Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 9 классы. Методическое пособие. Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов



Методические комментарии к некоторым урокам


Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

Основная цель такого урока — сформировать мотивацию к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Школьники должны понять, что знание правил безопасного поведения и здорового образа жизни является условием не только правильно организованного жизненного пространства человека, но и направленности мышления, воли, эмоций, которые обеспечивают способность к разумному образу жизни. Исходя из этого, целесообразно использовать живой образный ряд — примеры из жизни, раскрывающие, как знания и практические навыки позволяют решать весьма сложные жизненные проблемы и какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть при отсутствии необходимых представлений и опыта. Это может быть просмотр видеофильма или видеоматериалов, публикуемых в Интернете: дорожные происшествия, работа МЧС, полиции, «Голубого патруля» и «Зелёного патруля» и т. п.

Интересный разговор получится при работе с текстами учебника, с рубрикой «Расширение кругозора». Обучающиеся выскажут своё мнение о взглядах древних на проблему здоровья и физического воспитания подрастающего поколения, объяснят выражение «энергия тела действует в согласии с энергией духа». Рассматривание фото в учебнике (с. 6—7) станет условием аналитической деятельности учеников 8 класса, они должны оценить свои возможности. Если есть условия, то можно предложить школьникам продемонстрировать перед классом свои спортивные достижения, а также наметить план физического самосовершенствования.

Здоровый образ жизни. Что это?

На этих уроках ученики должны усвоить понятие «здоровый образ жизни», составить его характеристику и установить зависимости между состоянием здоровья и образом жизни. Учитель обязательно должен подчеркнуть особенности социального здоровья человека, предложить обучающимся привести примеры того, как отношения в социуме влияют на физическое и психическое здоровье человека. Можно предложить обсудить различные жизненные ситуации, выяснить их влияние на настроение, эмоциональное состояние и здоровье человека. Например: «начальник — грубый, невоспитанный человек, напрасно отчитал подчинённого за проступок, который тот не совершал»; «товарищи поздравили коллегу с успешным завершением работы»; «одноклассник болен, но никто из коллектива не интересуется его состоянием», «одноклассник болен, его товарищи организовали дежурство: каждый день приходят, звонят, рассказывают о школьных новостях».

Если есть возможность, вне уроков можно предложить учащимся посмотреть фильм советского кинематографа «Неоконченная повесть», в котором сталкиваются мнения двух врачей по поводу лечения парализованного героя. Один утверждает, что больному нужен покой, а другой предлагает активный, «боевой» образ жизни. В процессе обсуждения фильма обучающиеся выскажут своё мнение, установят зависимость между социальным и физическим здоровьем человека, между апатией, безразличием и ухудшением состояния — как физического, так и душевного.

В качестве групповой работы учитель предлагает проанализировать пословицы и поговорки, высказать версии: какое отношение они имеют к здоровью человека, какие правила здорового образа жизни предлагают. Целесообразно обратиться к опыту школьников и предложить высказать суждения о том, как в разных жанрах фольклора отразились представления наших предков о правилах жизни людей, об их отношении к своему физическому и психическому здоровью. Участники групповой работы могут использовать различные информационные средства: справочники, энциклопедии, Интернет.

Учитель обращает внимание на то, что одной из задач изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является развитие самооценки школьников. Задания типа «Оцените себя» встречаются в учебнике довольно часто, и в основном в качестве домашнего задания. Это сделано для того, чтобы в классе не возникало конфликтов из-за «разборки» индивидуальных особенностей обучающихся. Восьмиклассники — народ самолюбивый и обидчивый, поэтому каждый из них сам займётся анализом своего поведения и определением программы самосовершенствования.

Физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье

Обсуждая текст учебника, обратите внимание на два суждения: «физическая культура — мудрость, помогающая лечить болезнь, которой ещё нет в организме» и «физическая культура — это красота молодости, старость без болезни и долголетие без творческого упадка». Целесообразно предложить школьникам обсудить, каковы традиции их семей в организации физического развития и совершенствования, какими видами спорта занимаются члены семейного коллектива. Можно пригласить на урок медицинского работника, спортсмена-профессионала. Они расскажут о пользе физической культуры и занятий спортом. Если позволяет техническое оснащение класса, эту беседу можно проводить дистанционно, с использованием телекоммуникационной программы. Интересен для обучающихся и просмотр видеоматериалов, рассказывающих о победах российских спортсменов на международных соревнованиях и олимпиадах.

Объяснение темы «Закаливание» целесообразно провести на основе иллюстративного материала (в том числе и видео). Объектом обсуждения могут стать достижения «моржей», людей, которые не только купаются в открытых водоёмах в любую погоду и любое время года, но и ходят по снегу босиком, принимают ледяной душ, спят всегда при открытом окне и т. д. Учитель обязательно подчёркивает, что привычка проводить закаливающие процедуры образуется на основе условного рефлекса. При анализе текста о правилах закаливания школьники осуществляют рефлексивные действия — составляют для себя программу закаливания с учётом состояния своей нервной системы (легковозбудимый, уравновешенный, спокойный). Предметом специального разговора может быть обсуждение этапов закаливания водой и соотнесение их с возможностями организма каждого школьника.

Практическое занятие, целью которого является подготовка программы закаливания для человека, склонного к простудным заболеваниям, целесообразно провести по группам. Обучающиеся выбирают экспертов (троих человек), которые оценивают результаты работы. Программа закаливания может составляться как для конкретных подростков (при их согласии), так и для выдуманных личностей.

Текст «Длинные или короткие волосы» может быть использован во время опроса, например в виде тестового задания.

Правильное питание

Урок можно начать с обсуждения проблемы «Зависит ли здоровье человека от того, как он питается». У школьников уже есть знания, полученные в предыдущих классах, поэтому разговор должен быть глубоким и обстоятельным. Учитель может задать провокационные вопросы на тему питания современного человека: можно ли подростку пить кофе, пиво, есть много жирной и острой пищи; сколько воды в день должен выпивать подрастающий человек; важен ли набор продуктов, которые употребляет подросток (юноша) во время завтрака (обеда, ужина); влияет ли рацион питания на умственную активность человека и т. п.

Видео- и/или интернет-материалы станут основой дискуссии на тему «Правила здорового питания». Работа может идти в группах, одной из которых можно поручить подобрать материалы к дискуссии. Обсуждаются следующие ситуации: питание и одновременное чтение (просмотр телевизора, беседа); острая пища; увлечение гамбургерами (бутербродами); большой процент углеводов в рационе; употребление в пищу малого количества овощей, чёрного хлеба, круп.

Целью практической работы является составление аналитической справки, в которой две части: 1) теоретическая — оценка «пищевой пирамиды»; 2) практическая — составление рационального меню школьника. Анализ текстов должен подвести обучающихся к выводу: белки — строительный материал, а жиры и углеводы дают организму силу и выносливость.

Важным структурным элементом урока является сравнение и дифференциация понятий «белки животного происхождения» и «белки растительного происхождения», «сложные» и «простые» углеводы. Школьники читают и обсуждают текст, рассматривают иллюстрации в учебнике, конструируют суждение — вывод по изучаемой теме.

Серьёзной темой разговора должна быть «проблема перекуса» школьников подросткового и юношеского возраста. Можно предложить составить меню перекуса — несколько вариантов продуктов, которые обеспечат правильное питание между основными приёмами пищи. Учитель должен особо подчеркнуть, что порой даже маленький, но неправильный перекус ведёт к большим неприятностям: болезням желудка, нарушениям функции печени, поджелудочной железы и к нарушению обмена веществ в организме. К правильным продуктам для перекуса можно отнести молоко (йогурт) с булочкой, сок, компот с печеньем или сухариками, чай с бутербродом (курица, сыр).

Разговор о целесообразном и правильном питании продолжается при обсуждении проблемы диеты, следование которой, как известно, для подростков — явление модное. Учитель обязательно подводит школьников к выводу, что самостоятельно и бесконтрольно нельзя выбирать никакие диеты. Диету нужно соблюдать только по медицинским показаниям и под контролем врача-диетолога. В противном случае можно навредить организму. Этот разговор является частью обсуждения общей проблемы экологии питания. Часто школьники, покупая самостоятельно тот или иной продукт, не обращают внимания на этикетку, где указаны необходимые сведения о нём: дата изготовления, срок хранения, наличие и характеристика ингредиентов и др. Работа по анализу этикетки, таблиц с перечнем дополнительных компонентов продуктов поможет формировать у обучающихся навык оценивания экологической стороны употребляемых продуктов питания.

В качестве домашнего задания традиционно предлагаются упражнения на рефлексивную деятельность.

Психическое здоровье человека

Иногда подростки попадают в зону эмоционального риска: их настроение часто меняется, оно может быть неадекватным возникающим проблемам. Подростки могут быть несдержанными, грубыми, проявлять необъективность и некритичность. Поэтому разговор об эмоциональном благополучии человека, способности управлять своими эмоциями очень важен для подросткового и юношеского возраста. Особое внимание учитель уделяет показателям психического здоровья и нездоровья, условиям поддержания эмоционального благополучия. Школьники проверят, есть ли у них признаки стресса, и при желании поделятся своими соображениями по поводу причин и возможных путей выхода из этого состояния. Подобная работа с рубрикой «Проверьте себя» не должна превращаться в «разборки» и критику участников. Напомним, что одной из задач курса является развитие рефлексивных качеств, но каждый ученик должен сам делать выводы о своём состоянии и решать, обсуждать его с одноклассниками или нет.

Кроме иллюстративного материала, предложенного в учебнике, учитель может использовать видео- и/или интер- нет-материалы. Это должны быть примеры положительных и отрицательных эмоций. Можно обсудить влияние звуков окружающего мира на эмоциональное состояние человека, дать школьникам возможность прослушать записи разных звуков, сравнить шум автострады, взлетающих самолётов и звуки леса, морских волн; оценить влияние на психику громких ритмов ударных инструментов и тихой мелодичной музыки. Интересен для подростков разговор о влиянии на психическое состояние излишнего увлечения компьютером. Учитель объясняет, что среди пользователей ПК выявлен новый тип заболевания — синдром компьютерного стресса (СКС). Пусть обучающиеся проанализируют симптомы заболевания и оценят, нет ли у них этих признаков. Среди них: сонливость, головная боль, слезотечение, чувство жжения и «пелена» в глазах, покалывание и онемение рук и ног. Очень важно обратить внимание и на такие показатели болезни: ухудшение внимания, снижение сосредоточенности и работоспособности, утомляемость, частое моргание, раздражительность, ошибки при печатании на клавиатуре, перестановка местами слов или цифр.

В процессе анализа эмоциональных состояний человека подростки определяют, какие из эмоций свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса или уже в стрессовом состоянии. Интересный разговор может получиться в процессе выполнения практических заданий, направленных на проверку развитости волевых качеств подростка. Школьники высказывают своё отношение к крылатому выражению А. С. Пушкина «Учитесь властвовать собой!», к суждению Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой». Учитель подводит школьников к выводу, что человеку вредят не столько сами ошибки и неудачи, сколько страх перед новыми неудачами и неумение их предвидеть.

Социальное здоровье человека

Понятие «социальное здоровье» может быть неизвестно обучающимся, хотя общее представление о его характеристике у них имеется: они знают ценность общения, с лёгкостью заводят друзей, умеют сотрудничать, проявляют интерес к коллективной деятельности. Знают школьники и о необходимости учения, значении учебной деятельности не только для себя, но и для общества. На основе информации, предложенной в тексте учебника, составляется характеристика понятия «социальное здоровье». Учитель может рассказать об известных исторических фактах обнаружения детей, которые воспитывались среди зверей. Это даст основу для учебного диалога, в процессе которого школьники сделают вывод, что важнейшим условием для развития человека является социальная среда, человеческое общество и языковое общение с людьми.

Дискуссия «Умеем ли мы общаться» очень важна для подросткового возраста и ранней юности, потому что часто у представителей этих возрастов ещё нет устойчивых навыков ведения культурного диалога. Интересен с этой точки зрения может быть анализ результатов ответов на вопросы анкеты. В качестве дифференцированного задания учитель предлагает желающим составить памятку «Культура общения (правила, которые нужно выполнять)». В это время класс, разделившись на группы, составляет другой вариант памятки. После завершения работы результаты сравнивают.

Актуальным для подростков является обсуждение проблемы «Ученье — социально значимая деятельность». Важно, чтобы ученики поняли, что в успешной учебной деятельности заинтересован не только сам ученик и его ближайшее окружение, но в конечном итоге от неё зависит благополучие и прогресс общества. Можно предложить школьникам воспользоваться информацией из Интернета и сравнить уровень образования в странах, где образовательная система имеет свои многовековые традиции и находится на высоком уровне, с уровнями образования в развивающихся странах Африки, Ближнего Востока и др. Обучающиеся сравнят количество высших учебных заведений на душу населения, процент неграмотных людей. Интересной будет и информация о присуждаемых мировых премиях в области науки, искусства (например, Нобелевская премия), которые доказывают влияние образования на развитие научных знаний в разных областях. Следует обратить внимание, что учение — коллективная деятельность и к ней не подходят слова «каждый только за себя», а более применима формула «один за всех, и все за одного». Это означает, что каждый несёт ответственность не только за свою собственную успешную учебную деятельность, но и за успехи одноклассников. В результате дискуссии школьники сделают вывод: коллективную деятельность отличают социально значимая цель, общие задачи, общий результат, совместный выбор средств его достижения.

Учитель организует обсуждение проблемы фанатов и поклонников — весьма актуальной для старших подростков: среди них обязательно есть мальчики, которые являются фанатами спортивных команд или отдельных спортсменов, а также девочки, которые «влюблены» в актёров, певцов или модные музыкальные коллективы. Цель обсуждения — помочь школьникам установить границу, за которой начинается слепое и бессмысленное поклонение кому-ли- бо/чему-либо. Целесообразно привести убедительные примеры того, что фанатизм — опасное явление, которое обычно рождается толпой и может привести к трагическим последствиям (поведение болельщиков во время футбольного матча; реакция зрителей на концерте поп-звезды и др.). Обучающиеся должны понять, что крайние формы фанатизма (этот материал дан в тексте учебника) могут привести не только к серьёзным нервным срывам, но и к асоциальному поведению.

После изучения этой темы можно предложить школьникам проектную деятельность, темы которой обозначены в учебнике. Обучающиеся уже имеют опыт участия в работе над проектами, но в случае необходимости учитель напоминает им правила сотрудничества: объединиться по желанию в группы, выбрать тему, наметить план работы и распределить роли, осуществлять поэтапный контроль, оценить результаты работы и вклад каждого участника. Кроме этого учитель напоминает о правилах, связанных с деловым общением: умении уважительно относиться к разным мнениям, быть терпимым, ответственно относиться к порученному делу, даже если оно не очень нравится.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана

Обсуждение этой темы может вызвать неоднозначную реакцию класса. Одни школьники примут активное участие в обсуждении проблемы репродуктивного здоровья, другие будут проявлять стеснение, скованность, чувство ложного стыда. Поэтому целесообразно начать разговор о важнейшей функции человеческого рода — воспроизводстве себе подобных с рассматривания иллюстративного ряда. Хорошо, если ученики заранее подготовят выставку своих детских фотографий, которые станут основой разговора о детях как составляющей счастливой семьи. Очень важно обсуждение психологических особенностей подросткового и юношеского возраста. Учитель обращает внимание на объективные причины и показатели изменений пропорций тела, на возможность резкого увеличения веса при неправильном образе жизни. Необходимо поговорить о правильной физической нагрузке, рациональном питании, вреде никотина и алкоголя для роста и развития детского и подросткового организма. В данной теме есть отдельные довольно щекотливые вопросы, поэтому их целесообразно обсуждать, разделившись на группы «мальчики» и «девочки». Например, при обсуждении рисков старшего подросткового возраста и опасностей ранних половых связей девочки узнают, к каким последствиям могут привести ранние беременности, а мальчики — об ответственности за жизнь и здоровье девочки, с которой они вступают в половую связь. Целесообразно показать видеоматериалы о заболеваниях, передаваемых половым путём, в том числе и о СПИДе.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.

Как вести себя при пожаре

При обсуждении причин возникновения пожара необходимо особо подчеркнуть, что 60 % пожаров происходит из-за небрежности и невнимательности людей. Практическое занятие целесообразно провести в кабинете технологии. Восьмиклассники выступают в роли учителей младших школьников и пятиклассников, моделируют житейские ситуации, в которых может возникнуть пожар: при пользовании электроутюгом, газовой (электрической) плитой, если оставлены на плите без присмотра чайник, сковородка и т. п. Разыгранные школьниками сценки продемонстрируют, как устранить причину пожара. Восьмиклассники предложат ученикам младших классов рассмотреть заранее подготовленные плакаты («раскладушки») с правилами пожарной безопасности.

Специальный разговор должен состояться о применении различной пиротехники. Используя иллюстративный и видеоматериал, учитель расскажет о том, к чему может привести неправильное обращение с пиротехническими изделиями (ожоги, поражение глаз, возгорание одежды и др.). Класс обсуждает проблему «Можно ли пользоваться лифтом при пожаре» и участвует в деловой игре «Эвакуация из горящего дома». Экспертная группа оценивает действия всех участников игры. Другая деловая игра посвящается теме «Если по соседству начался пожар...». Специальное практическое занятие целесообразно посвятить ознакомлению обучающихся со средствами пожаротушения. Они знакомятся с реальными средствами (пожарный кран, огнетушители разного вида), учатся обращаться с ними. Дискуссия может возникнуть при обсуждении проблемы «Можно ли тушить пожар самостоятельно». Учитель подчёркивает при обсуждении важность учёта обстоятельств возникновения и протекания пожара (сила и распространённость очага возгорания, наличие доступа к воде и песку, окружающая обстановка (материалы, краски, легковоспламеняющиеся предметы и др.)).

В качестве дифференцированной работы можно предложить отдельным обучающимся (группе) оценить план эвакуации школьников при возникновении пожара, подготовить свои предложения по улучшению противопожарной обстановки в образовательной организации. Можно обсудить ситуации, связанные с особыми условиями школы. Например: а) как эвакуировать школьников с первого этажа, если выходы охвачены огнём, а на окнах решётки; б) целесообразно ли закрывать запасный выход; в) как вести себя, если пожар начался в соседнем со школой здании.

Если произошло отравление

Хорошо, если подростки усвоят важное жизненное правило: все опасные жидкости, хранящиеся в доме, должны быть подписаны. При этом целесообразно, чтобы на бутылках были предостерегающие надписи и знаки («Опасно», «Не трогать», «Яд», знак Ж и т. д.).

Особо опасны химические вещества, которые применяются для уничтожения домашних насекомых. Дихлофос, карбофос и другие химические вещества вызывают аллергические реакции, серьёзные отравления. Поэтому младшие члены семьи должны знать места хранения бытовой химии и соблюдать меры предосторожности при обращении с ними.

Создаются воображаемые жизненные ситуации, при решении которых обучающиеся должны оценить происходящее, предложить проведение целесообразных действий. К примеру:

• Кто-то оставил на столе бутылку с надписью «Нарзан». Очень хочется пить. Почему бы не выпить нарзана?

• Медицинская сестра рассказывала о том, что у человека в волосяном покрове головы могут поселиться вши — опасные насекомые. Знаю, где мама прячет дихлофос, которым травят вредных насекомых, проявлю инициативу и побрызгаю себе волосы, чтобы там никогда не завелись вши.

• Нужно вымыть голову. У мамы в шкафу какие-то бутылочки с этикетками на иностранном языке. Наверняка там есть шампунь. Возьму-ка для мытья головы.

Если школьники живут в домах с печным отоплением, учитель обязательно должен посвятить часть урока обсуждению причин отравления угарным газом и признаков отравления. Во время учебной дискуссии подростки могут высказывать разные точки зрения. Учитель следит за тем, чтобы аргументы школьников были убедительными. Результатом обсуждения могут быть памятки: «Правила поведения при утечке газа», «Первая помощь при отравлении угарным газом», «Первая помощь при отравлении ядохимикатами». Целесообразно предложить обучающимся практические упражнения: как промыть глаза, прополоскать рот, промыть кожу под струёй воды.

Затопление жилища

Затопление помещения — к сожалению, привычная житейская ситуация. Поскольку подростки часто находятся дома одни, то они могут стать как виновниками, так и участниками такой ситуации. Учитель предлагает школьникам придумать воображаемые ситуации, в которых представляются разные варианты действий при затоплении помещения. Школьники рисуют планы своего дома, школьного помещения, изображают на них места, которые могут стать опасными во время затоплений, протечек, наводнений. Класс делает вывод: серьёзная опасность при затоплении — поражение электрическим током. Обсуждается и проблема, почему во время наводнения нельзя пользоваться лифтом.

Опасное электричество

Урок посвящён важной жизненной проблеме, с которой подростки встречаются почти ежедневно: они пользуются электроприборами, пытаются проводить их ремонт и т. п. Поэтому целесообразно подробно обсудить правила безопасного обращения с электричеством, а также оценить жизненные ситуации, связанные с ним. Например: нужно поменять лампочку, но она не выворачивается; вода «убежала» из кастрюли, и нужно срочно вымыть электрическую плиту; вилка фена не входит в розетку и т. д. Интересно пройдёт ролевая игра, в которой школьники разыграют возможные варианты оказания первой помощи при электротравмах. Целью практических упражнений могут быть действия «спасателя» при проведении искусственного дыхания. В этой части урока может принять участие медицинский работник школы.

Разумная предосторожность

В учебном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» нет тем, которые не были бы актуальны для подростков, юношей и девушек. Это касается и темы уроков «Разумная предосторожность». Да это и понятно: в подростковом и юношеском возрасте расширяется круг общения, школьники посещают дискотеки, объединяются в группы по интересам, часто проводят вечера вне дома, в позднее время возвращаются с прогулки. Всё это создаёт возможность их встречи с хулиганами, преступными элементами, мошенниками. Попадая в опасные ситуации, школьники зачастую не знают, как себя вести. В процессе коллективного обсуждения вырабатываются правила поведения, выполнение которых оберегает их от неприятностей при встрече с опасными незнакомцами. Можно предложить обучающимся составить памятку, затем записанные в ней правила сравнить с теми, которые изложены в учебнике. Очень важно, чтобы школьники проиграли возможные ситуации. Это могут быть сценки на тему «Опасные встречи»: «Дай закурить», «Поделись-ка!», «Потанцуем», «Который час?», «Дай на пиво!» и др. В процессе разыгрывания этих сценок ученики психологически готовятся к опасной встрече, они стараются запомнить ответы на провокационные вопросы незнакомца. Детально обсуждаются особенности поведения, когда нападение уже произошло. Учитель помогает в каждом конкретном случае (лифт, дискотека, школьный двор, игровая площадка и пр.) оценить создавшуюся обстановку и выбрать необходимые меры своей защиты.

Опасные игры

Подростки любят знакомиться с пространством, которое выходит за рамки хорошо им известного (двор, сквер, парк). Их внимание привлекают необжитые или заброшенные места (выселенный дом, заросший овраг, старый гараж и т. д.). Запреты взрослых, их доводы о том, что там небезопасно, зачастую не действуют, поэтому «открыватели новых земель» должны хорошо запомнить и выполнять следующие правила:

а) сообщить взрослым, куда направляются;

б) хорошо обследовать подходы к незнакомому месту и предположить, какие опасности могут их подстерегать;

в) оценить, стоит ли рисковать, обследуя данное пространство, или лучше отказаться от этой затеи; г) на случай непредвиденных обстоятельств иметь при себе телефон и хорошо запомнить маршрут движения для лёгкого обнаружения взрослыми.

Всё это учитель рассказывает во вступительной беседе.

Нужно обсудить стремление подростков обследовать заброшенные карьеры. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, опасности карьера маскируются природой: высокая трава, небольшой кустарник скрывают ямы и рытвины, заросший песчаный карьер таит опасность оползней и обвалов. Можно предложить создать схему (таблицу) на тему «Опасности, которые таит карьер». Школьники разрабатывают план спасения людей, попавших в карьере в опасную ситуацию.

Полезно обсудить с обучающимися понятие «загрязнение территории неразорвавшимися боеприпасами» и последствия непредвиденного обнаружения неразорвавшихся снарядов, гранат и пр. Следует обратить внимание, что в зонах, где проводилась утилизация боеприпасов или находятся склады с ними, всегда есть предупреждающие знаки, на которые нужно реагировать неукоснительно («Вход запрещён!», «Опасная зона!», «Зона взрывов!»). Вход на эту территорию, даже если не видно охраны, категорически запрещён. Учитель обязательно обсуждает и проблему излишнего любопытства подростков, когда они «исследуют» свойства неразорвавшихся гранат или снарядов: пробуют класть их в костёр, возятся с уцелевшим взрывателем и т. п. Подростков необходимо убедить, что в случае обнаружения неразорвавшихся боеприпасов нельзя допускать никаких действий с ними. Необходимо срочно покинуть эту территорию, сообщить МЧС, полиции или любым взрослым о находке. Учебный диалог (дискуссия) посвящается оценке возможных действий, которые осуществляет подросток.

Лес — это серьёзно!

Уже подчёркивалось, что в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» подобраны темы, весьма актуальные для подросткового и юношеского возраста. Они часто уже без взрослых посещают лес, собирают грибы и ягоды, букеты цветов, ловят животных, чтобы принести их домой. Более того, иногда на спор, ради красного словца или «геройского» поступка подростки могут пробовать ядовитые растения и грибы, ловить животных, поведение которых непредсказуемо. Необходимо напомнить школьникам правила, которые они знают с начальной школы.

1) Никакие неизвестные растения и грибы трогать (тем более пробовать) нельзя.

2) Нельзя извлекать животное из привычной для него среды обитания и приносить домой, во-первых, потому, что, как правило, животное не может приспособиться к новым для себя условиям и погибает, а во-вторых, животное может быть ядовито или у него может быть опасное для человека заболевание (например, бешенство).

Хорошо, если учитель приведёт примеры таких растений и животных, покажет видеофильмы или иллюстрации, на которых обучающиеся увидят вполне безобидные на вид и даже красивые растения (вех ядовитый, клещевина, наперстянка, борщевик и др.), а также очень опасных животных (змей, насекомых, земноводных, зверей). Работа в группах, целью которой является создание паспорта ядовитого животного (растения), поможет школьникам углубить свои знания. Специального анализа потребует текст рубрики «Обратите внимание». Учитель подчеркнёт, что особого внимания требует выполнение правила «Бойся и избегай зверя с детёнышами», потому что в этом случае самка особо опасна.

Учитель предлагает различные воображаемые ситуации, а школьники составляют небольшие рассказы о том, как они будут себя вести. Класс оценивает правильность действий, исправляет и дополняет услышанное.

На одном из уроков обсуждаются действия человека, которого в лесу (на дороге) застала гроза. Эта тема актуальна для учеников, так как описанные жизненные ситуации могут коснуться и их. Основным методом обучения является чтение и обсуждение текста, таблиц и иллюстраций учебника. Учитель может дополнить иллюстративный ряд учебника, представив ученикам видеоматериалы или использовав интернет-ресурсы. Работа с иллюстративным материалом для них интересна и полезна. Анализ сюжета живописных полотен позволит обучающимся оценить состояние природы в разные периоды грозы: явления, происходящие перед грозой, во время её кульминации и после окончания. На эти темы имеется огромное количество картин как художников-классиков, так и современных живописцев. Например, картины И. Левитана, И. Шишкина, Ф. Васильева, А. Соломянного рассказывают о явлениях природы в преддверии грозы, полотна Ж. Мишеля показывают самый острый момент этого природного явления. Рассмотреть процесс затухания грозы, её ослабления и «умирания» позволят картины художников Б. Кустодиева, Е. Гринина, И. Айвазовского. Составляя описания по художественным полотнам, ученики классифицируют информацию о динамике развёртывания обсуждаемого природного явления и о постепенном возрастании опасностей, связанных с ним. Если работа идёт в группах, то в качестве дифференцированной работы можно предложить школьникам подготовить по произведениям живописи классификацию периодов грозы как природного явления с кратким описанием каждого.

Водоём зимой и летом

Подростки часто бывают на водоёмах без взрослых. Обычно в этом возрасте практически отсутствует боязнь воды, многие умеют хорошо плавать и поэтому проявляют неосторожность. Во время урока необходимо познакомить обучающихся с причинами возникновения опасных ситуаций на воде (читать и анализировать текст учебника), с правилами безопасного нахождения на воде и действиями в тех случаях, если возникли неожиданные ситуации. На основе информации, данной в тексте учебника, школьники составляют памятку о безопасном поведении на воде. Учитель обязательно подчёркивает, что рискованное поведение, свойственное подросткам, ни к чему хорошему не приведёт: желание показать себя лучше других часто заканчивается трагедией.

Темой дискуссии целесообразно выбрать безопасность при катании на лодке. Школьники предлагают правила, которые необходимо соблюдать при катании на лодке, а затем предложенные варианты сравниваются с теми, что представлены в учебнике. Особое внимание необходимо уделить поведению подростка, если ему доверили маленького ребёнка. В этом случае нужно быть особенно внимательным и не выпускать малыша из поля зрения. Интересный материал для обучающихся представлен в рубрике «Расширение кругозора». Его изучение и оценка могут быть даны в качестве дифференцированного задания для развития интереса к обсуждаемой проблеме: «Чем опасно для организма человека переохлаждение».

В процессе практического занятия (ему посвящается специальный урок) формируется умение оказывать помощь тонущему человеку, отрабатываются умения оценивать обстановку (прежде всего, с точки зрения опасности для того, кто пришёл на помощь) и навыки проведения необходимых действий для спасения тонущего (снятие стресса, буксировка с захватом, проведение искусственного дыхания). Целесообразно, чтобы данное занятие проводил (или участвовал в нём) врач-специалист или спасатель, так как проведение мероприятий по спасению тонущего человека и проведению сердечно-лёгочной реанимации требует особых умений и опыта. Подобное практическое занятие проводится и при обучении оказанию помощи человеку, провалившемуся под лёд. Эти уроки можно проводить в виде ролевой игры, когда одни школьники выступают в роли пострадавших, а другие — в роли медицинских работников, спасателей, очевидцев и т. п.

Подростки довольно часто вместе с родителями принимают участие в зимней рыбалке. Несмотря на то что обычно они находятся в компании взрослых, подросткам тоже необходимо знать правила безопасной рыбалки. Иногда наиболее благоразумными оказываются именно они, когда стараются удержать взрослых от неправильных действий и поступков. Опасное поведение на льду обучающиеся обсуждают, оценивая диалог сверстников: приводят аргументы в пользу того или иного мнения, составляют памятку «Оказание помощи провалившемуся под лёд».

Для обсуждения положительных и негативных сторон экстрим-отдыха на воде можно использовать такой приём: заранее предложить двоим-троим ученикам подготовить небольшие сообщения о разных видах экстремального отдыха на воде. Одноклассники задают докладчикам вопросы. Выбранная экспертная группа оценивает подготовленные сообщения, а также вопросы и ответы на них.

Современный транспорт и безопасность

Первый урок по этой теме можно начать с рассказа- объяснения учителя на тему «Современный автодорожный транспорт». Используя иллюстративный материал, педагог объясняет, какую экологическую опасность представляет разнообразный транспорт, рассказывает о видах транспорта, которые наименее опасны для окружающей среды и здоровья людей (автомобили на природном газе, водородном топливе, электромобили). Он приводит примеры альтернативного транспорта (прежде всего, велосипед), объясняет его преимущества перед другими видами транспорта (объяснение слова альтернатива дано в учебнике). Знания о негативном воздействии на природу и человека, а также основных направлениях повышения безопасности автомобильного транспорта систематизируются в процессе изучения схемы.

Особое внимание учитель обращает на анализ стихотворения английского поэта Джона Донна, раскрывающего важную тему бережного отношения к человеческой жизни («никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе»). Необходимо, чтобы ученики хорошо усвоили, что часто жизнь и здоровье человека зависят от него самого — продуманности действий, осмотрительности, предвидения последствий своего поведения. Для убедительности учитель приводит данные, свидетельствующие о числе дорожно-транспортных аварий, жертвах, утраченных материальных ценностях, подчёркивает, сколько детских жизней уносит дорога. Школьники анализируют приведённую в учебнике таблицу о дорожно-транспортных происшествиях в России за период с 2006 по 2015 г. Здесь необходимо обратить внимание на то, что во многих европейских странах число дорожных аварий в несколько раз меньше, чем в России. Обучающиеся называют причины дорожно-транспортных происшествий и устанавливают, что главная из них — человеческий фактор (невнимательность водителя и пешеходов, нарушение правил дорожного движения, употребление алкогольных напитков и др.). Можно предложить ученикам разобрать несколько жизненных ситуаций, в которых нарушение правил дорожного движения происходит по вине как водителя, так и пешехода: установить причины нарушений и определить действия, которые должны совершить участники ситуации. Учащиеся составляют памятку «Чтобы избежать наезда...».

Особое внимание на уроке следует уделить поведению участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Всё это поможет сформировать у обучающихся определённую мотивацию безопасного поведения в различных ситуациях дорожного движения.

Восьмиклассники должны хорошо знать номера телефонов экстренных служб (службы спасения, полиции, скорой медицинской помощи), уметь оценить обстановку в ДТП, по возможности принять участие в оказании помощи пострадавшим. При изучении этой темы важно не столько расширение информации о транспорте в современном мире (школьники знают об этом довольно много), сколько возможность формирования практических умений и навыков, связанных, во-первых, с применением правил безопасного поведения на дорогах и в транспорте, а во-вторых, с оказанием первой помощи пострадавшим. Интересно пройдёт встреча с сотрудниками ГИБДД, которые расскажут о проблемах, возникающих при нарушении правил дорожного движения. Школьники смогут задать интересующие их вопросы, а также ответить на вопросы приглашённых.

Во время практического занятия обучающиеся тренируются в определении полученной травмы и её тяжести, остановке кровотечения, наложении повязок и шин, оказании первой помощи при ожогах. Всё это проводится как деловая ролевая игра, в процессе которой школьники разыгрывают разные роли: пострадавших, спасателей, очевидцев. Очень важно, чтобы участники игры строго выполняли свои ролевые функции: пострадавшие могли точно указать, что у них болит, как они себя чувствуют; спасатели — поставить предварительный диагноз и в соответствии с ним оказать первую помощь.

Опасные ситуации в метро

Специальный урок отводится теме «Опасные ситуации в метро». Анализ информации, представленной в тексте учебника, позволяет школьникам установить причины возникновения опасных ситуаций при нахождении на эскалаторе, ожидании поезда, проезде в вагоне. Интересно проходит выполнение задания по составлению рассказов на основе воображаемой ситуации «Моё поведение в метро». Учитель подчёркивает, что хорошо, если рассказ будет носить критический характер, так как его цель — проанализировать своё поведение в метро, установить ошибки и в дальнейшем их не допускать. Целесообразно организовать совместную работу в группах, каждая из которых должна предложить проект памятки, раскрывающей правила поведения в метро и характеризующей последствия их нарушения. Выбранная экспертная группа оценивает проведённую школьниками работу.

Авиакатастрофы

Многие современные школьники совершают авиапутешествия и могут столкнуться с опасными ситуациями, которые иногда возникают на борту самолёта. Поэтому им необходимо знать правила безопасного поведения на борту самолёта, а также при возникновении неожиданных опасных ситуаций: пожаре на борту, разгерметизации самолёта, аварийной посадке. Эти знания обучающиеся могут получить либо с помощью рассказа-объяснения учителя, либо изучив текст учебника. Педагог обращает внимание на то, что при возникновении опасных ситуаций любое неправильное действие пассажира может привести к беде, поэтому очень важны психологическая готовность к встрече с опасностью, выдержка и спокойствие, чёткое выполнение всех требований экипажа. Во время практического занятия школьники изучают спасательное оборудование самолёта, а также разыгрывают сценки по воображаемым ситуациям: «Действия бортпроводника и пассажиров при пожаре в самолёте, разгерметизации салона, аварийной посадке». В процессе ролевой игры учитель (или экспертная группа) контролирует чёткое выполнение действий участниками. В качестве подсказки могут быть использованы словесные инструкции, в которых зафиксированы ролевые действия участников: пассажиров разного возраста, имеющие разное состояние здоровья, бортпроводников, медицинских работников, оказавшихся на борту, и пр.

Железнодорожные катастрофы

По статистике, железнодорожный транспорт считается наиболее безопасным, так как аварии и катастрофы случаются здесь нечасто. Но знать, какие действия нужно предпринимать при чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте, должен каждый человек. Рассказ- объяснение учителя с использованием иллюстративного материала позволит школьникам выделить особенности чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте, изучить правила поведения в вагоне поезда (передвижение по составу, размещение багажа, расположение на полке, взаимоотношения с другими пассажирами и т. д.), а также действия в опасных ситуациях (пожар, крушение).

Серьёзный разговор должен состояться о довольно новом для России экстремальном виде развлечения — зацепинге. Дискуссия может провоцироваться двумя разными точками зрения на этот вид экстрима.

Зацепинг — зло, самообман, роковая придумка эгоистов, желающих славы, не владеющих способностью предвидеть опасности и не желающих видеть их даже после многочисленных жертв. Зацепинг — новая мода, увлечение среди подростков разного возраста, которые не боятся опасности, у которых нет чувства страха, так как они живут по принципу «А ты так можешь? Тебе слабо?». От этой затеи они испытывают кайф и самоуважение.

Учитель обязательно должен проанализировать последствия этой «забавы»:

• есть опасность получить травмы разной степень тяжести — переломы конечностей, позвоночника, разрыв связок, повреждение мениска, сотрясение головного мозга, электротравмы;

• есть опасность погибнуть в результате попадания под поезд, сильнейших ударов при падении, воздействия электрического тока высокого напряжения.

На этом уроке учитель предлагает обучающимся выполнить проекты (примерные темы даны в учебнике), при необходимости напоминает порядок и правила их выполнения.

Обеспечение безопасности в туристских походах

Изучение темы целесообразно начать с уточнения понятий «туризм» и «безопасный туризм». Школьники, используя текст учебника, справочную литературу и материалы из Интернета, составляют характеристику и дают определения понятий, предъявляют их классу, коллективно отрабатывают окончательные варианты определений и характеристик. Затем обсуждаются подготовительные мероприятия, которые проводят перед туристским походом. Здесь могут быть использованы разные методы: рассказ-объяснение учителя, рассказ несколькими учениками о собственном опыте участия во внешкольных туристских объединениях (кружках), учебный диалог. Может быть предложен и такой метод: ознакомление с отчётами о проведённых школьниками туристских походах (раздел «Подготовка похода»), а затем разбор возникших вопросов.

Интересно пройдёт обсуждение информации, представленной на интернет-сайтах, об обязанностях туриста в туристской группе. Практическое занятие может проходить в виде КВН. Класс делится на три группы, одна из них — экспертная. Отрабатываются вопросы о том, как зависит безопасность каждого туриста в туристском походе от его подготовленности. Эксперты оценивают быстроту и правильность выполнения предлагаемых заданий, которые позволяют судить: о физической подготовке туриста; об упаковке документов в непромокаемый пакет; об исполнении или неисполнении своих должностных обязанностей в походе; об исполнении требований руководителя похода; об умении развести костёр; об умении ориентироваться на местности; о знании и исполнении правил пожарной безопасности при использовании костра для сушки одежды или обуви и др. По результатам игры делается вывод, зависит ли безопасность в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы.

Школьники должны разобраться в понятиях «трудности похода», «объективные трудности похода», «субъективные трудности похода», «естественные препятствия» и «безопасное преодоление естественного препятствия». Им необходимо освоить алгоритм составления характеристики понятия «естественные препятствия», а также установить зависимость между объективными и субъективными трудностями похода и обеспечением безопасности на туристском маршруте. Учитель подчёркивает особенности выбора безопасных способов преодоления естественных препятствий в походе, предлагает школьникам привести примеры того, как объективные и субъективные трудности влияют на обеспечение безопасности и успешность проведения туристского путешествия.

Педагогу необходимо особо акцентировать внимание обучающихся на подготовке к походу, на целенаправленных мероприятиях по психологической, специальной и физической подготовке участников похода, обеспечивающих безопасность и приобретение туристского опыта преодоления трудностей.

Если есть возможность, во внеучебное время можно предложить школьникам посмотреть видеосюжеты и видеофильмы о проведённых школьниками туристских путешествиях или участии в туристских слётах и соревнованиях, в которых демонстрируются естественные препятствия и трудности туристских походов, а также различные способы их преодоления. Необходимо формировать у подростков понимание ассоциативных связей между обеспечением безопасности в туристском походе и поведением участников похода, их взаимодействием в группе.

Важное значение будет иметь практическая работа в группах, посвящённая правильному распределению снаряжения между участниками похода. Целесообразно привести убедительные примеры того, что весовые нагрузки (вес рюкзака) при распределении снаряжения между участниками похода, мальчиками и девочками, должны быть различными в силу физиологических и индивидуальных особенностей их организма. У мальчиков масса тела, как правило, больше, чем у девочек данного возраста. Следует обратить внимание школьников, что мальчики должны оберегать девочек.

Движение по туристскому маршруту

Школьникам подросткового возраста свойственна частая смена настроения, оно может быть неадекватным по отношению к возникающим во время похода проблемам.

Подростки могут проявлять необъективную оценку своих физических сил, переоценивая свои возможности. Поэтому обеспечение безопасности при движении тургруппы по маршруту во многом зависит от способности участника похода управлять своими эмоциями и выполнять распоряжения руководителя похода.

Особое внимание учителю необходимо уделить элементарным правилам соблюдения безопасности во время следования туристов до непосредственно начала активной части похода и обратно, т. е. на транспорте. Следует активизировать ассоциативное мышление обучающихся по соблюдению правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах и в туристском походе.

Кроме иллюстративного материала, предложенного в учебнике, учитель может использовать видео- и/или ин- тернет-материалы. Это должны быть примеры рационального и нерационального планирования графиков движения туристских групп по маршруту, переоценки или недооценки физических возможностей участников похода.

В процессе анализа графиков движения по различным туристским маршрутам обучающиеся определяют, какие факты неправильного планирования (ошибки) свидетельствуют о том, что не обеспечивается безопасность похода или возможно возникновение неблагоприятных ситуаций.

Интересный разговор может получиться в процессе выполнения практических заданий (работа в группах), направленных на формирование умений составления рационального графика движения группы с учётом различных метеорологических условий (дождь, туман, паводок и пр.).

Школьники должны прийти к выводу, что в туристском походе безопасность обеспечивается не только на самом маршруте, также важно при планировании похода предвидеть возникновение возможных трудностей и предусмотреть пути их преодоления.

Преодоление естественных препятствий

По данной теме можно предложить обучающимся составить памятку, а затем записанные в ней правила сравнить с теми, которые изложены в учебнике. Очень важно, чтобы школьники проиграли возможные ситуации при движении группы по маршруту похода. Это могут быть сценки на темы: «Переправа вброд», «Переправа на плавсредствах», «Переправа над водой», «Переправа вплавь», «Переправа по льду» и др. В процессе разыгрывания этих сценок ученики психологически и практически готовятся к реальным ситуациям. Они стараются запомнить и овладеть необходимыми алгоритмами действий по безопасному преодолению водных преград, детально обсуждают особенности правил соблюдения безопасности. Учитель помогает в каждом конкретном случае оценить создавшуюся обстановку и выбрать необходимые меры обеспечения безопасности.

Актуальным для туристов является распределение «ролей» при организации и проведении переправ: страхующий, наблюдатель, разведчик и др. Важно сформировать у школьников осознание ответственности за безопасное преодоление преград, возлагаемой на участников похода при исполнении ими своих обязанностей.

Кроме этого, следует обратить внимание, что переправы через замёрзшие реки и водоёмы в походе — коллективная деятельность и к ней не подходят слова «каждый сам за себя», к ней применима только формула «один за всех, и все за одного». Это означает, что каждый участник похода, в том числе и переправы, несёт ответственность за порученное дело, за безопасность каждого участника похода, а не только за самого себя. В результате учебного диалога или дискуссии обучающиеся сделают вывод: преодоление естественных препятствий в походе — это коллективная туристская деятельность, которую отличают общая значимая цель, общие задачи, общий результат, совместный выбор средств, взаимодействие и взаимопомощь.

Целесообразно предложить школьникам выполнить проект по теме обеспечения безопасности в туристском походе, работа над которым расширит их представления о туризме. Выполнение проекта возможно в рамках внеурочной деятельности как в зимний или летний период, так и в межсезонье. При этом экспертная оценка предлагаемых проектов может производиться всем классом или отобранной из числа одноклассников группой экспертов.

При необходимости следует напомнить обучающимся правила проектной деятельности и сотрудничества: объединиться по желанию в группы; выбрать тему и составить техническое задание на проект, определить план работы и распределить роли, осуществлять поэтапный контроль своей работы; оценивать результаты работы и вклад каждого участника. Кроме этого, можно напомнить о правилах делового общения: умение подчиняться, уважительное отношение к разным мнениям, терпимость, ответственное отношение к порученному делу, даже в тех случаях, если оно не очень нравится.

Обеспечение безопасности при выборе места бивуака

На данном уроке можно изучить две сравнительно небольшие темы: «Обеспечение безопасности при выборе места бивуака» и «Типы и назначение костров, используемых в туризме». Обе темы актуальны для школьников, так как изучаемые темы могут непосредственно коснуться их не только в походах, но и при организации активного досуга на природе. Основными методами обучения являются чтение и обсуждение текста и иллюстраций учебника, выполнение практических заданий. Учитель может дополнить иллюстративный ряд учебника, представив на уроке видеоматериалы или использовав интернет-ресурсы.

Обучающиеся изучают и запоминают основные требования к месту организации туристского бивуака. Кроме того, они должны хорошо изучить правила обращения с открытым огнём в условиях природной среды в различных экосистемах: берег реки, лесной массив, разнотравные луга, зимний лес, болотистое место. Особо следует обратить внимание школьников на необходимость соблюдения правил пожарной безопасности (заливать место разведения костра перед уходом группы с бивуака и др.), а также требований экологической культуры (окапывание кострища, полив снятого дёрна, выкладывание грунта в кострище и полив и т. д.).

Во время практического занятия обучающиеся учатся использовать костры в походе по их назначению. Это организуется и проводится как деловая ролевая игра, в процессе которой школьники разыгрывают разные роли: костровой, заготовщик дров, кольщик дров, дежурный по кухне. Очень важно, чтобы участники такой игры аккуратно и серьёзно выполняли свои ролевые функции и строго соблюдали правила безопасности, например, костровой должен использовать брезентовые перчатки при подкладывании дров в костёр, дежурный по кухне также должен использовать брезентовые перчатки при снятии котелков, кольщик дров — в перчатках колоть дрова в специально отведённом для этого месте и т. п.

Если турист отстал от группы

При обсуждении причин возникновения такой ситуации в походах следует отметить, что обычно это происходит из-за небрежности и невнимательности туристов, в том числе и из-за неисполнения ими своих походных должностно-ролевых обязанностей (руководитель, штурман- проводник, замыкающий). Кроме того, это может произойти из-за невыполнения элементарных правил безопасности в туристском походе и прямого нарушения обязанностей туриста.

Чтение и анализ текста учебника помогут сформировать у обучающихся ассоциативные связи с собственной жизненной практикой и личным опытом.

Практическое занятие целесообразно провести в форме активной коммуникативной деятельности. Составление памятки «Алгоритм обеспечения туристом собственной безопасности, если он отстал от группы» рекомендуется организовать в группах. Одна группа учеников выступает в роли группы, обнаружившей отсутствие туриста, вторая группа моделирует действия туриста, отставшего от группы, третья группа может выступать в роли экспертов, оценивающих правильность действий по выходу из ситуации. Ситуации, в которых оказывается сама туристская группа и отставший турист, можно усложнять: сильный дождь, туман, заблудилась сама группа, наступила ночь и т. п. Разыгранные сценки должны ярко продемонстрировать необходимость обязательного соблюдения элементарных правил безопасного движения группы в походе и выполнения своих обязанностей каждым туристом. Экспертная группа оценивает действия всех участников игры.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе

Анализ информации по этой теме, представленной в тексте учебника, в подобранных видеосюжетах и видеофильмах, позволяет школьникам установить причины возникновения опасных ситуаций при организации водных походов. Кроме того, он помогает понять, каким образом можно обеспечить безопасное движение на плавсредствах и как подобрать туристское снаряжение для водного похода. Как правило, интересно проходит выполнение задания по составлению рассказа на основе воображаемой ситуации «Моё поведение в водном туристском походе». Учитель обращает внимание на то, что хорошо, если рассказ будет носить критический характер, так как его цель — проанализировать своё поведение в водном туристском походе, установить типичные ошибки, чтобы в дальнейшем их избегать, обеспечивая собственную и коллективную безопасность.

Педагог акцентирует внимание школьников на том, что при возникновении нештатных ситуаций в водных походах любое неправильное действие туристов может привести к беде. Поэтому очень важны физическая, психологическая и специальная готовность туристов к участию в водном походе, к преодолению препятствий и трудностей. Учитель обращает внимание на значение личностных качеств туристов-водников в любых ситуациях: сдержанность и спокойствие, чёткое выполнение всех требований капитана плавсредства.

Во время практического занятия обучающиеся изучают спасательное оборудование и снаряжение туриста-водника, а также разыгрывают сценки по возможным аварийным ситуациям: «Действия при переворачивании плавсредства», «Действия в условиях сильного тумана», «Действия при повреждении плавсредства» и др. В процессе ролевой игры учитель или экспертная группа контролирует чёткое выполнение функций участниками и экипажами плавсредств.

Практическое занятие в форме ролевой игры по составлению маршрута, программы и графика движения во время водного похода на любом плавсредстве по одной из местных рек родного края позволит активизировать творческую активность и интерес обучающихся.

Целесообразно по данной теме предложить школьникам выполнить проект «Разработка водного туристского маршрута», работа над которым расширит их представления о водном туризме и родном крае. Выполнение проекта возможно и в рамках внеурочной деятельности. При этом организация экспертной оценки предлагаемых подростками маршрутов может производиться классом или группой экспертов из родителей.

Узлы в туристском походе

Изучение этой темы носит ознакомительный характер. Необходимо сформировать у школьников представление о том, что правильное использование узлов часто обеспечивает безопасность туристу, а иногда спасает его жизнь. Урок можно начать с просмотра видеоматериалов из практики походов и туристских соревнований, который сопровождается рассказом-объяснением учителя. Затем обучающиеся читают текст учебника и анализируют представленные иллюстрации.

Практическое занятие, в ходе которого происходит заполнение таблицы «Положительные и отрицательные свойства туристских узлов», целесообразно проводить после организации и проведения практикума по вязке узлов школьниками во внеучебное время в форме КВН или соревнования. Когда человек сам себе враг.

Курение и здоровье

Ранее уже было отмечено, что во многом подростки стремятся походить на взрослых, но иногда предметом их подражания становятся неблаговидные поступки и негативные действия старших. К ним относится, прежде всего, табакокурение. Некоторые молодые люди убеждены, что курение не только признак взрослости, но и проявление сильной и независимой личности, показатель авторитета человека.

Статистика свидетельствует о том, что многие школьники старших классов хотя бы раз пробовали курить сигареты, а часть из них курит постоянно. Общество особенно беспокоит курение девочек, потому что влияние табакокурения на формирующийся женский организм ещё опаснее, чем на формирующийся мужской. Поэтому учитель особое внимание уделяет отрицательному влиянию курения на организм девочек, подчёркивает быстрое привыкание их организма к табаку. Этому способствует анализ схемы в учебнике, которую школьники изучают и делают выводы о вреде и опасности табакокурения в подростковом и юношеском возрасте. Учитель приводит достоверный научный факт.

Установлена прямая зависимость между курением и успеваемостью школьников: у курильщиков снижены объём и скорость запоминания, хуже острота зрения и цветовое зрение (курильщики-подростки видят мир «линялым»). Пристрастившиеся к курению быстро устают, имеют низкую учебную активность и сообразительность.

Разговор на эту тему продолжается после чтения текста учебника о физическом состоянии подростков-курильщиков. Примеры, приводимые в тексте, а также сюжеты иллюстраций позволяют представить жизненные перспективы таких подростков: больные лёгкие, сниженная выносливость и слабый иммунитет, тяга к курению ещё не рождённого ребёнка и др.

Очень важен для обучающихся учебный диалог на тему «Если ты куришь, значит, никаких других достоинств у тебя нет», в процессе которого они должны осознать, что курение — вредная и опасная привычка, что этим нельзя гордиться, а нужно помогать курильщикам избавиться от вредной привычки. Школьники предлагают способы оказания помощи юным курильщикам. На уроке можно изучить и обсудить плакат «Курить — здоровью вредить», который должен быть подготовлен заранее.

Алкоголь и здоровье

Подростки, как правило, народ любознательный, стремящийся во многом подражать взрослым и заниматься взрослыми делами. Привыкание к спиртному наступает в эти годы достаточно быстро, поэтому необходимо воспитывать у школьников стойкую неприязнь к выпивке, нежелание ни при каких обстоятельствах употреблять спиртные напитки. Особое внимание нужно уделить воспитанию у школьников негативного эмоционального отношения к употреблению алкоголя. Здесь на помощь учителю придёт изобразительное искусство.

Первый урок по теме целесообразно начать с учебной дискуссии, которая строится на основе обсуждения картины художника Яна Стена «Пьяницы». Замысел художника — показать неприглядность, непривлекательность людей, которые проводят свой досуг за стаканом вина. Это и является целью обсуждения. Учитель предлагает обратить внимание на позы «героев» художественного полотна, их эмоциональное состояние. Обучающиеся высказывают предположения о социальном статусе, культурном уровне, достатке этих людей, а также отвечают на вопросы: «Какие чувства вызывают такие „герои?“», «Можно ли сказать о них, что это люди опустившиеся, потерянные для общества, вызывающие отвращение?». Важно подчеркнуть такую важную сторону этого явления, как отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у людей при виде пьяниц. Кроме репродукции картины Яна Стена, можно использовать произведения живописи на эту тему художников В. Ван Гога, В. Е. Маковского, Л. И. Соломат- кина, В. В. Шульженко. Образы, созданные в изобразительном искусстве, помогут школьникам испытать глубокие отрицательные чувства по отношению к пьяным людям: неприязнь, отвращение, нежелание общаться и др. Это с большой долей вероятности может предотвратить их попадание в такую ситуацию и испытать подобное отношение к себе.

В педагогической литературе давно идут споры о том, следует ли заранее запугивать старшеклассников наглядными примерами с изображением органов людей, злоупотребляющих алкоголем, не лучше ли поберечь их психику.

Авторы данного методического пособия убеждены, что зрительное эмоциональное воздействие на личность подростка является наиболее убедительным и эффективным средством для определения и становления его отношения к обсуждаемой проблеме.

Дополнением к содержанию уроков будет анализ диаграммы, в которой представлено мнение сверстников о вреде алкоголя (около трети старшеклассников не считают алкоголь вредным). Школьники высказывают и собственное мнение по проблеме употребления спиртных напитков, а при желании рассказывают, был ли в их жизни такой опыт. Это задание они выполняют в процессе групповой деятельности.

Наркотикам и токсикомании «Нет!»

Уроки по этой теме касаются важнейшей проблемы современного общества — наркомании и токсикомании как разновидности наркомании и отношения к этим опасным явлениям. Прежде всего учитель раскрывает содержание понятий «наркотики», «наркомания», «токсикомания», «психоактивные вещества».

В процессе учебной дискуссии на основе анализа статей Уголовного кодекса Российской Федерации школьники отвечают на вопросы: «Почему за хранение и изготовление наркотиков предусматривается суровое наказание?», «Почему распространение наркотиков среди несовершеннолетних считается отягчающим обстоятельством?». Учитель рассказывает, какие наркотики наиболее распространены на территории России, каковы их характеристики и влияние на организм человека. Подчёркивает, что одной из серьёзных проблем при употреблении наркотиков является быстрое к ним привыкание.

Чтение и анализ текста учебника обеспечивают успешное проведение групповой работы, в процессе которой высказываются гипотезы о том, почему у наркомана и токсикомана начинается распад личности, изменяется характер, снижается интерес к окружающему миру и его познанию. Хорошо, если школьники сознательно и серьёзно отнесутся к обсуждению данной проблемы и раскроют своё отношение к ней.

Предметом обсуждения обязательно должна стать и токсикомания — разновидность наркомании. Главная цель учебного диалога — формирование априорного неприятия наркомании и токсикомании и психологической неуступчивости в ответ на уговоры «только попробовать». Учитель обязательно должен подчеркнуть особо страшную черту этих явлений — быстрое привыкание и попадание человека в зависимость от этих веществ. Их употребление приводит к помутнению сознания, потере ориентации, тошноте. Сильные психоактивные вещества способны вызывать бред и галлюцинации, потерю самоконтроля, нарушение мышления. При очень больших дозах могут появиться судороги, человек может впасть в кому и даже умереть. Кроме того, подросток просто может задохнуться, если вдыхание токсических веществ производится с надетым на голову полиэтиленовым пакетом.

Школьники должны знать и о том, какие признаки свидетельствуют о человеке-токсикомане. Это запавшие и красные глаза, непроходящий насморк, бессонница, жалобы на головную боль и тошноту, судороги и боль в мышцах. Кроме этого, при запущенной форме заболевания появляются нарушения в общении, неоправданная агрессия, злоба, раздражительность, резкое ухудшение успеваемости и потеря интереса к учёбе. В конце концов наступает распад личности, и уже после двух лет употребления психоактивных веществ человек превращается в физического и морального инвалида.

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Вначале учитель раскрывает понятие «чрезвычайная ситуация» и объясняет классификацию чрезвычайных ситуаций. На основе объяснения учителя и текста учебника, в котором приводится классификация чрезвычайных ситуаций, школьники составляют схему или таблицу о видах чрезвычайных ситуаций.

Затем можно предложить обучающимся выделить главные «шаги» при оповещении о чрезвычайной ситуации, которые они записывают в рабочей тетради в виде коротких и ёмких правил:

• сигнал «Внимание всем!» — это гудки предприятий и звуки сирен специальных автомобилей, курсирующих по улицам;

• услышав этот сигнал, надо включить телевизор или радиоприёмник и прослушать информацию о случившемся и порядке действий населения;

• полученные указания необходимо выполнять быстро, но без суеты и паники.

Эта работа позволяет усвоить последовательность выполнения основных мероприятий при оповещении о чрезвычайной ситуации.

Учитель особо подчёркивает, что от дисциплины людей, попавших в чрезвычайную ситуацию, от их внимательного отношения к передаваемым сообщениям, от быстрого и точного реагирования на полученные указания зависят размеры материального ущерба, численность пострадавших и тяжесть других последствий для населения и окружающей среды.

Затем предлагается групповая работа, целью которой является подготовка сообщения о какой-либо чрезвычайной ситуации. Если есть возможность, школьники при выполнении этой работы используют интернет-ресурсы либо ограничиваются иллюстрациями и текстом учебника.

Необходимо уделить серьёзное внимание и обсуждению ещё одного вопроса: о формировании психологической готовности к действиям в чрезвычайной ситуации. Паника, неуправляемое чувство страха, несоблюдение инструкций часто приводят к тому, что человек оказывается в трудных условиях и тяжёлых обстоятельствах. Учитель приводит конкретные примеры такого непродуманного, ситуативного поведения. Например, некоторые люди при пожаре пользуются лифтом, при землетрясении укрываются в постройках, не знают местонахождения электрорубильника, газовых и водопроводных кранов, не знают номера телефонов экстренных служб.

Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясения

Изучение этой темы носит ознакомительный характер для проживающих на территориях, которые не являются сейсмоопасными. А в районах, где землетрясение — явление достаточно частое, изучению этой темы нужно уделить особое внимание. Школьники должны хорошо знать признаки и особенности развития и последствий землетрясения.

Урок можно начать с просмотра видеоматериалов, которые будут сопровождаться рассказом-объяснением учителя «Что такое землетрясение и его признаки». Затем школьники читают текст учебника и анализируют его. После этого они составляют памятку «Как вести себя во время землетрясения». Для повышения мотивации при выполнении этого задания целесообразно предложить составить такую памятку для младших школьников с подробным объяснением, как вести себя в разные стадии землетрясения. Эта работа может проходить в парах, группах или индивидуально.

Школьникам будет также интересен рассказ учителя о прогнозировании землетрясений, о наиболее сейсмоопас- ных зонах Российской Федерации.

Извержение вулкана

На территории Российской Федерации находится 8,3 % действующих вулканов всей планеты, причём все они сосредоточены на Камчатке и Курильских островах. Население этих территорий составляет примерно 0,2 % от населения России, здесь отсутствуют крупные населённые пункты, поэтому изучение темы «Извержение вулкана» может носить ознакомительный характер. Обучающиеся запоминают основные признаки извержения вулкана, влияние этого извержения на состояние природной среды и живых существ, знакомятся с правилами безопасного поведения во время извержения вулкана. На уроке может быть использован рассказ-объяснение учителя, рассматривание печатного иллюстративного или видеоматериала, чтение и анализ текста учебника. Составление информационного текста-репортажа по картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» может быть предложено как дифференцированное задание на уроке или в качестве домашнего задания.

Сели, оползни, обвалы и снежные лавины

Как известно, обучение содержит в себе не только образовательный, но и развивающий аспект. Заботой учителя является формирование содержания интеллектуальной деятельности школьников, в том числе обучение их мета- предметным умениям — сравнению, анализу, обобщению, классификации. Для этого целесообразно использовать необычные познавательные ситуации, создавать «провокации», которые побуждали бы школьников опираться не на восприятие и память, а на мышление и воображение. На данном уроке можно использовать такой приём: обучающиеся анализируют предложенные учителем суждения, определяют их истинность. Например:

«Сель — это сползание по горному склону огромных масс грунта. Причина: нарушение равновесия склонов по берегам рек и водоёмов».

«Оползень — это потоки воды, наполненные минеральными веществами, возникающие как следствие ливневых дождей и бурного таяния снега».

«Основными причинами селей и оползней являются повреждение труб водопровода или переполнение водоотводящих стоков. Чтобы предотвратить сели и оползни, нужно вовремя проводить ремонтные работы, строить плотины и насыпи».

«Если получен сигнал о приближении оползня или селевого потока, необходимо укрыться в здании (лучше в подвальном помещении). Необходимо также отключить электричество и газовые горелки».

«При крутизне склонов более 45° лавины не образуются и не сходят. Наиболее опасны снежные лавины при крутизне до 30°».

На основе материала учебника школьники составляют инструкции о безопасном поведении в этих чрезвычайных ситуациях. Эта работа может выполняться в группах. Эксперты оценивают результаты деятельности одноклассников.

Ураганы, бури, смерчи, цунами

Первая часть урока — самостоятельная работа обучающихся по анализу текста учебника и выделению признаков таких опасных природных явлений, как ураган, смерч, буря. Расширить их знания поможет чтение дополнительного текста «Рассказ очевидца» из рубрики «Расширение кругозора». Если есть возможность, учитель предлагает посмотреть видеоряд (видеофильм), который позволит подросткам представить себя в этих природных явлениях и пережить ощущения и чувства, которые охватывают людей, попавших в такие ситуации.

Далее, объединившись в группы, школьники анализируют полученную информацию, обсуждают последствия стихийных бедствий и меры по борьбе с ними.

В качестве дифференцированного может быть предложено и такое задание для групп: написание словарных статей (например, «цунами», «ураган», «смерч» и др.).

Выбранная экспертная группа оценивает работу обучающихся.

Наводнения

Урок целесообразно начать с определения понятия «наводнение». Школьники, используя текст учебника, справочную литературу и материалы из Интернета, составляют определение понятия, предъявляют его классу, коллективно дорабатывают окончательный вариант.

Затем обсуждаются защитные и спасательные мероприятия, которые проводят перед наводнением и во время наводнения. Здесь могут быть использованы разные методы: рассказ-объяснение учителя, пересказ несколькими учениками текста учебника, учебный диалог. Может быть предложен и такой метод: школьники изучают текст учебника, а затем задают вопросы друг другу.

Практическое занятие может проходить в виде игры-соревнования. Класс делится на три группы, одна из них — экспертная. Проводится соревнование: кто быстрее выполнит действия, необходимые во время наводнения. Эксперты оценивают быстроту и правильность выполнения предлагаемых заданий. Например: упаковать документы в непромокаемый пакет; привязать себя и помочь товарищу привязаться к какому-нибудь прочному неподвижному предмету; снять с себя тяжёлую верхнюю одежду и др.

По результатам игры делается вывод: какая группа лучше готова к выполнению правил безопасного поведения во время наводнения.

Природные пожары

Объяснение учителя может быть построено по следующему плану: причины возникновения пожаров в лесу; человеческий фактор — главная причина лесных пожаров; последствия лесных пожаров для природной среды, населённых пунктов, людей.

Затем школьникам предлагается проанализировать иллюстративный материал и пиктограммы и определить, какие действия могут привести к возникновению пожара. Чтение текста и анализ иллюстраций позволяют школьникам выделить виды лесных пожаров и определить действия при таких пожарах.

На уроке можно обсудить проблемную ситуацию: «Почему нельзя бросать на солнцепёке осколки стекла?» Обучающиеся предлагают ответы на этот вопрос и пути решения проблемы.

Особое внимание учитель обращает на оценку обстановки при обнаружении лесного пожара: распространённость, близость дорог, наличие средств связи и т. д.

Практическое занятие, целью которого является освоение правил безопасного разведения костров, надо проводить вне школы, в месте, где разрешается развести костёр. Учитель показывает, как правильно определить место для разведения костра, как правильно развести его, как надёжно потушить костёр, чтобы не возник пожар.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Определённые представления о техногенных чрезвычайных ситуациях у школьников уже имеются, но обобщённые и систематизированные знания о том, что такое техногенная чрезвычайная ситуация, как такие ситуации классифицируют в зависимости от масштабов распространения, тяжести последствий и характера их проявления, а также о безопасном поведении, у них отсутствуют. Вместе с тем современная жизнь ставит людей перед необходимостью иметь хотя бы общее представление о чрезвычайных ситуациях и правилах безопасного поведения в таких ситуациях.

Первый урок по теме целесообразно начать с рассказа- объяснения учителя, в котором он раскрывает понятие «техногенная чрезвычайная ситуация» и причины возникновения таких ситуаций. Информацию о классификации техногенных чрезвычайных ситуаций по возможности лучше представить в наглядном виде. Например, по ходу объяснения учитель составляет таблицу (схему, схему-рисунок), в которой постепенно представляет различные виды техногенных чрезвычайных ситуаций.

Затем школьники изучают текст учебника и составляют характеристики различных чрезвычайных ситуаций: радиационных, химических, гидродинамических, взрывов и пожаров и др.

Поскольку в программном содержании этой темы много различных профессиональных терминов и определений, учитель должен обратить внимание на разъяснение значения каждого понятия. Кроме того, школьники могут обратиться к словарю в учебнике, а также использовать терминологические словари и энциклопедии. Обучающимся можно предложить самим дать определения различных терминов, а затем сверить эти определения с учебником или словарём, исправить ошибки (если они есть) и внести уточнения. Такая самостоятельная работа поможет школьникам в освоении основных ключевых понятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Отдельный урок рекомендуется провести по безопасному поведению при химических авариях и катастрофах. Чтобы материал школьниками усваивался лучше, учитель может предложить с помощью пиктограмм изобразить план действий при таких авариях. Например: значок «рупор» (обратить внимание на оповещение по радио/телевидению); значок «перечёркнутая светящаяся лампочка» (отключение электроприборов и отопления); значок «паспорт» (взять документы); значок «тёплая куртка» (быстро собрать тёплые вещи); значок «дверь» (оповестить соседей о случившемся; значок «бегущий человек» (быстро выходить из опасной зоны) и т. д.

В ходе другого урока обучающиеся выясняют, есть ли поблизости гидродинамически опасные объекты, какие населённые пункты попадают в зону возможной гидродинамической чрезвычайной ситуации, какие правила безопасности следует соблюдать людям, попавшим в зону затопления.

По этой теме рекомендуется предложить школьникам выполнить проект, работа над которым расширит их представления о техногенных чрезвычайных ситуациях.

Интересной групповой работой для обучающихся может стать составление инструкции «Общие правила эвакуации» (это задание может быть дано и в качестве домашнего), в процессе её выполнения ученики обобщат и систематизируют полученные знания. Выбранная экспертная комиссия проанализирует и оценит результаты деятельности всех групп.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм

Учитель прежде всего раскрывает содержание понятий «экстремизм» и «терроризм» и подчёркивает, что эти понятия связаны с другими, такими как «нетерпимость», «вражда», «ненависть», «расправа», «уничтожение».

Экстремизм угрожает свободам и безопасности людей. Это одно из проявлений политического и общественного противостояния. Терроризм представляет собой крайнюю форму экстремизма. Следствие этих опасных социальных явлений — напряжённость, страх, кровавые конфликты.

Особо следует подчеркнуть психологические и социальные причины появления экстремизма: неудовлетворённость человека своей жизнью, нестабильность социальной ситуации, личные качества человека — эгоизм, завышенная самооценка, стремление подчинять себе других и т. п.

При изучении темы можно провести учебную дискуссию «Чем опасен экстремизм». Очень хорошо, если педагог подберёт соответствующие видео- и/или фотоматериалы, обсудит с учениками эмоциональное состояние и внешнюю неприглядность экстремистов (перекошенные от злобы лица, раскрашенные тела, враждебные, оскорбительные и агрессивные тексты плакатов и др.). Учитель должен хорошо понимать, что школьников необходимо убедить в невозможности понять и принять экстремистские идеи, в необходимости не только словесно осуждать их, но и всеми возможными законными способами и средствами бороться с ними. Можно предложить ученикам обсудить российский фильм «Белая стрела», в котором рассказывается о борьбе героев фильма с отрицательными социальными явлениями, в том числе и с экстремизмом. Много вопросов у школьников вызовут формы борьбы этих «героев»: они пользуются незаконными методами — физически уничтожают враждебные обществу элементы. В результате обсуждения фильма участники дискуссии должны прийти к выводу, что борьба с экстремизмом и терроризмом — дело всего общества, государства и каждого гражданина. От них зависит, исчезнут ли эти опасные явления современного общества. Вместе с тем школьники должны усвоить, что с беззаконием нужно бороться только законными методами.

На уроке целесообразно обсудить различные проявления экстремизма и терроризма.

Школьникам можно предложить составить план действий:

• при обнаружении подозрительного предмета;

• при угрозе взрыва в местах массового скопления людей и в случае, если взрыв произошёл;

• при захвате заложников и при проведении операции по их освобождению;

• в случае взрыва в жилом доме.

Обучающиеся должны быть готовы проявлять бдительность при посещении крупных массовых мероприятий, спортивных соревнований, гала-концертов и т. п. Учитель подчёркивает, что не нужно быть подозрительными, но проявлять бдительность просто необходимо. Необходимо постараться запомнить внешний вид, особые приметы, одежду, походку, манеру разговаривать, людей, ведущих себя странно, неадекватно и подозрительно.

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму

Уроки по этой теме формируют у школьников представление об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в области противодействия экстремизму и терроризму. Первый из этих уроков целесообразно посвятить работе с нормативными правовыми документами (федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму»), а для второго рекомендуется выбрать особую форму проведения — беседу со специалистом, который расскажет об особенностях борьбы с экстремизмом и терроризмом. В ходе диалога школьники задают интересующие их вопросы, рассматривают иллюстративный материал. Если организация такой встречи невозможна, то учитель проводит урок в форме лекции-беседы с обучающимися.

Национальная безопасность России

Данная тема достаточно сложна для школьников, потому что они не всегда внимательно следят за событиями в стране и мире, поэтому, как правило, не способны увидеть целостную картину происходящего. Урок целесообразно начать с определения понятия «национальная безопасность». Затем обучающиеся высказывают своё мнение о целях и содержании деятельности государства в области национальной безопасности и обосновывают его. Лекция-беседа учителя обобщает высказывания учеников.

Необходимо обратить внимание школьников на следующие положения:

• впервые в официальных документах Российской Федерации термин «национальная безопасность» появился лишь в 1996 г. в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. После этого была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

• в государственных документах подтверждается, что идея национальной безопасности не сводится только к защите интересов государства и его граждан, а выступает как условие устойчивого демократического развития страны;

• национальная безопасность включает в себя укрепление конституционного строя, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, материальных и духовных ценностей общества;

• важным элементом национальной безопасности является соблюдение прав и свобод каждой личности;

• государство обладает монополией на легитимное насилие и располагает для этого специальными силами и средствами.

Учитель предлагает обучающимся обсудить долгосрочные национальные интересы России, суть которых сводится к трём содержательным блокам: процветание народа; защита и обустройство территории его проживания; развитие национальной культуры. Основными универсальными ценностными ориентирами для нашей страны являются гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика.

Ключевым элементом системы ценностей в Конституции Российской Федерации провозглашён человек, его права и свободы определены как высшая ценность.

В конце занятия можно предложить школьникам изучить и оценить информацию, в которых раскрывается структура, сущность и содержание системы национальной безопасности в Российской Федерации.

Урок обобщения

Для урока обобщения рекомендуется выбрать нестандартную форму организации занятия. Это может быть конференция, круглый стол, диспут, дискуссионный клуб и т. д. Такой подход позволит не только проверить знания школьников, но и определить наличие или отсутствие интереса к обсуждаемым проблемам. Например, интересно может пройти круглый стол на тему «Основы безопасности жизнедеятельности — актуальный предмет для старших подростков». Обучающиеся должны подготовить вопросы к участникам по пройденному материалу, предложить для обсуждения актуальные проблемы и «провокационные» суждения и т. п. Участники круглого стола выслушивают и оценивают сообщения-репортажи о событиях и явлениях, происходящих в природе и обществе, которые вызывают необходимость применять знания и умения из курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Проведённая игра-соревнование покажет уровень сформированных практических умений подростков. В неё могут быть включены задания, которые уже выполняли ученики в течение года на практических занятиях.




Наверх