Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман






Глава 7. Технологии художественноприкладной обработки материалов
§ 32. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент


Художественно-прикладная обработка материалов — это раздел изобразительного искусства, который связан с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение. Это предметы быта: полотенца, одежда, головные уборы, украшенные вышивкой, росписью по ткани, вязанием; посуда, мебель, украшенные росписью и резьбой по дереву, и т. д.

Древесина очень удобна в использовании как конструктивный материал, а наша страна чрезвычайно богата лесами. Именно поэтому с давних пор люди на Руси применяли древесину для строительства, изготовления мебели, предметов домашней утвари, музыкальных инструментов и многого другого. Это и было причиной того, что одним из самых древних и распространённых видов народного творчества на Руси была художественно-прикладная обработка древесины.

Искусство вышивания, роспись по ткани также имеют многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались узоры, создавались образцы вышивок и росписи с характерными национальными чертами. Расположение узоров и приёмы вышивки были органично связаны с изделиями.

В данной главе вы познакомитесь с такими видами художественной обработки древесины и ткани, как художественное выжигание, домовая пропильная резьба, вышивка и роспись по ткани.



Наверное, скучен был бы мир вокруг нас, если бы мы видели всё только в чёрном и сером цвете. Как вы думаете, как влияет цвет на нас? Объясните, почему при создании изделия важно правильно подобрать его цветовую гамму.



При создании любого изделия человек стремится гармонично сочетать его функциональное назначение, форму и декоративную отделку. Именно поэтому очень важно заранее выполнить эскиз изделия (набросок или рисунок) и определить композицию декоративной отделки.

Композиция — это соединение или объединение различных элементов в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено с помощью цвета, размера или особого расположения.

Цветовое решение изделия имеет важное значение для его восприятия. В декоративно-прикладном искусстве одним из наиболее выразительных средств создания образа является использование контраста цветов. Контрастные сочетания по цвету получаются при произвольном сопоставлении чистых цветов: красного, жёлтого, синего. Кроме того, композиции часто строятся на контрасте холодных и тёплых цветов. Наибольший эффект такого контраста достигается между красно-оранжевыми и сине-зелёными цветами.

В цветовом решении изделия важную роль играет не только цветовой контраст, но и гармоничное сочетание различных цветов.

На уроках изобразительного искусства вы изучили цветовой круг, в котором в определённой последовательности расположены шесть основных цветов и шесть промежуточных (рис. 7.1).



Рис. 7.1. Цветовой круг

В этом круге диаметрально противоположные цвета являются дополнительными (красный и зелёный, синий и оранжевый и т. д.). Дополнительные цвета являются контрастными. При смешении они дают чёрный цвет. Точно так же чёрный цвет даёт смесь трёх цветов (красный + синий + + жёлтый или зелёный + оранжевый + фиолетовый). Сочетание двух или более цветов является гармоничным, если их смесь представляет собой нейтральный чёрный цвет. Все другие сочетания, которые не дают чёрного цвета, являются экспрессивными, или дисгармоничными. Однако это не означает, что такие сочетания не могут быть применены в изделии, если определённая экспрессия соответствует художественному замыслу.

Для этого цветового круга гармоничными являются любые сочетания трёх цветов, связанных друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, или четырёх цветов, связанных через квадраты и прямоугольники. Треугольники и прямоугольники можно вращать в круге, получая всё новые гармоничные сочетания цветов.

Следует, однако, помнить, что на практике краски редко бывают чистыми, поэтому не следует бездумно полагаться на цветовой круг. Нужно доверять и своему личному ощущению и опыту.

Изделиям декоративно-прикладного искусства присуще ритмическое чередование точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций и цвета. Ритм (рис. 7.2) возникает при повторении элементов, когда ощущается регулярность в соотношении вертикального и горизонтального, светлого и тёмного, длинного и короткого.


Рис. 7.2. Ритм и фактура материала

Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнамент служит украшением бытовых вещей. Само слово происходит от латинского ото — «украшаю» (рис. 7.3).


Рис. 7.3. Орнаменты:
а — древнеегипетский; б — древнегреческий; в — древнерусский

Существует несколько видов орнамента. Геометрический орнамент состоит из прямых и перекрещивающихся линий, полос, зигзагов, кругов, клеток. Им украшали резные прялки, трепала и рубели для обработки льна, детали деревенского ткацкого станка. Из мира живой природы человек взял элементы растительного и животного орнамента. В рисунках кружева, в резьбе по дереву и камню часто можно встретить изображение листьев, цветов и плодов растений, фантастических и реальных зверей и птиц или даже людей. Стилизованные надписи в мечетях, в заглавиях рукописных и старопечатных книг, древних грамотах, на иконах, ювелирных изделиях образуют шрифтовой орнамент. Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен на поверхности предмета рельефно, выпукло или, наоборот, заглублён. Каждая эпоха, каждый народ выработали свою систему орнамента. По ней можно безошибочно определить время и страну, где была создана та или иная вещь. Так, переплетение, или вязь, — любимый приём древнерусского орнамента. В его кружевную сетку часто вплетали фигурки людей, силуэты животных и птиц.

Орнамент широко распространён в творчестве народов мира и во многом определяет народные традиции в отделке одежды, резьбе по дереву, металлу, кости, в других видах народного творчества. Современные художники создают новые формы орнамента, включая в него как древние элементы, так и современную символику.

В орнаментах часто используется стилизация — декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения рисунка, формы, цвета и объёма. Примером стилизованного изображения могут служить варианты стилизации цветка и бутона лотоса в орнаментах Древнего Египта (рис. 7.4).


Рис. 7.4. Стилизация цветка и бутона лотоса

Стилизованные изображения растений и животных показаны на рисунке 7.5.


Рис. 7.5. Стилизованные изображения растений и животных

Подбирая узор орнамента, нужно учитывать возможности техники выполнения рисунка. Для резьбы по дереву или кости орнаментальный узор может содержать достаточно мелкие детали. При выполнении росписи по ткани воспроизвести мелкие элементы рисунка, тонкие линии будет затруднительно из-за особенностей ткани и возможного растекания краски.



Основные понятия и термины:

цветовое решение, цветовой круг, контрастные цвета, гармоничные цвета, ритм, орнамент, стилизация.




Вопросы и задания:


1. Какие виды декоративно-прикладного творчества вам известны? Какой из них вам больше всего нравится и почему?

2. Почему для восприятия изделия важное значение имеет его цветовое решение?

3. Какие сочетания цветов называются гармоничными, а какие дисгармоничными?

4. Как люди украшали одежду, посуду, жильё?

5. Какие виды орнамента вы знаете?

6. Что такое стилизация и как она применяется при создании орнамента?


Задание 1


Используя имеющиеся источники информации, включая Интернет, подготовьте выступление на тему «Орнаменты народов мира».


Задание 2


Подготовьте сообщение об истории одного из видов художественно-прикладной обработки материалов. Свой рассказ можете сопроводить мультимедийной презентацией.





Наверх