Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Вариант 1






Пояснительная записка


Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — Программа ОБЖ) позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности

Программа в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация — и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах

Федеральная рабочая программа обеспечивает:

• формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;

• достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;

• взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего образования;

• подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни

В федеральной рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования

Вариант 1

Модуль № 1 «Основы комплексной безопасности»

Модуль № 2 «Основы обороны государства»

Модуль № 3 «Военно-профессиональная деятельность»

Модуль № 4 «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций»

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность»

Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

Модуль № 7 «Основы здорового образа жизни»

Модуль № 8 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»

Модуль № 9 «Элементы начальной военной подготовки»

Вариант 2

Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»

Модуль № 2 «Безопасность в быту»

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»

Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»

Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»

Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»

Модуль № 7 «Безопасность в социуме»

Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»

Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»

В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования Федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать»

Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей

Материал, изложенный в модулях «Основы обороны государства», «Военно-профессиональная деятельность», «Элементы начальной военной подготовки», поможет юношам получить представление о службе в Вооружённых Силах Российской Федерации и подготовиться к прохождению военных сборов Главное, что при изучении учебного предмета ОБЖ старшеклассники получают информацию о порядке постановки на военный учёт, о том, как организуется допризывная подготовка юношей

Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 ч

Рабочая программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни

Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»

Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни

В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций Такой подход содействует воспитанию, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства

В соответствии с учебным планом на изучение предмета отводится 68 ч (по 34 ч в каждом классе).

Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10 классах организуются учебные военные сборы Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются и проводятся преподавателями ОБЖ На учебные сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов


ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:

• понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование принципов и навыков антиэкстремистского и антитеррористического поведения, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для общества;

• формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, другим проявлениям асоциального поведения; формирование умения безопасно для себя и окружающих пользоваться источниками информации, критически относиться к источникам информации и их содержанию; формирование умения принимать решения, анализировать ситуации с целью предупреждения опасных ситуаций или избежания риска попасть в подобные ситуации;

• способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;

• знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 ч в 10—11 классах При этом порядок освоения программы определяется образовательной организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных, этнических и других), а также бытовых и других местных особенностей

Помимо изучения учебного предмета ОБЖ в образовательной организации в 10 классах организуются учебные военные сборы Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» учебные сборы организуются и проводятся преподавателями ОБЖ На учебные сборы отводится 5 дней объёмом 35 учебных часов




Наверх