Технология. Технический труд. 5 - 8 классы. Методическое пособие. Авторы В.М. Казакевич, Молева Г.А.
Содержание методического пособия
Содержание, реализуемое с помощью линии учебников
Тематическое планирование по классам и разделам учебников
Информационно-образовательная среда линии
Способы проверки достижения результатов обучения
Способы проверки достижения результатов обучения
При изучении курса технологии (технический труд) осуществляется комплексный контроль универсальных учебных действий учащихся, который включает текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения темы или раздела курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, практические и творческие работы, работа над проектом. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются трудовая деятельность учащихся и результаты проектной деятельности.
Диагностика результатов личностного развития предполагает проявление учеником качеств своей личности, оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Все это достаточно интимная сфера, поэтому проводить такую диагностику следует только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Достижение предметных результатов обучения контролируется, в основном, в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, практических работ. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме или творческие проекты.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися практических или творческих работ. При этом отслеживается умение учащихся выявить проблему, поставить цель работы, сформулировать гипотезу, выявить требования к объекту проектирования, предложить различные варианты решения проблемы, выбрать наилучший вариант, составить план выполнения работы (исследования, наблюдения), подобрать материалы и инструменты, представить результаты работы в виде элемента изделия, сделать выводы, подготовить технологическую документацию и выполнить технологические операции с учетом использования набора материалов и инструментов, проводить самоконтроль выполненной работы, производить и записывать результаты измерений с учетом особенностей изделия, осуществлять экономическую и экологическую оценку выполненной работы, изучение возможностей использования результатов проектирования. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, творческих проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи технологии с другими предметами.
Результаты обучения | Вид проверки | Методы и формы проверки | Проверяемые знания и действия |
Предметные | Текущая | Устный опрос. Письменные задания и практические работы. Тестирование | Представления о технике и технологии, о роли предмета «Технология»; о влиянии технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека. Первоначальные представления о современном производстве; мире профессий, способах получения, обработке, хранении и использовании технической информации; о методах, и средствах преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды. Применение научных методов познания, навыков созидательной, преобразующей, творческой деятельности, простых экспериментальных исследований; знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; информационных технологий в производстве и сфере услуг. Понимание технологической культуры и принципов действия (работы) машин и механизмов, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, их влияния на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф. Осознание необходимости применения достижений науки и техники для рационального природопользования. Овладение основами черчения, графики, дизайна; навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и в продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления; организации рабочего места; проектной деятельности; экономической и экологической грамотности, бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам. Умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний технологических процессов. Представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов |
Рубежная | Практические работы. Тестирование. Контрольные и лабораторно-практические работы | ||
Итоговая | Зачеты. Письменные проверочные работы. Защита рефератов и проектов | ||
Метапредметные | Текущая | Устный опрос | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; строить рассуждения осуществлять актуализацию жизненного опыта. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельно выполнять различные творческие работы по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение оценивать правильность выполнения учебной или трудовой задачи, способы решения на основе заданных алгоритмов собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительную или социальную значимость. Умение организовывать учебное сотрудничество и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для решения познавательных и творческих задач. Обладать экологическим мышлением, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдать безопасные приемы познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда |
Рубежная | Контрольные и лабораторно-практические работы | ||
Итоговая | Защита рефератов, выполнение творческих и исследовательских проектов | ||
Личностные | Текущая | Участие в дискуссии во время устной беседы. Учет качества выполнения домашних заданий | Ответственное отношение к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах дея тельности, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; чувство ответственности и долга перед Родиной, бережное и экономное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. |
Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, а может быть использовано самостоятельное оценивание своих результатов по картам пооперационного контроля. В таблице выставляют баллы за ответы и выполнение заданий, а затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому параметру приписано определенное число баллов.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио), который призван обеспечить самое главное — комплексную оценку результатов, общую характеристику возможностей, приобретенных учеником, — его личностные, метапредметные и предметные результаты.