Главная сайта | Сделай сам | Техническое моделирование | Техническое моделирование на уроках столярного дела


Техническое моделирование на уроках столярного дела





В современных условиях работы школы с течением времени меняются требования к работе учителя — возникает потребность в разработке новых подходов к планированию уроков, внедрении новых коррекционно-развивающих технологий.

Одной из задач школы является коррекция недостатков познавательной деятельности учеников, формирование у них политехнических знаний, умений. Эта задача в большей или меньшей степени может решаться на занятиях по столярному делу с введением элементов технического моделирования.

Техника вокруг нас повсюду; знакомство с различными техническими объектами, их устройством и работой положительно влияют на развитие любого ребёнка в любом возрасте. Мальчиков очень интересует техника — у всех были или есть игрушки: модели автомобилей, самолётов, кораблей, роботов. А в школьных мастерских подобные модели можно сделать своими руками, а потом играть самому, собрать коллекцию, сделать подарок, передать младшим товарищам.

Опыт показывает, что дети с очень большим интересом и увлечением работают над изделиями — моделями техники: транспортной, военной, строительной. Положительным фактором является то, что учащиеся представляют себе конструкцию и общий принцип действия прототипа объекта труда. При этом у детей формируется образное техническое мышление, пробуждается любознательность и интерес к устройству технических объектов, развивается стремление разобраться в их конструкции, желание выполнить изделие красиво; формируется потребность в чтении графических изображений в процессе работы над изделием; готовность работать организованно, по плану.

Задача учителя: подобрать такой объект труда — модель техники, который отвечает требованиям программы и является посильным для учащихся. Нужно будет и определиться, какая это будет модель — настольная, самоходная, с рабочими механизмами, функциональная, модель — копия.

Модель технического устройства является довольно сложным объектом труда, поэтому учителю необходимо заранее продумать конструкцию изделия, способы соединений деталей, самому изготовить образец, подготовить чертежу деталей, сборочный чертёж. Работа с графическими изображениями вызывает у детей затруднения, поэтому здесь применим дифференцированный подход — для слабых учебников готовятся шаблоны, им помогают более сильные товарищи, больше уделяется внимания со стороны учителя.

Учащиеся могут предложить что-то изменить в конструкции изделия. В этом случае поможет коллективное обсуждение проблемы, что положительно влияет на развитие детей в процессе занятий.

К таким занятиям требуется основательная предварительная подготовка, но это оправдано, когда виден конечный результат.

Модели техники как объекты труда вполне могут подойти для проектной, опытно-экспериментальной деятельности.

Простейшие варианты моделей техники могут изготавливаться в 5 классе, — в программе столярного дела есть разделы по изготовлению игрушек; изготовление модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля. В программе для 5, 6, 7, 8 классов есть разделы по изготовлению деталей из древесины, фанеры; сверление, токарные работы, соединение деталей из различных материалов. Есть разделы для практического повторения, самостоятельной работы учащихся, изготовление изделий по выбору учителя. Модели техники можно подобрать такие, которые хорошо впишутся в программу столярного дела. Большой интерес вызывают действующие автомодели — с резиновым или электрическим двигателем, авиа- модели-планеры, модели старинных боевых орудий — катапульта, стреломёт, баллиста и другие.

Другое направление — модели строительной техники с рабочими механизмами — самосвал, погрузчик, экскаватор, подъёмный кран. Хорошим объектом труда может быть модель пожарного автомобиля.

Для уважительного отношения к канцелярским принадлежностям подойдёт объект труда — модель корабля или самолёта, выполняющая роль подставки для карандашей, ручек, линейки, ластика.

Основное внимание уделяется объектам труда — моделям дорожной, строительной техники, так как одной из задач учителя трудового обучения является ориентация школьников на рабочие профессии.

Когда учащиеся видят образец изделия, они понимают, что перед практической работой необходимо уяснить что-то новое или вспомнить ранее пройденное.

В зависимости от темы урока и объекта труда осуществляются межпредметные связи с такими предметами, как математика, история, география, физика, черчение, биология.

В работе используются журналы «Школа и производство», литература по техническому моделированию, издания по моделям из картона, сайты Интернета — изготовление из древесины, фанеры моделей автомобилей, бумажное моделирование, история автомобиля и другие.

В основном используются материалы по бумажному моделированию. Из бумажных выкроек конструируются детали из древесины, фанеры, металла; продумываются способы соединений деталей.

C некоторыми моделями можно устраивать соревнования. Безмоторные автомодели можно пускать с горки на точность попадания или просто толкать руками по полу. Модели с двигателями соревнуются на точность или скорость.

Требуется большая дополнительная подготовка к таким занятиям, но такие занятия превращаются в желанное время общения учителя и учеников, приносящие радость и удовлетворение и тем и другим.

Дети при работе над объектами труда — моделями техники — более внимательны, работают с желанием, хорошо осваивают приёмы различных материалов. Значительная часть этих детей после окончания школы пойдёт учиться или работать в сферы строительства, производства, ремонта, и им несомненно пригодятся знания, умения, навыки, полученные на занятиях с применением технического моделирования, технического творчества.

Таким образом, интересные задания, атмосфера доброжелательности и сотрудничества, возможность проявить себя и получить хороший результат превращают занятия по столярному делу из обыденных в интересные и привлекательные. Надо только помнить, что привлекательность занятий не самоцель, а средство побуждения желания учиться, раскрытия возможностей детей.

По материлам учебного пособия "Техническое моделирование на уроках столярного дела". Автор Фролов Н.Н




Наверх