Методические пособия для учителя среднего общего образования



Методическое пособие к учебникам под ред. Ю. Л. Воробьёва «Основы безопасности жизнедеятельности». Базовый уровень. 10—11 классы. Автор Петров С. В.


Введение
Роль и место курса ОБЖ в системе общего образования


В XXI веке во многих странах возникают конфликты, стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, эпидемии и пандемии, совершаюся акты терроризма и иные опасные преступления. Трагические события в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Москве наглядно показали важную роль знания основ безопасности жизнедеятельности для выживания в различных опасных ситуациях, например при возникновении пожаров, массовых заболеваний и отравлений, травматизма и правонарушений. Наличие охраны и технических средств еще не гарантирует безопасности, если учащиеся, родители и педагоги сами не готовы к адекватным действиям.

Факты свидетельствуют, что в возникновении многих опасных и чрезвычайных ситуаций повинен сам человек. По статистике, этот так называемый человеческий фактор вызывает или провоцирует до 90% всех техногенных и до 30% негативных последствий от природных опасностей. Создаются недостаточно надежные технические устройства и конструкции, нередко нарушаются технологии производства и инструкции по безопасной эксплуатации. Персонал не всегда своевременно реагирует на предпосылки к происшествиям, не исправляет выявленные недостатки.

Некоторые производители своими прямыми, осознанными действиями или косвенно губят окружающую природную среду. Все это закономерно оборачивается авариями и катастрофами, загрязнением воздуха, воды, почвы, продовольствия и иных элементов окружающей среды.

Для уменьшения опасностей и снижения тяжести их последствий необходимо, чтобы каждый человек действовал разумно, грамотно, был ответственным и дисциплинированным.

Необходимо, чтобы мы по-новому смотрели вокруг себя и знали, как не допустить опасных событий, чтобы не пострадать от них. Иначе говоря, для уменьшения имеющихся опасных факторов требуется вырабатывать новое современное мировоззрение, формировать специфическую культуру безопас-ного поведения человека — культуру безопасности жизнедеятельности, важную часть общей культуры человека.

Культурный человек должен быть не только образован в области науки, искусства, этикета, быть примером опрятности, вежливости, но и обязан осознавать и понимать опасности природной и социальной среды, быть аккуратным и ответственным в своих поступках и профессиональной деятельности, владеть способами и приемами самозащиты и оказания помощи себе и окружающим в опасных ситуациях.

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде, закономерности их последствий и способы защиты от них.

В государстве с высокой культурой безопасности жизнедеятельности создаются максимально возможные условия для того, чтобы в случае неблагоприятных событий люди были своевременно оповещены об опасности, защищены всеми возможными способами, силами и средствами, чтобы им на помощь пришли специальные службы и органы власти государства, а потери были компенсированы.

Культура безопасности жизнедеятельности — это такой уровень развития человека и общества, при котором безопасность воспринимается как личная и социальная ценность, граждане владеют основами безопасного поведения и обладают средствами и технологиями защиты от угроз и опасностей во всех сферах своей жизнедеятельности.

Все эти сферы перечислены в ст. 31 Стратегии национальной безопасности: природная, техническая, социальная (и их составляющие: информационная, семейно-бытовая, продовольственная, экономическая, транспортная, военная, научно-образовательная, культурная и иные). C текстом этого документа рекомендуем ознакомиться до начала работы с дан-ным пособием и затем использовать его фрагменты и разделы при подготовке к урокам по соответствующим темам.

Культура безопасности жизнедеятельности крайне необходима для здоровья и благополучия личности, общества и государства. Поэтому все органы власти, общественные институты и граждане заинтересованы в ее формировании у населения. Наиболее эффективным способом является формирование необходимых знаний, умений и навыков ОБЖ путем реализации образовательных программ и технологий обучения именно в школе.

Автор выражает благодарность издательству и своим коллегам: А. Т. Смирнову, В. Н. Латчуку, С. К. Миронову, М. И. Мишину, М. В. Юрьевой и другим за добрые советы и предоставленные материалы. Особая благодарность президенту Международной академии наук экологии и БЖД, заслуженному деятелю науки РФ, доктору технических наук, профессору О. Н. Русаку.




Наверх