Программа основного общего образования «Технология. Технический труд»
Автор В. М. Казакевич, доктор педагогических наук, профессор
Содержание рабочей программы
Результаты изучения предмета
Тематическое планирование 5 класс
Тематическое планирование 6 класс
Тематическое планирование 7 класс
Тематическое планирование 8 класс
Результаты изучения предмета
Изучение технологии в основной школе по направлению «Технический труд» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации.
6. Становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности.
7. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
8. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
9. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
10. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
11. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
12. Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
2. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
3. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
6. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.
7. Виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов, объектов.
8. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
9. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.
10. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
11. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.
12. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
13. Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
14. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
15. Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
16. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
17. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
18. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
5) классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
6) распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
7) владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
8) применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
9) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
10) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
3) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
4) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
5) проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
6) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
7) соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
8) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
9) обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
10) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
11) подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
12) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
13) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
14) документирование результатов труда и проектной деятельности;
15) расчет себестоимости продукта труда;
16) экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) оценка своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
3) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
4) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
5) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
6) осознание ответственности за качество результатов труда;
7) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
8) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское проектирование технического изделия;
2) моделирование художественного оформления объекта труда;
3) разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
4) эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
5) опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
1) формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
2) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
3) оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
4) публичная презентация и защита проекта технического изделия;
5) разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
6) потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физической сфере:
1) развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
2) достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса учащиеся должны
• знать: основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• уметь: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально по заданным образцам контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.