Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман






§ 5. Техническое конструирование и моделирование


В наше время ежегодно создаётся большое количество новых моделей бытовой техники, станков, автомобилей, самолётов и других технических устройств. Для усовершенствования этих устройств разрабатываются новые материалы, конструкции, источники энергии. Решение этих вопросов является результатом технического творчества изобретателей, инженеров и учёных.

Целью технического творчества является нахождение новых решений важных технических задач. Техническое творчество реализуется в процессе выполнения творческих технических проектов, включающих в себя конструирование и моделирование.

Конструирование — это вид деятельности, направленной на создание каких-либо предметов, моделей. Специалисты конструируют космические корабли, самолёты, автомашины, бытовую технику. Опыт показывает, что в процессе творчества полезно создавать модели — упрощённые копии будущих технических устройств. Этот процесс называется моделированием. Модель предназначена для изучения реального объекта. В частности, модели автомобилей используют для исследования поведения автомобилей при сильном ветре и во время дорожно-транспортных происшествий.

Часто модель — это упрощённая копия объекта, выполненная в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде.

Цель, с которой создали модель, определяет её вид и способ изготовления. Модели могут быть действующими и недействующими, подвижными и неподвижными, контурными (рис. 2.10, а) и силуэтными, объёмными и плоскостными, моделями-копиями (рис. 2.10, б) и стилизованными моделями (рис. 2.10, в).


Рис. 2.10. Модели:
а — контурная из фанеры; б — копия из деталей конструктора ЛЕГО; в — стилизованная из древесины

Модели (изделия, поделки, макеты) можно изготовить из бумаги, картона, пластилина, проволоки, ткани, древесины, фанеры, тонколистовых металлов, природных материалов, бросовых материалов, деталей конструкторов.

Большое количество интересных моделей (рис. 2.11) можно изготовить из бросовых материалов (всевозможных крышек, спичечных коробков, пластмассовых бутылок, отслуживших свой срок лазерных дисков, пуговиц).


Рис. 2.11. Модели из бросовых материалов:
а — из спичечных коробков; б — из лазерных дисков; в — из пуговиц и подручных материалов

Каждый из вас не раз придумывал и создавал модели. Но чтобы почувствовать себя настоящим конструктором, приступая к конструированию модели (изделия, поделки, макета), необходимо составить примерный план работы.

1. Определить объект моделирования, вид и назначение модели.

2. Определить возможности изготовления, необходимый материал, экономическую и экологическую составляющие процесса изготовления модели.

3. Разработать графическую документацию. Определить масштаб, выполнить эскиз, разработать рабочий чертёж.

4. Определить этапы и последовательность изготовления модели (изделия), разработать технологическую карту. Технологическая карта — форма технологической документации, в которой записан весь процесс создания изделия.

5. Изготовить модель. Выполнить доработку рабочего чертежа в процессе изготовления. Произвести частичную отделку готовых деталей и всего изделия.

6. Выполнить испытание модели (изделия), устранить недоделки и замечания. Закончить отделку.

7. Продумать возможность использования модели, например, для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах и т. д.


Практическая работа № 2

«Конструирование воздушного змея»

Цель работы: создание модели воздушного змея с использованием технологической карты.

Оборудование и материалы: плотная бумага или картон, пластиковый мешок для мусора ёмкостью 120 литров (из него можно изготовить трёх змеев) или любая плёнка подходящих размеров, деревянные рейки 4 х 4 мм, карандаш, линейка, ножницы, электрический паяльник, скотч, две пластиковые трубки длиной 6—8 см, диаметром 8—10 мм, капроновая нитка.




Технологическая карта «Изготовление воздушного змея "Ворон"»

№ п/п Содержание технологической операции Графическое изображение Инструменты, оборудование, материалы
1 Подобрать плотную бумагу или картон. Начертить сетку с ячейками 5 × 5 см. По клеточкам перенести рисунок крыла и килевой части на бумагу. Вырезать шаблоны крыльев и киля Столярный верстак, плотная бумага или картон, карандаш, линейка, ножницы
2 Сложить плёнку пополам, наложить шаблон крыльев и вырезать по контуру Столярный верстак, плёнка, шаблон, ножницы
3 Сложить плёнку пополам, наложить шаблон килевой части змея. Для того чтобы плёнка спаялась, вырезать контуры паяльником. Примечание. Весь процесс работы с электрическим паяльником выполняет учитель Столярный верстак, плёнка, шаблон, электрический паяльник
4 Сделать электрическим паяльником три отверстия в килевой части. В одно из отверстий привязать нить, для изменения полётных характеристик воздушного змея Столярный верстак, плёнка, шаблон, электрический паяльник
5 Выполнить сборку крыла с килевой частью. Место соединения проклеить скотчем с двух сторон Заготовки крыльев и киля, скотч, ножницы
6 Закрепить рейки. Расправить крылья, уложить рейки, как показано на рисунке. Длину рейки определить по месту. Приклеить рейки скотчем Столярный верстак, затотовки крыльев и киля, скотч, ножницы, рейки 4 × 4
7 Закрепить пластиковые трубки. Трубку согнуть пополам и закрепить скотчем, оставляя зазор для распорной рейки. Распорную рейку вставить в фиксаторы трубок, при этом рейка должна выступать из трубок, чтобы крылья были хрошо натянуты Столярный верстак, заготовка змея, скотч, ножницы, распорная рейка 4×4, две пластиковые трубки
8 Закрепить капроновую нить и провести пробное испытание* Столярный верстак, заготовка змея, капроновая нить

* Если во время испытания змей не взлетает, выясните причину, проведите регулировку. При необходимости найдите информацию в Интернете.




Основные понятия и термины:

техническое творчество, моделирование, модель, модель-копия, контурная модель, силуэтная модель, объёмная модель, стилизованная модель.



Вопросы и задания:


1. Что такое модель? Для чего используются модели? Приведите примеры моделей, расскажите об их использовании.

2. Приведите примеры видов моделей, которые можно изготовить из деталей конструкторов.

3. Придумайте модели (поделки, изделия, макеты), которые можно изготовить из отходов фанеры, ткани, фантиков от конфет.


Задание


Найдите в Интернете интересные идеи для изготовления моделей из бросовых материалов. Разработайте технологическую карту для изготовления одной из таких моделей.





Наверх