Методические пособия для учителя среднего общего образования



Методическое пособие. Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины). Базовый уровень. 10—11 классы. Автор Ким С. В.


Введение


Предлагаемое пособие разработано автором для методической поддержки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» в помощь учителю, работающему в условиях применения образовательных стандартов в современной школьной практике. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предполагает новый подход к разработке методического сопровождения учебной деятельности школьников и обучающей деятельности педагога по формированию культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) личности и общества в современной среде обитания.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу, в которую обязательной составляющей входит интегрированный курс «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» на всех этапах школьного обучения детей и подростков.

Учителю предоставлена самостоятельность в подготовке программно-методического обеспечения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» с учетом требований ФГОС к содержанию обучения, личностным и метапредметным результатам его освоения. Как правило, педагог опирается на имеющийся положительный собственный опыт или опыт коллег по реализации программ и методов обучения. Новая программа, как правило, является скорректированным вариантом старой (типовой или проверенной практикой авторской программы), поэтому быстро проходит утверждение методическим советом школы и реализуется самим разработчиком на практике.

Однако новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» в современной школе определяют задачу его инновационного проектирования при гармоничном сочетании традиционных и новых дидактических средств: репродуктивных и продуктивных технологий обучения, развития, воспитания личности. Компетентностный и личностно-деятельностный подходы определены методологическими доминантами проектирования и применения содержания обучения, видов, форм и методов организации процесса формирования компетентности и культуры личности школьника по безопасному поведению и деятельности в современной среде обитания.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательной практики позволило авторам выявить ключевые подходы в теории и практике преподавания предмета и предложить педагогам методические рекомендации по коррекции профессиональной деятельности с учетом требований ФГОС к ее организации.

В первой части пособия рассматриваются «Новые подходы к проектированию и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в современной информационной образовательной среде», а также основные составляющие научно-методического обеспечения профессиональной деятельности современного учителя по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»:

• педагогическое целеполагание и планирование образовательных результатов школьников согласно учебному плану образовательной программы курса, плану проведения конкретного занятия, плану промежуточного и итогового контроля;

• педагогическое проектирование учебно-воспитательной деятельности в рамках разных видов и форм организации учебного занятия в целях достижения метапредметных, предметных и личностных результатов средствами учебного предмета;

• педагогическое сопровождение учебного процесса в разных формах организации познавательной деятельности школьников;

• педагогическое самоисследование эффективности профессиональной деятельности;

• педагогическое самообразование, научно-методическое и общекультурное развитие специалиста по образованию.

В пособии раскрываются требования ФГОС, определяющие образовательные цели, задачи, принципы, методы интеграции содержания авторского курса «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» для 10—11 классов основной общеобразовательной школы. Научно-методические рекомендации касаются вопросов качества организации учебно-познавательной деятельности школьников через применение репродуктивных и продуктивных методов обучения; формирующего оценивания образовательных результатов школьников; анализа педагогической эффективности подготовки и управления образовательным процессом; особенностей профессионально-личностного развития педагога, учета психолого-педагогических особенностей старшеклассников.

Далее в пособии представлены методические рекомендации учителю по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при освоении основной образовательной программы и в системе дополнительного образования. Рассматриваются условия развития ИКТ-компетентности школьников и рекомендации по оснащению учебного занятия, создания психологически комфортной и безопасной адаптивной образовательной среды.

Автор пособия не ставил перед собой задачу полноценного рассмотрения всех сложностей и проблем обеспечения качества педагогической практики. Описанные способы и инструменты педагогического труда требуют индивидуального осмысления, творческого, осторожного применения и коррекции на основе обратной связи. Ваша педагогическая миссия — воспитание культуры сохранения самых главных ценностей человека и общества — здоровья, жизни, безопасности. Успехов вам, дорогие коллеги!


Содержание


Введение

Компетентностный и системно-деятельностный подходы в личностно-ориентированном среднем общем образовании

Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности школьников в информационной образовательной среде учебного занятия: стратегия, дидактические ресурсы

Методические рекомендации по разработке учебного занятия и оценке его педагогической эффективности

Методические рекомендации по реализации программного содержания учебно-познавательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» в 10—11 классах

Методические рекомендации по планированию, достижению и оценке образовательных результатов с учетом возрастных особенностей обучающихся

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Словарь терминов и понятий

Литература

Нормативно-правовые документы Российской Федерации

Информационные ресурсы Интернета




Наверх