Технология. 6 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман




§ 47. Вязание крючком



Какие виды женского рукоделия вы знаете? Какими видами рукоделия вы владеете?



Вязание — один из древних видов рукоделия. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но известно, что появилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц была найдена детская вязаная туфелька, которой, по данным археологов, более 4000 лет.

Вязание крючком в России имеет древние традиции. В крестьянском быту его называли «тамбур». Крючком вязали кружева, которыми украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы, или целые изделия — салфетки, скатерти, занавески. В наши дни вязание крючком по-прежнему пользуется популярностью.

Основной инструмент при вязании — короткий крючок, которым можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

Вязальные крючки (рис. 8.11) могут быть металлическими, пластмассовыми, деревянными и костяными, короткими (12—15 см) и длинными (30— 45 см), толстыми и тонкими.


Рис. 8.11. Виды крючков

Основная часть крючка — головка (рис. 8.12), по толщине которой определяют номер крючка.


Рис. 8.12. Крючок:
— бородка; 2 — стержень; 3 — головка

Если толщина головки равна 3 мм, то это крючок № 3. Подбирая крючки, особое внимание следует обратить на их головки. Слишком острая головка ранит указательный палец руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы.

От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Выбор крючка зависит от толщины ниток или пряжи. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять её, крючок должен быть в 1,5—2 раза толще нити. Поэтому, прежде чем начать вязать целое изделие, свяжите образец и выполните расчёт необходимого для вязания изделия количества петель.

Для вязания крючком используют шерстяную, полушерстяную пряжу, синтетическую, гарус, ирис, кроше, льняную, швейную нитку № 10 или 20 и др.

При вязании крючком в схемах исгюльзѵют условные обозначения (рис. 8.14-8.20).

Начиная вязание, кладут нить на указательный палец левой руки (если ваша рабочая рука правая), придерживая её большим пальцем (рис. 8.13).


Рис. 8.13. Положение рук при вязании крючком

Крючок держат большим, указательным и средним пальцами правой руки, как ручку или карандаш. Средний палец лежит на крючке несколько ниже, чем большой и указательный. Крючок вводят от себя под нить. Оттянув нить вверх от указательного пальца левой руки, крючок с нитью поворачивают на 360° против часовой стрелки. Так получают начальную петлю. Для получения воздушной петли нужно большим пальцем левой руки придержать первую петлю в том месте, где она перекручена (это делается для того, чтобы легче было протянуть через неё следующую петлю). Крючок снова вводят под нить, лежащую на указательном пальце левой руки, захватывают её и протаскивают через начальную петлю. Так образуется вторая воздушная петля. После вывязывания первой воздушной петли действие повторяютт до тех пор, пока не получат цепочку нужной длины. Петли цепочки называют воздушными , а нить, идущую от клубка, — рабочей (рис. 8.14).


Рис. 8.14. Строение петли, связанной крючком:
а — основная петля: б — задняя стенка петли; в — передняя стенка петли

Виды петель

Столбики без накида | называются простыми столбиками. После того как связана цепочка, крючок вводят во вторую петлю цепочки, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и протаскивают через петлю. Затем снова накидывают нить на крючок и протаскивают её через обе петли, находящиеся на крючке. Второй и следующий столбики выполняют на следующих петлях цепочки (рис. 8.15).


Рис. 8.15. Столбики без накида

Полустолбики без накида + Вводят крючок во вторую петлю цепочки, подхватывают нить, лежащую на указательном пальце левой руки, и провязывают петлю (рис. 8.16).


Рис. 8.16. Полустолбики без накида

Столбик с накидом (ему соответствуют три петли подъёма). Накидывают нить на крючок от себя, вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (в третью петлю от крючка, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю до уровня петли, лежащей на крючке. На крючке образовались три петли — вытянутая петля, накид и ведущая петля (рис. 8.17, а). Затем вновь накидывают на крючок нить и протягивают её через две первые петли на крючке (вытянутая петля и накид), снова захватывают нить и протягивают её через две последние петли на крючке (рис. 8.17, б). На крючке остаётся одна ведущая петля.


Рис. 8.17. Столбик с накидом:
а — начало вязания; б — окончание вязания

Столбик с двумя накидами (рис. 8.18) (ему соответствуют четыре петли подъёма). Делают два накида на крючок (два оборота нитки), вводят крючок в петлю предыдущего ряда (или четвёртую петлю цепочки), захватывают нитку и протягивают петлю. На крючке образовались четыре петли, которые затем провязывают по две за три приёма.


Рис. 8.18. Столбик с двумя накидами

Столбик с тремя накидами (ему соответствуют пять петель подъёма) выполняют по принципу столбика с накидом, только делают три накида и провязывают их последовательно по две петли в четыре приёма.

Рогатка из столбиков с накидом. Рогатка из двух столбиков снакидом Сначала провязывают первый столбик с накидом, а затем — второй в ту же петлю основания. Рогатки можно выполнять также из двух столбиков без накида (рис. 8.19).


Рис. 8.19. Рогатка из двух столбиков с накидом

Рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю (рис. 8.20). Провязывают столбик с накидом, затем делают воздушную петлю и ещё один столбик с накидом в ту же петлю основания.


Рис. 8.20. Рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю

Замкнутое колечко из воздушных петель. Вяжут простую цепочку из воздушных петель, затем петлю на крючке соединяют полустолбиком с первой воздушной петлей цепочки. Число замкнутых петель обычно проставляется на схемах в колечке. Такое колечко является началом вязания круглых мотивов, салфеток (рис. 8.21).


Рис. 8.21. Замкнутое колечко из воздушных петель

Вязание по кругу. Для выполнения большинства вязаных игрушек крючком необходимо уметь вязать круг. Сначала вяжут цепочку из воздушных петель и соединяют полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, вяжут столбики без накида. Соединяют первый и последний столбики полустолбиком (рис. 8.22). В каждом следующем ряду равномерно увеличивают число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу, указанному на схеме. Каждая замкнутая линия на схеме обозначает ряд, а цифра указывает на число столбиков в данном ряду.


Рис. 8.22. Вязание по кругу

«Рачий шаг». Вяжут столбик без накида слева направо (рис. 8.23).


Рис. 8.23. «Рачий шаг»

Вязание круглого полотна. Начало вязания — колечко из четырёх воздушных петель. Первый ряд — восемь столбиков без накида в центр колечка. Второй ряд — на каждой петле основания по два столбика без накида. Третий ряд — на первой петле один столбик без накида, на следующей — два столбика без накида и т. д. Четвёртый ряд — на первой и второй петлях по одному столбику без накида, на следующей — два столбика без накида и т. д., т. е. расстояние между прибавлениями — два столбика без накида. В следующих рядах этот промежуток постепенно увеличивают до трёх, четырёх и более столбиков (рис. 8.24).


Рис. 8.24. Вязание круглого полотна

Вязание квадратного полотна. Вяжут колечко из четырёх воздушных петель. Первый ряд (из центра колечка) — один столбик без накида, одна воздушная петля, и так чередуют, пока не свяжут четыре столбика без накида и четыре воздушные петли (рис. 8.25).


Puc. 8.25. Вязание квадратного полотна

Ряд должен закончиться одной воздушной петлёй. Соединяют её с началом ряда полустолбиком. Отмечают воздушные петли цветной нитью — это начало четырёх осевых линий, где будут прибавления. Второй и все последующие ряды: на каждой воздушной петле предыдущего ряда вяжут по два столбика без накида и между ними одну воздушную петлю, а на каждой петле основания выполняют по одному столбику без накида.

Треугольное и пятиугольное полотна вяжутся аналогично квадратному полотну.



Практическая работа № 33

«Изготовление образцов, связанных крючком»

Цель работы: освоить основные приёмы работы вязания крючком.

Материалы и инструменты: пряжа для вязания, крючок.

Порядок выполнения работы

1. Свяжите образцы:

а) столбик без накида;

б) столбик с накидом;

в) столбик с двумя накидами;

г) полотно, связанное по кругу;

д) квадратное полотно.

2. Выполните влажно-тепловую обработку образцов.

3. Вклейте образцы в рабочую тетрадь.

4. Сделайте вывод о проделанной работе.




Основные понятия и термины:

крючок, петли: воздушная, столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик, «рачий шаг», столбик с двумя накидами, рогатка из петель; вязание по кругу, вязание квадратного полотна.




Вопросы и задания:


1. Какую пряжу используют для вязания крючком?

2. Какими правилами необходимо руководствоваться при выборе крючка?

3. Какие изделия можно связать крючком?

4. Какие материалы используют для вязания крючком?

5. Какие способы вязания крючком вы освоили?


Задание 1


Используя различные источники информации, в том числе Интернет, подготовьте сообщение об истории вязания.


Задание 2


Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение о видах изделий, выполненных в технике вязания крючком.


Идеи творческих проектов


Идея 1. «Подарок своими руками».

Идея 2. «Панно в технике росписи по ткани».

Идея 3. «Вязание игрушек» (рис. 8.36).


Рис. 8.26. Игрушки, связанные крючком






Наверх