Технология
Создание анимации в программе «Мульти - Пульти»
«Основы мультипликации» для 1 и 2 класса начального общего образования
Автор программы: Микулова Л.В.
Пояснительная записка
Программа кружка «Основы мультипликации» для 1 и 2 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО. Основное направление программы – художественно - эстетическое и нацелена на создание короткометражных мультфильмов с помощью конструктора мультфильмов «Студия Мульти-Пульти», а также в программе Power Point.
Данная программа представляет собой курс, предназначенный для работы с детьми, которые прошли курс обучения по программе «Увлекательный мир информатики» и хотят не просто играть или набирать текст на компьютере, а желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ, учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.
Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение. На занятиях кружка дети шаг за шагом создают собственный проект (мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.), например, «Сказочный лес», «Подводный мир», «Деревенский пейзаж» и так далее. Творчество детей проявляется в создании своей сказки, стихотворения, рассказа. Поэтому работы каждого ребенка уникальны и неповторимы. Такие занятия создают условия для самостоятельной творческой деятельности.
В процессе обучения дети:
• знакомятся с разными видами искусства, такими, как кинематограф, театр, комиксы, изобразительное искусство;
• знакомятся с разными видами деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка;
• учатся работать с разными программами и оборудованием (Word, Movie Maker, Internet, видеокамера, цифровая камера, принтер, сканер, планшет и т.д.);
• применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе;
• учатся организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать);
• осознают, что компьютер предназначен не только для развлечений (человек - потребитель), а также для самореализации (человек - созидатель).
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.
Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Начало работы заключается в ознакомлении детей с техникой безопасности при работе в кабинете информатики. Обучающиеся уже освоили работу в графическом редакторе PAINT. Дети могут рисовать и сохранять файлы в графическом редакторе, создавать анимации из созданных ими же рисунков. Далее дети учатся создавать сначала маленькие рисованные фильмы, а затем более сложные, большие по времени воспроизведения и озвученные. Для этого следует научить работать в Movie Maker. Здесь больше возможности проявить себя в подаче материала, творческом оформлении. Кроме этого, создавая проект по какому-либо предмету, учащийся глубже вникает и в другие предметы, например, географии или биологии. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.
Данная программа рассчитана на 1 год, 34 учебных часа и предназначена для детей 8 – 11 лет, которые постоянно посещают занятия. Занятия проходят 1час в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Основное содержание
Введение (1ч.)
Всё о мультипликации (5 ч.)
Вводная тема: «Путешествие в мир мультипликации». Вводная беседа о правилах поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Гимнастика для глаз и рук. Немного об истории анимации. Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? (Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации). Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов.
Дидактические формы: виртуальная экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильма.
Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук, киноискусство, информатика.
Cоздание мультфильма в программе Power Point (7 ч.)
Основные возможности программы по созданию анимации. Создание анмации на заданную тему.
Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти» (21 ч.)
Работа с конструктором мультфильмов «Мульти – Пульти». Цель раздела - приобрести навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе.
Создаём сюжет мультфильма. (в Microsoft Word). Комбинированный документ «Сказка с картинками». Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. Конструктор мультфильмов «Мульти – Пульти». Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов. Обобщающее занятие по теме «Создание мультфильмов и живых картинок» - «Мультфестиваль».
Межпредметные связи: физическая культура и здоровье – гимнастические упражнения для рук, киноискусство – дети берут на себя разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д., русский язык и литературное чтение – самостоятельно пишут сценарий, придумывают сюжет.
В результате с работой в данной программе у учащихся происходит:
• развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации, героев, расставить их по своим местам, заставить двигаться.
• развитие воображения – в распоряжении ребенка различные герои, музыка, смешные звуки. Все эти отдельные образы необходимо преобразовать в целостное и законченное действие, сочинить собственную сказку.
• знакомство с технологией создания мультфильмов – мультипликатору предоставляется настоящая студия мультипликации, в которой он сможет смонтировать мультфильм, озвучить его, добавить титры и записать на диск.
• формирование чувства композиции и художественно-графических умений, навыков конструирования и проектирования – параллельно с работой за компьютером учащимся необходимо смоделировать будущий мультфильм, нарисовать эскизы и будущих героев.
• приобщение к творческому процессу и развитие терпения и трудолюбия – на создание простейшего мультфильма уйдет минут 20, но для того, чтобы сделать законченный мультфильм, необходимо много потрудиться.
• развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и освоение средств информационных технологий.
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.
Цель курса: создать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, потребности в умении учиться через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности в процессе совместной деятельности по созданию мультфильмов.
Задачи:
• овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности.
• освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
• создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред (создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);
• ознакомление со способами организации и поиска информации;
• создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
• освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
• формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
• воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
• воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
• практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
• воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Мотивация и ценность для ребёнка:
• удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интереснее, убедительнее, увлекательнее сообщить (показать и рассказать) что-то другому;
• возможность свободно оперировать своей коллекцией видеоизображений в соответствии с образовательной задачей, участвовать в увлекательной работе по созданию коротких видеосюжетов;
• освоение любимого детского жанра видеопродукции, возможность попробовать себя в разных ролях: кукольника, декоратора, режиссёра, оператора, актёра, озвучивающего персонажи, и т.д.
• освоение привлекательной технологии компьютерной анимации и возможность её самостоятельного использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных.
Основная деятельность: создание мультфильмов путём формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности, а также, путём непосредственного пространственно-временного редактирования; создание видеосочинения с аудиосопровождением и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей.
Формы и методы обучения: лекции, групповые занятия, индивидуальные занятия, демонстрация-объяснение, практические занятия, фото и видеосъёмки на природе или персонажей с декорацией, экскурсии.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Название темы (количество часов), тема занятия | Дата |
1 |
Введение ( 1 час) Компьютер и безопасность. |
|
2 |
Всё о мультипликации(5 ч.) Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» |
|
3 | Немного об истории анимации. | |
4 | Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? | |
5 | Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? | |
6 | Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов | |
7 |
Создание мультфильма в программе Power Point (7 часов) Основные возможности программы по созданию анимации. |
|
8 | Создание сюжета анимации. Создание файлов-заготовок. | |
9 | Создание анимации «Распускающийся цветок» | |
10 | Создание анимации «Подводный мир» | |
11 | Создание анимации «Прогулка на лугу» | |
12 | Создание мультфильма «Пешеходный переход» | |
13 | Создание мультфильма «Пешеходный переход» | |
14 - 16 |
Конструктор мультфильмов «Мульти - Пульти» (21 ч.) Создаём сюжет мультфильма (в Microsoft Word). Комбинированный документ «Сказка с картинками» |
|
17 | Завершение работы над проектом «Сказка с картинками» | |
18 | Основные операции при создании анимации. Выбор фона. Работа с предметами. | |
19 | Выбор актёра. Коллекция действий актёра. | |
20 | Анимация актёра. Смена действия актера. | |
21 - 22 | Одновременное действие актеров. | |
23 | Выбор звука и музыкального сопровождения. | |
24 | Работа с текстом. Анимация текста. | |
25 - 29 | Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов. | |
30 - 32 | Презентация мультфильмов. | |
33 - 34 | Резерв учебного времени |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Название темы (количество часов), тема занятия | Дата |
1 |
Введение ( 1 час) Компьютер и безопасность. |
|
2 |
Всё о мультипликации(5 ч.) Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» |
|
3 | Немного об истории анимации. | |
4 | Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? | |
5 | Все об анимации: кто рисует мультики - человек или компьютер? | |
6 | Парад мультпрофессий: какие именно специалисты трудятся над созданием мультфильмов | |
7 |
Создание мультфильма в программе Power Point (7 часов) Основные возможности программы по созданию анимации. |
|
8 | Создание сюжета анимации. Создание файлов-заготовок. | |
9 | Создание анимации «Распускающийся цветок» | |
10 | Создание анимации «Подводный мир» | |
11 | Создание анимации «Прогулка на лугу» | |
12 | Создание мультфильма «Пешеходный переход» | |
13 | Создание мультфильма «Пешеходный переход» | |
14 - 16 |
Конструктор мультфильмов «Мульти - Пульти» (21 ч.) Создаём сюжет мультфильма (в Microsoft Word). Комбинированный документ «Сказка с картинками» |
|
17 | Завершение работы над проектом «Сказка с картинками» | |
18 | Основные операции при создании анимации. Выбор фона. Работа с предметами. | |
19 | Выбор актёра. Коллекция действий актёра. | |
20 | Анимация актёра. Смена действия актера. | |
21 - 22 | Одновременное действие актеров. | |
23 | Выбор звука и музыкального сопровождения. | |
24 | Работа с текстом. Анимация текста. | |
25 - 29 | Работа над созданием индивидуальных проектов - мультфильмов. | |
30 - 32 | Презентация мультфильмов. | |
33 - 34 | Резерв учебного времени |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
2. Булин - Соколова Е. И., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. И. Булин - Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.
3. Журнал "Информатика в школе" за 2006 год.
4. Е.Кривич. Персональный компьютер для школьников. Харьков. Фолио.2004г.
5. Горячев А.В. Конструктор мультфильмов «Мульти- Пульти»: справочник-практикум/А. В. Горячев, ЕМ. Островская. — М.: Баласс, 2007.
6. Горячев А.В. Мой инструмент компьютер: для 3-4 классов/ А. В. Горячев. — М.: Баласс, 2007.
7. Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых/А.О. Коцюбинский, СВ. Грошев. — М.: НТ- Пресс, 2006.
8. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
9. http://multator.ru/draw/ - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов.