Методические пособия для учителя среднего общего образования



Методическое пособие. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы. Автор Ким С. В.


Введение


Предлагаемое пособие разработано автором для методической поддержки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в помощь учителю, работающему в условиях применения образовательных стандартов в современной школьной практике. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предполагает новый подход к разработке методического сопровождения учебной деятельности школьников и обучающей деятельности педагога по формированию культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества в современной среде обитания.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу, в которую обязательной составляющей входит интегрированный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» на всех этапах школьного обучения детей и подростков.

Учителю предоставлена самостоятельность в подготовке программно-методического обеспечения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом требований ФГОС к содержанию обучения, личностным и метапредметным результатам его освоения. Как правило, педагог опирается на имеющийся положительный собственный опыт или опыт коллег по реализации программ и методов обучения. Новая программа, как правило, является скорректированным вариантом старой (типовой или проверенной практикой авторской программы), поэтому быстро проходит утверждение методическим советом школы и реализуется самим разработчиком на практике.

Однако новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной школе определяют задачу его инновационного проектирования при гармоничном сочетании традиционных и новых дидактических средств: репродуктивных и продуктивных технологий обучения, развития, воспитания личности. Компетентностный и личностно-деятельностный подходы определены методологическими доминантами проектирования и применения содержания обучения, видов, форм и методов организации процесса формирования компетентности и культуры личности школьника по безопасному поведению и деятельности в современной среде обитания.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательной практики позволило авторам выявить ключевые подходы в теории и практике преподавания предмета и предложить педагогам методические рекомендации по коррекции профессиональной деятельности с учетом требований ФГОС к ее организации.

В первой части пособия рассматриваются «Новые подходы к проектированию и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в современной информационной образовательной среде», а также основные составляющие научно-методического обеспечения профессиональной деятельности современного учителя по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

• педагогическое целеполагание и планирование образовательных результатов школьников согласно учебному плану образовательной программы курса, плану проведения конкретного занятия, плану промежуточного и итогового контроля;

• педагогическое проектирование учебно-воспитательной деятельности в рамках разных видов и форм организации учебного занятия в целях достижения метапредметных, предметных и личностных результатов средствами учебного предмета;

• педагогическое сопровождение учебного процесса в разных формах организации познавательной деятельности школьников;

• педагогическое самоисследование эффективности профессиональной деятельности;

• педагогическое самообразование, научно-методическое и общекультурное развитие специалиста по образованию.

В пособии раскрываются требования ФГОС, определяющие образовательные цели, задачи, принципы, методы интеграции содержания авторского курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов основной общеобразовательной школы. Научно-методические рекомендации касаются вопросов качества организации учебно-познавательной деятельности школьников через применение репродуктивных и продуктивных методов обучения; формирующего оценивания образовательных результатов школьников; анализа педагогической эффективности подготовки и управления образовательным процессом; особенностей профессионально-личностного развития педагога, учета психолого-педагогических особенностей старшеклассников.

Далее в пособии представлены методические рекомендации учителю по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при освоении основной образовательной программы и в системе дополнительного образования. Рассматриваются условия развития ИКТ-компетентности школьников и рекомендации по оснащению учебного занятия, создания психологически комфортной и безопасной адаптивной образовательной среды.

Автор пособия не ставил перед собой задачу полноценного рассмотрения всех сложностей и проблем обеспечения качества педагогической практики. Описанные способы и инструменты педагогического труда требуют индивидуального осмысления, творческого, осторожного применения и коррекции на основе обратной связи. Ваша педагогическая миссия — воспитание культуры сохранения самых главных ценностей человека и общества — здоровья, жизни, безопасности. Успехов вам, дорогие коллеги!


Содержание


Введение

Компетентностный и системно-деятельностный подходы в личностно-ориентированном среднем общем образовании

Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности школьников в информационной образовательной среде учебного занятия: стратегия, дидактические ресурсы

Методические рекомендации по разработке учебного занятия и оценке его педагогической эффективности

Методические рекомендации по реализации программного содержания учебно-познавательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10—11 классах

Методические рекомендации по планированию, достижению и оценке образовательных результатов с учетом возрастных особенностей обучающихся

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Словарь терминов и понятий

Литература

Нормативно-правовые документы Российской Федерации

Информационные ресурсы Интернета




Наверх