасная дорога

Программное содержание

Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Правила поведения на дорогах и улицах. Знаки дорожного движения. «Дорожные ловушки» — определение опасных для пешехода мест.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Практическая деятельность: соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уроки 7—8. Школьник как пешеход и пассажир

Программное содержание

Школьник как пассажир. Правила безопасного поведения пассажира в самолёте, поезде, на теплоходе.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: подготовка небольшого рассказа для школьников младших классов о правилах перехода дороги при отсутствии знаков и дорожной разметки; подготовка вопросов о правилах поведения пассажиров для одноклассников; инсценировка правил поведения в транспорте.

Уроки 9—10. Общие правила школьной жизни

Программное содержание

Ориентировка в школьных помещениях. Расположение помещений в школе. Функции разных школьных помещений. Общие правила безопасного поведения в школьных помещениях и на территории школы.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста.

Работа в группах: анализ высказываний и составление памятки о правилах поведения в школе.

Уроки 11—12. Правила поведения в школе

Программное содержание

Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде? Устранение конфликтов. Безопасное общение. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ текста.

Практическая деятельность: обсуждение ситуаций, связанных с поведением в школе.

Уроки 13—14. Если в школе пожар...

Программное содержание

Меры по предупреждению пожаров. Как вести себя, если в школе начался пожар. Правила эвакуации при пожаре. Первая помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в парах: анализ иллюстраций учебника.

Работа в группах: разработка условных обозначений, которые помогут определить назначение помещений в школе.

Практическая деятельность: тренировка в проведении эвакуации из здания школы при возникновении пожара; действия при пожаре в школе.

Уроки 15—16. Подготовка к прогулке

Программное содержание

Необходимость правильной подготовки к прогулке для устранения причин неприятных последствий. Выбор одежды и обуви с учётом времени года, состояния погоды, предполагаемых занятий и игр на прогулке.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Уроки 17—18. Как вести себя на игровой площадке

Программное содержание

Причины возникновения рискованных и опасных ситуаций во время прогулки. Меры безопасного использования качелей, игрового оборудования и сооружений на площадке. Особенности поведения на игровой площадке при условии близости игровой зоны для самых маленьких детей. Предусмотрительность и осторожность во время игр. Правила проведения спортивных игр (футбол, волейбол, хоккей и др.) при небольших размерах игровой площадки и близости дороги или шоссе. Правила езды на велосипеде, на роликовых коньках. Зимние игры. Безопасность катания на санках, ледянках.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в парах: сравнение правил езды на роликовых коньках и правил катания на велосипеде.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Уроки 19—20. Учимся оказывать первую помощь

Программное содержание

Первая помощь при ушибах, вывихах и переломах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Практическая деятельность: оказание первой помощи при лёгких травмах и переломах.

Уроки 21—22. Собака не всегда друг

Программное содержание

Животные на игровой площадке. Особенности поведения собаки в зависимости от настроения, ожидания опасности, отношения к человеку. Правила поведения при встрече с собакой, приближающейся без хозяина. Первая помощь при укусе собаки.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Практическая деятельность: анализ настроения и намерений собаки.

Уроки 23—24. Какие конфликты возникают в социуме

Программное содержание

Что такое общество (социум). Понятие о конфликте. Мошенничество. Шантаж и угрозы — социальные опасности. Буллинг. Ответственность за буллинг, насилие и травлю. Опасные молодёжные увлечения.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ схемы и формулирование понятия «общество» («социум»); анализ текста учебника.

Работа в парах: анализ текста учебника.

Работа в группах: анализ схемы учебника; подготовка сообщения об опасных молодёжных увлечениях.

Уроки 25—26. Чрезвычайные ситуации социального характера

Программное содержание

Виды чрезвычайных ситуаций социального характера. Понятие об экстремизме. Особо опасные чрезвычайные ситуации социального характера; вооружённые конфликты, террористические акты; массовые беспорядки.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Работа в парах: составление памятки о правилах поведения при захвате в заложники.

Работа в группах: подготовка плаката на тему «Нет экстремизму!».

Уроки 27—28. Роль государства и общества в обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан Российской Федерации

Программное содержание

Политическая, социальная и воспитательная функции государства. Роль государства и каждого гражданина в предупреждении социальных чрезвычайных ситуаций.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Проектная деятельность: «Роль государства и каждого гражданина в предупреждении чрезвычайных ситуаций».

Уроки 29—35 (резерв)


7 класс


Урок 1. Введение

Программное содержание

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Характеристика понятий «жизнедеятельность», «безопасность», «здоровый образ жизни», «ситуация, опасная для жизни», «чрезвычайная ситуация», «природная катастрофа», «техногенная катастрофа».

Структура урока, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Уроки 2—3. Умеете ли вы ориентироваться?

Программное содержание

Что такое ориентир. Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу и часам, Полярной звезде, местным признакам. Измерение расстояния на местности. Если вы заблудились в лесу. Как подать сигналы о помощи.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ иллюстраций учебника и составление памятки о правилах подачи сигналов о помощи.

Практическая деятельность: определение ориентиров на плане местности; овладение навыком работы с компасом; определение сторон света по солнцу; определение сторон света по местным признакам; измерение расстояний на местности. Урок 4. Чрезвычайные ситуации природного характера

Программное содержание

Виды и характеристика природных чрезвычайных ситуаций (геологические, метеорологические и гидрологические опасные явления; природные пожары). Правила безопасного поведения в таких ситуациях.

Структура урока, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Работа в парах: анализ схемы и подготовка сообщения о видах чрезвычайных ситуаций природного характера.

Уроки 5—6. Правила поведения во время прогулок и экскурсий

Программное содержание

Характеристика опасностей, которые могут встретиться во время экскурсий и прогулок на природе. Общие правила поведения во время экскурсий и прогулок.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Уроки 7—9. Если встретилась опасность

Программное содержание

Правила поведения в экстремальных (аварийных) ситуациях (потеря ориентировки, незнакомая местность и др.). Опасные встречи (насекомые, змеи и другие дикие животные). Первая помощь при укусе насекомых и змей.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Для любознательных».

Практическая деятельность: оказание первой помощи при укусах насекомых и змей.

Уроки 10—12. Вода таит опасности

Программное содержание

Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Оценка состояния льда для передвижения по нему в холодное время года. Переправа через водные преграды.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в парах: анализ текста учебника.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника; составление памятки о правилах поведения при ледоходе.

Практическая деятельность: проведение сердечно-лёгочной реанимации.

Урок 13. Любим ли мы туристские походы

Программное содержание

Наше отношение к туристскому походу. Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем.

Структура урока, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Работа в группах: определение цели похода и программы на туристском маршруте.

Уроки 14—15. Правила организации туристского похода

Программное содержание

Правила организации безопасного туристского похода. Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода, требования к ним. Правила укладки рюкзака. Индивидуальная подгонка (регулировка) рюкзака. Спальный мешок.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Работа в группах: определение личного снаряжения для однодневного пешего похода и заполнение таблицы.

Уроки 16—17. Походная аптечка

Программное содержание

Подготовка аптечки для похода. Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. Лесная аптека. Первая помощь при потёртости, мозоли.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Работа в парах: составление списка изделий и средств медицинского назначения, которые должны быть в походной аптечке.

Уроки 18—19. Знакомимся с лекарственными растениями

Программное содержание

Турист должен знать лекарственные растения, которые помогут ему справиться с непредвиденными ситуациями (отравлением, ожогом, травмами кожи, усталостью и др.). Характеристика некоторых лекарственных растений данной местности: внешний вид, лечебные свойства, способ применения.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Уроки 20—22. Режим дня в многодневном туристском походе

Программное содержание

Режим дня в туристском походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Практическая деятельность: соблюдение режима дня в многодневном туристском походе.

Уроки 23—25. Походная еда

Программное содержание

Организация питания в походе. Походная еда. Правила, обеспечивающие безопасность питания в условиях похода. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами и получении ожогов.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Медицинская страничка».

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника.

Уроки 26—28. Алкоголь наносит удары по организму

Программное содержание

Результаты социологических исследований об употреблении алкоголя подростками. Алкоголь — причина преступлений подростков и юношей. Страницы истории: как относились наши предки к алкогольной зависимости.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Для любознательных».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: разработка сценария проведения весёлого праздника без употребления алкогольных напитков.

Уроки 29—30. Курение убивает

Программное содержание

Курение наносит значительный вред организму. Особая опасность табакокурения в подростковом возрасте.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в парах: анализ суждений и составление высказываний о вреде курения.

Проектная деятельность: «Какие вредные вещества содержатся в одной сигарете?»

Уроки 31—35 (резерв)


8 класс


Уроки 1—2. Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

Программное содержание

Немного истории. Забота о здоровье человека в древности и в наши дни.

Окружающая среда и безопасность. Что такое опасность, виды опасностей.

Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками. Цели и задачи предмета.

Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни. Задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: расширение и углубление знаний о чрезвычайных ситуациях; формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; воспитание эмоционально-отрицательного отношения к негативным проявлениям в окружающей среде, мотивации здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам и асоциальному поведению. Характеристика понятия «чрезвычайные ситуации», классификация чрезвычайных ситуаций. Условия, при которых можно избежать или уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Участие в учебном диалоге: анализ схемы в учебнике и формулирование понятия «опасность»; анализ текста учебника и выдвижение гипотезы.

Уроки 3—10. Здоровый образ жизни. Что это?

Программное содержание

Зависит ли здоровье от образа жизни. Что такое здоровье? Условия сохранения и укрепления физического здоровья. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.

Физическое здоровье человека. Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье. Закаливание — способ тренировки организма. Правила гигиены.

Правильное питание. Что такое правильное питание. Зависит ли здоровье от питания. Жиры, белки и углеводы. Экология питания. Продукты питания как экологический фактор. О чём расскажет этикетка продукта. Как защититься от гриппа. Диета.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Планирование своей жизнедеятельности. Воздействие шума на организм человека. Правила общения с компьютером. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Понятие о социальном здоровье. Источники опасности для социального здоровья. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное исполнение как критерий социального здоровья.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Что такое репродуктивное здоровье. Правила ухода за своим телом. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: высказывание предположений; анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ текста и иллюстраций учебника; подготовка сообщений: об особенностях образа жизни сельского и городского жителя; об угрозах физическому, психическому и социальному здоровью человека; о людях, которых отличает творческое долголетие; анализ пословиц и поговорок; составление памятки о видах и правилах закаливания; составление памятки о личной гигиене; разработка плана организации жизни и деятельности подростка — школьника 8—9 классов; анализ и дополнение схемы учебника; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: подготовка программы закаливания для человека, часто болеющего простудными заболеваниями; анализ пищевой пирамиды; составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов; анализ информации на этикетке какого-либо продукта; определение своего роста и веса, анализ соотношения роста и веса; определение источников шума в современной городской квартире.

Проектная деятельность: «Программа закаливания для подростка с учётом его индивидуальных особенностей и условий проживания», «Одиночество — путь к социальному нездоровью», «Общение — важная человеческая потребность», «Как достичь социального здоровья общества?».

Уроки 11—19. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Программное содержание

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.

Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и уксусной кислотой. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила безопасного пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.

Разумная предосторожность. Выбор безопасного места для отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства, которые можно использовать для самообороны.

Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечения. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений. Первая помощь при переломах.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Работа в группах: составление памятки об оказании первой помощи при ожогах; анализ текста учебника; анализ иллюстраций учебника и составление памятки для спортсмена, начинающего заниматься экстремальным видом спорта; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: правила пользования газовыми и электрическими приборами; устройство пожарного шкафа и применение его оборудования; устройство и порядок использования воздушно-пенного и углекислотного огнетушителей; психологическая подготовка к встрече с преступником; использование подручных предметов как средств защиты от нападения; как вести себя, если злоумышленник пытается проникнуть в квартиру; первая помощь при переломах.

Проектная деятельность: «Опасные игры».

Уроки 20—23. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

Программное содержание

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Съедобные и несъедобные грибы. Правила приготовления грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Встреча в лесу с дикими животными. Если в лесу застала гроза.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде. Правила поведения на водоёмах. Как помочь тонущему человеку. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь при обморожении.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ иллюстраций учебника; составление паспорта растения; подготовка сообщения о животном, которое можно встретить в лесу; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: отработка приёмов проведения искусственного дыхания.

Проектная деятельность: «Отдых на природе: опасности, которые нас подстерегают».

Уроки 24—31. Современный транспорт и безопасность

Программное содержание

Транспорт в современном мире. Роль транспорта в мире. Виды транспорта. Экологически безопасный автомобильный транспорт. Альтернативный транспорт.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия. Нарушение правил дорожного движения как главная причина дорожных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при кровотечении.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда.

Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту лайнера и другие чрезвычайные ситуации: правила поведения.

Железнодорожные катастрофы. Правила поведения при железнодорожной катастрофе. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Зацепинг — опасная игра.

Террористические акты на транспорте. Понятие о террористическом акте. Уголовная ответственность за террористическую деятельность.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: составление памятки о поведении при нахождении в транспорте бесхозного предмета; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: действия при аварийной посадке самолёта.

Проектная деятельность: «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле».

Уроки 32—35 (резерв)


9 класс


Уроки 1—10. Безопасный туризм

Программное содержание

Обеспечение безопасности в туристских походах. Объективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение туристской группы. Виды опасностей. Движение по маршруту. График движения. Правила преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, отставшего от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ текста и иллюстраций учебника; составление плана переправы через водную преграду; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: распределение снаряжения между участниками туристского похода; график движения по туристскому маршруту; организация поиска потерявшегося туриста и его действия в такой ситуации; вязание узлов и их применение.

Проектная деятельность: «Как укрыться от непогоды».

Уроки 11—15. Когда человек сам себе враг

Программное содержание

Курение убивает! Почему подростки курят. Что можно обнаружить в табачном дыму. Состояние здоровья подростка-курильщика.

Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Первая помощь при алкогольном отравлении.

Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм человека: распад личности под влиянием наркотиков.

Токсикомания — страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных веществ на организм человека. Признаки токсикомании.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: проведение анонимного опроса среди одноклассников; анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ текста и иллюстраций учебника; подготовка сообщения о вреде курения; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: навыки работы с документами: знакомство с Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Проектная деятельность: «Отношение к пьянству в России в разные времена», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре», «Наркотикам — нет!».

Уроки 16—27. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Программное содержание

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила при эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации на территории России. Классификация природных чрезвычайных ситуаций: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), метеорологические (ураганы, бури, смерчи), гидрологические (наводнения, цунами), природные пожары (лесные, степные, торфяные), биологические (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Предвестники чрезвычайных ситуаций. Особенности поведения во время различных природных чрезвычайных ситуаций. Последствия этих чрезвычайных ситуаций.

Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины возникновения и виды техногенных чрезвычайных ситуаций. Виды пожаров по признакам горения, месту распространения, времени начала тушения.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций учебника.

Работа в группах: анализ текста учебника; подготовка сообщения о каком-либо опасном природном явлении; составление краткой инструкции для младшего школьника, который оказался во время землетрясения без попечения взрослых; подготовка памятки о правилах поведения при угрозе схода селей, оползней, обвалов; подготовка сообщения о правилах поведения в экстремальной ситуации; подготовка вопросов по изученному разделу для одноклассников.

Практическая деятельность: виды и особенности чрезвычайных ситуаций.

Проектная деятельность: «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций?», «Техногенная катастрофа».

Уроки 28—32. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации

Программное содержание

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Пути снижения угрозы теракта. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в жилых домах.

Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета, взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме.

Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.

Структура уроков, основные методы и приёмы

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните».

Аналитическая деятельность: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубриками «Медицинская страничка» и «Это полезно знать!».

Участие в учебном диалоге: анализ текста учебника.

Практическая деятельность: оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах; навыки работы с документами: знакомство с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральным законом «О противодействии терроризму».

Проектная деятельность: «История ВЧК — ФСБ», «Военная служба — особый вид федеральной государственной службы».

Уроки 33—35 (резерв)




Наверх