Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-9 классов, к предметной линии учебников под редакцией С. Н. Егорова





Пояснительная записка


Обстановка, складывающаяся в стране в области национальной безопасности, в связи с реальными внешними и внутренними угрозами и чрезвычайной ситуацией биолого-социального характера — пандемией, потребовала пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с социальными ситуациями — экстремизмом и терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Настоящая примерная рабочая программа отражает модульную структуру содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и написана в соответствии с нормативно-правовыми актами в области безопасности жизнедеятельности, действующими в Российской Федерации, и на основе совокупных требований, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

При разработке программы авторы опирались на положения следующих основополагающих государственных документов (в последних редакциях):

• Конституции Российской Федерации;

• Федерального государственного стандарта основного общего образования;

• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

• Правил дорожного движения Российской Федерации;

• Семейного кодекса Российской Федерации;

• Уголовного кодекса Российской Федерации;

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федерального закона «О гражданской обороне»;

• Федерального закона «О радиационной безопасности населения»;

• Федерального закона «О пожарной безопасности»;

• Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

• Федерального закона «О противодействии терроризму»;

• Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Настоящая примерная рабочая программа предназначена для формирования у обучающихся в 5—9 классах основ индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер деятельности на современном этапе. В процессе освоения данной примерной рабочей программы по ОБЖ обучающиеся приобретут необходимые знания, умения, навыки и сформируют компетенции для обеспечения безопасной жизнедеятельности в обществе в условиях современного мира, в том числе с учётом региональных особенностей.

Учитывая положения Концепции преподавания основ безопасности жизнедеятельности, при разработке программы авторский коллектив использовал сочетание новых и традиционных подходов к изучению вопросов комплексной безопасности личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в социальной среде: противодействие вовлечению в деструктивные молодёжные сообщества, обеспечение информационной безопасности, а также защита прав потребителей и др. Особое внимание уделяется анти- экстремистской и антитеррористической безопасности, а также общегосударственной системе защиты личности, общества, государства от террористических угроз.

Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основная цель программы — научить подростков предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать со знанием дела.

Достижение планируемых результатов реализуется путём решения ряда учебных задач, которые определяют общие направления формирования содержания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках отдельных положений стратегических национальных приоритетов, определённых Стратегией национальной безопасности Российской Федерации(2021): сбережение народа России и развитие человеческого потенциала; оборона страны; государственная и общественная безопасность; информационная безопасность; экономическая безопасность; научно-технологическое развитие; экологическая безопасность и рациональное природопользование; защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти; стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

В ходе освоения примерной рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности обучаемые сформируют индивидуальные социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях окружающего мира.

Обращаем внимание преподавателей, что рабочая программа обеспечивает полное изучение курса в 5—9 классах и создана с учётом современных вызовов в области противодействия угрозам жизни и здоровью человека.

Предлагаемая вашему вниманию программа определяет объём учебного материала по предмету, даёт примерное распределение учебных часов по учебным модулям (всего 14 модулей), разделам и темам предмета и может быть использована в качестве основы для разработки рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной организации.

При разработке рабочей программы общеобразовательной организацией возможны некоторые изменения и дополнения (в рамках требований ФГОС ООО) с учётом региональных особенностей и возможностей общеобразовательной организации.




Наверх