Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»
Вариант 2
Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» (далее — Программа ОБЖ (ОБЗР)) позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)
Программа в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета ОБЖ (ОБЗР), системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация — и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах
Федеральная рабочая программа обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины), соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровнях основного общего и среднего общего образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в повседневной жизни
В федеральной рабочей программе содержание учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) структурно представлено двумя вариантами реализации содержания, состоящими из отдельных модулей (тематических линий), обеспечивающих системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Вариант 1
Модуль № 1 «Основы комплексной безопасности»
Модуль № 2 «Основы обороны государства»
Модуль № 3 «Военно-профессиональная деятельность»
Модуль № 4 «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций»
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность»
Модуль № 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 7 «Основы здорового образа жизни»
Модуль № 8 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Модуль № 9 «Элементы начальной военной подготовки»
Вариант 2
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в современном обществе»
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать»
Программа предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др ) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ (ОБЗР) определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации , Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года , Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
Указ Президента Российской Федерации 2 июля 2021 г № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст 5351)
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 30, ст 4884)
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 12 2017 г № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Современный учебный предмет ОБЖ (ОБЗР) является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов Научной базой учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках Это даёт возможность формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) несколько скорректированы Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования Изучение ОБЖ (ОБЗР) направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины), что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решения в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10—11 классах При этом порядок освоения программы определяется образовательной организацией, которая вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) и количество часов для их освоения Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных, этнических и др ), а также бытовых и других местных особенностей