Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» для обучающихся 10-11 классов (вариант 1)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» (предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)») – (далее – программа ОБЖ (ОБЗР)) разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Содержание программы ОБЖ (ОБЗР) выстроено в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, преемственности приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины).
Программа ОБЖ (ОБЗР) обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЖ (ОБЗР), системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) при переходе с уровня основного общего образования; продолжения освоения содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЖ (ОБЗР) обеспечивает:
• формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
• достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины), соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
• взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровнях основного общего и среднего общего образования;
• подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) структурно представлено отдельными модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
ОБЖ (ОБЗР) является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучение ОБЖ (ОБЗР) направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины), что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)»
Целью изучения ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины) в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
• способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
• знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ (ОБЗР) на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).