Курение табака и профилактика табакокурения Национальная антитабачная концепция Эксперимент доказывающий вред курения
Профилактика табакокурения
Курение табака и профилактика табакокурения
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
1.2. Курение и подросток
1.2.1. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как специфический вид девиантного поведения
1.2.2. Табакокурение и его последствия для подростков
1.3. Воспитательная работа классного руководителя со старшеклассниками
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИУЗЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1. Ход эксперимента
2.2. Описание используемой методики и полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента
2.3. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, т.к. здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей и подростков, относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.
Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).
Особенно остро в наше время стоит вопрос курения. Табакокурение среди молодежи – очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.
Качественное преобразование и социальное развитие общества сейчас происходит на высоком уровне работоспособности, социальной активности и широких интеллектуальных возможностях составляющих его личностей.
Именно эти качества регрессируют у молодежи с девиантным поведением. Образ жизни, при котором раннее курение, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств играет для человека первостепенную роль, способствует развитию социальной инертности личности. Изучением проблемы здорового образа жизни и, в частности, табакокурения, занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С.В., Куинджи Н.Н., Зайцев Г.К., Осипова М.П., Казин Э.М., Афанасьев А.Л., Золотников А.Г., Левин Б.М., Немцов А.В., Е.М. Щербакова Е.М., Менделевич В.Д., Донских Т.А., Короленко Ц.П., Кулаков С.А., Акулич М.М. и др.
Путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни как в школе, так и в семье. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
На основании вышеизложенного нами были сформулированы цель, задачи, объект, предмет, методы и гипотеза исследования.
Цель исследования: изучить эффективность работы классного руководителя со старшеклассниками по профилактике здорового образа жизни.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятий «здоровый образ жизни», «аддиктивное и девиантное поведение подростков»; изучить особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе.
2. Провести экспериментальное изучение влияния работы классного руководителя на формирование здорового образа жизни старшеклассников.
3. Определить эффективность работы классного руководителя по профилактике здорового образа жизни.
Объект исследования: воспитательная работа классного руководителя со старшеклассниками.
Предмет исследования: работа классного руководителя со старшеклассниками по формированию здорового образа жизни (профилактика курения).
Гипотеза: профилактическая работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников (против курения) дает положительные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа, анкетирование;
- констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
1.1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков напрямую зависит от их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – «это когда ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [6, с.59]
Амосов Н.М. полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Казначеев В.П. трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Брехман И.И. определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». [23, с.7]
Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. (Попов, с.8-9).
От чего зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. [23, с.9-10]
Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса. [23, с.10]
Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает, по мнению Лисицына Ю.П., три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). [23, с.10]
Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии (валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих). [9, с.5]
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
По мнению Осиповой М.П. и др., культура здорового образа жизни – это общечеловеческие ценности, отраженные в здоровьесберегающих знаниях, которые вырабатываются в навыках, нормах поведения человека, проявляющихся в деятельности и позволяющих формировать и сохранять свое здоровье, строить отношения с другими людьми на основе признания их права быть здоровыми. [3, с.16]
В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно знания способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни». [29, с.47] Сформировать культуру здорового образа жизни – значит пробудить в человеке (взрослом или ребенке) внутреннюю потребность в здравосозидании. Становление культуры здоровья ребенка предполагает возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется, способен к жизнетворчеству, самостоятельному выбору действий». [8, с.17]
Критерии сформированности культуры здорового образа жизни определены в “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи”.
Это: “отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированности гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения”. [14]
Итак, здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
1.2. Курение и подросток
1.2.1. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как специфический вид девиантного поведения
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния изменения психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.) – аддиктивное поведение – является формой девиантного поведения. По мнению Короленко Ц.П. и Донских Т.А., аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. [16, с.275]
Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.
Как отмечает И.С.Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, курение, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. [13, с.168]
Резко выраженные особенности подросткового возраста часто называют подростковым комплексом. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием. [18, с.35-36]
Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям; эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию. [30, с.192]
По мнению Гилинского Я. и др., подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков.
Однако, противоречия между постоянно растущими наличными потребностями и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией (или отсутствием таковой), а, следовательно, и невысоким (неопределенным) статусом. Подростки, молодежь не удовлетворены условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявлять себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами, а не “капризами” молодых. [4, с.13]
Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней.
При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. [20, с.76]
1.2.2. Табакокурение и его последствия для подростков
Слово табак (исп. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев.
Табак – травянистое растение рода Nicotiana, из семейства пасленовых.
Никотин, вызывающий зависимость, содержится в листьях растений в концентрации от 1% до 9%. При курении никотин быстро всасывается в слизистую оболочку рта, проникает в легкие. В течение нескольких секунд никотин достигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин. [28, с.295]
Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. Доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого является бесплатная рекламная раздача сигарет на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет.
Другие исследователи акцентируют механизм подражания своим курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, несмотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей среднего класса, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.
Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, являются многочисленными и многообразными. Горанская С.В. выделяет следующие факторы:
психологические: любопытство, потребность казаться сильным, «досрочно» взрослым, потребность в экспериментировании, вызов;
социальные: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц;
физиологические: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования. [5, с.136]
В случае употребления табака первый опыт подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, желая казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании, заставляет подростка выносить неприятные ощущения, и постепенно подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта. [11, с.299]
Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков. По мнению Горанской С.В., существуют следующие фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8–12 лет); фаза нерегулярного курения (13–16 лет); фаза регулярного незначительного курения (у 45% в 21–24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13% в 15–18 лет, у 46% в 21–24 года). Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором – курение друзей, наличие сигарет у курящих родителей; на третьем – мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фактор привыкания. [5, с.137]
Для потребления табака подростками оказываются значимыми следующие формы плохого психологического обращения родителей: кричат, заставляют чувствовать подростка плохим человеком. Смущают его в присутствии других людей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка. [17, с.176]
Инициации курения и его поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей. Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (то есть с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным.
Подросткам, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к едтям. Чувство своей недостаточной мускулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». [13, с.254] Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной необходимостью установления первых гетеросоциальных эмоциональных контактов. В 13–14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девочку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку теперь начинает цениться «крутость» - уверенность в себе, уравновешенность и хладнокровие, умение поддержать разговор.
Когда в шестнадцатом веке в Европу был завезен табак, данных о его вредном воздействии на организм человека не было. Сегодня известно более чем 60 тысяч современных исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями сердечно- сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Подавляющее большинство случаев заболевания раком ротовой полости, губ, глотки, гортани, поджелудочной железы и многих других органов связаны с табакокурением. Табак вызывает больше заболеваний и смертных случаев, чем алкоголизм и наркотики вместе взятые.
Что же делать? Как уберечь подростков от табакокурения и других проявлений аддиктивного поведения?
Первая, привычная стратегия – осуждение и запретительство – уже доказали свою неэффективность.
Вторая стратегия – всеобъемлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур – нереальна.
Остается последнее – диалог. [13, с.166] Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы. [7, с.68]
В профилактической работе выделяются следующие направления:
1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков, курения и т.п.; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга, способам оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков. [21, с.112]
2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности. [12, с.3-10]
3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно- полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации. [25, с.96]
4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешения конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни. [28, с.204]
5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств, табакокурения и т.п.; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о психоактивных веществах; включение игровых программ воспитания трезвости в обучение, начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения. [24, с.201]
6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско- молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. [15]
1.3. Воспитательная работа классного руководителя со старшеклассниками
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя (в том числе и его работа по формированию здорового образа жизни) так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Если учителя осуществляют воспитание детей и подростков главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
Задачи, которые призван решать классный руководитель в системе организации внеурочной воспитательной работы, по мнению Харламова И.Ф., следующие:
1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся.
2. Существенным компонентом воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно- политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.
4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции. [27, с.5-18]
Рожков М.И. дополняет этот список следующими задачами:
1. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств.
2. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.
3. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности.
4. Организация нравственного самовоспитания детей. [10, с.20]
Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и функций по организации и осуществлению воспитания учащихся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.
«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». [19, с.349] По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы)воспитательного процесса.
Выделяют следующие методы воспитания в работе классного руководителя:
- метод убеждения;
- метод коррекции поведения;
- метод стимулирования;
- метод воздействия на эмоциональную сферу;
- метод воспитывающих ситуаций;
- метод дилемм.
Каждый из этих методов имеет свои формы. Рассмотрим их подробнее.
Метод убеждения
Болдырев Н.И. выделяет следующие формы метода убеждения:
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. [1, с.77-79]
Беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников.
В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. [2, с.143-149]
Читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут.
Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников. К подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и рисования.
Развитию эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. [1, с.89- 94]
Метод коррекции поведения
Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. [26, с.115]
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. [22, с.543]
Метод стимулирования
В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.
Метод стимулирования помогает человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. [26, с.116]
Метод воздействия на эмоциональную сферу
Этот метод предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. [26, с.116]
Метод воспитывающих ситуаций
Метод организации деятельности и поведения старшеклассников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых подросток ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. [26, с.118]
Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников - этот приём ценен тем, что позволяет вести заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации- аналога помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах. [31, с.48]
Метод дилемм
Этот метод направлен на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. [26, с.119-120]
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни классный руководитель проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей.
В его программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим учебы и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; пропаганда вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у подростков о половом созревании, знание мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Рассмотрим содержание такой деятельности с детьми, склонными к табакокурению. Основные направления:
1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к курению, посредством его личностного развития;
2. деятельность по профилактике табакокурения, включающую обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к курению;
3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
Центральное место в деятельности классного руководителя со старшеклассниками, склонными к табакокурению, отводится воспитанию, нацеленному на формирование у детей здорового образа жизни и отрицательного отношения к курению.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
В процессе воспитания необходимо раскрыть безнравственность табакокурения, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий курения, сколько на безнравственности самого факта курения. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносит курение окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что табакокурение – это признак взрослости и возмужания.
Деятельность классного руководителя должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай табакокурения детьми.
Основным методом работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни является профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловых игр, экскурсий.
Необходима организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии у старшеклассников табакокурения. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Классный руководитель должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и т.п.
В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями классного руководителя, но и всех субъектов деятельности.
Итак, проанализировав методы воспитательной работы классного руководителя, необходимо отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. Кроме того, отрицательное отношение к вредным привычкам формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых подростку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы профилактики здорового образа жизни в работе классного руководителя со старшеклассниками позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
2.1. Ход эксперимента
Для изучения влияния работы классного руководителя на формирование здорового образа жизни со старшеклассниками мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анонимное анкетирование старшеклассников, целью которого было изучение степени вовлеченности их в процесс курения и уровня осознания подростками вреда табакокурения.
На втором этапе формирующего эксперимента нами был предложен комплекс профилактических мероприятий, направленных на формирование у старшеклассников здорового образа жизни (профилактика курения).
Третий этап – контрольный – определение эффективности работы классного руководителя по профилактике здорового образа жизни со старшеклассниками.
Исследование проводилось с 10 ноября 2005 года (констатирующий эксперимент) по 17 февраля 2006 года (контрольный эксперимент). В исследовании принимали участие 19 учащихся 10 класса.
Цель исследования: изучить эффективность работы классного руководителя по профилактике здорового образа жизни со старшеклассниками.
Задачи:
1. Провести экспериментальное изучение влияния работы классного руководителя на формирование здорового образа жизни старшеклассников.
2. Определить эффективность работы классного руководителя по профилактике здорового образа жизни.
2.2. Описание используемой методики и полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента
Этап I (констатирующий)
Анкетирование проводилось анонимно, в учебный день, на перемене.
Старшеклассникам была предложена следующая анкета:
1. Курите ли Вы?
Да, ежедневно
Да, редко
Нет, не курю
2. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?
1-5
5-10
10 и более
3. Сколько лет Вы уже курите?
4. Почему Вы курите?
5. Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?
Хочу бросить в ближайшее время
Хочу бросить, но не в ближайшее время
Не хочу бросать
Анализ анкет показал, что не курит только 37,5% старшеклассников.
Курение во многих случаях носит эпизодический характер, но 28,5% подростков курят ежедневно, т.е. курение у них можно считать уже сформировавшейся табачной зависимостью. Причем 20% школьников выкуривает 5 и более сигарет в день.
На вопрос «Почему Вы курите?» большинство школьников ответили, что причиной является то, что они просто не могут бросить эту вредную привычку.
Настораживает и такой ответ: «Нравится, поэтому курю». Есть и такие курильщики, которые вообще не верят в то, что курение - это вредно для здоровья.
На вопрос «Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?» положительно ответили лишь 5,5% старшеклассников.
2.3. Анализ полученных результатов
Этап II (формирующий)
На втором этапе исследования нами был предложен комплекс профилактических мероприятий, направленных на формирование у старшеклассников здорового образа жизни (профилактика курения) (см.приложения).
Этап III (контрольный)
По окончании второго этапа нашего исследования было проведено повторное (контрольное) анкетирование для проверки того, насколько проведённая система занятий изменила отношение старшеклассников к проблеме табакокурения.
Результаты анкетирования следующие:
курят – 61,5% старшеклассников (против 62,5% при первичном анкетировании);
курят ежедневно – все те же 28,5% подростков;
выкуривают 5 и более сигарет в день – 18% (против 20% при первичном анкетировании);
собираются бросить курить – 7% старшеклассников (против 5,5% при первичном анкетировании).
Итак, проанализировав результаты нашего исследования, мы приходим к выводу, что профилактическая работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников (против курения) дает хотя и небольшие, но положительные результаты, т.е. гипотеза подтверждена данными исследования.
Вывод: Основываясь на результатах проведения опытно- экспериментальной работы можно с уверенностью утверждать, что работа классного руководителя со старшеклассниками по профилактике курения в воспитательном процессе не только обоснована, но и необходима с целью формирования у подростков здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги изучения проблемы профилактики здорового образа жизни и работе классного руководителя со старшеклассниками, можно сделать следующие выводы.
Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают «секреты» их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно- воспитательного процесса в школе.
Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового образа жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.
Проведенный в работе теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы проблемы профилактики здорового образа жизни в работе классного руководителя со старшеклассниками позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение.
Основываясь на проведенных исследованиях и разработав комплекс мероприятий, направленных на профилактику курения среди подростков и формирование здорового образа жизни, нами было проведено опытно- экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения указанного комплекса. Результаты и выводы опытно- экспериментального исследования приведены во второй главе курсовой работы. Они однозначно указывают на то, что работа классного руководителя со старшеклассниками по профилактике курения не только обоснована, но и необходима с целью формирования у подростков здорового образа жизни.
Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 3-х месяцев). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в воспитательном процессе, эти методики будут иметь еще большую эффективность.
Таким образом, цель исследования – изучить эффективность работы классного руководителя со старшеклассниками по профилактике здорового образа жизни – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – профилактическая работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни среди старшеклассников (против курения) дает положительные результаты – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории). – М., 1979
3. Воспитание. Третий класс: Пособие/ М.П.Осипова, С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. – Брест, 2002. – 399с.
4. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб, 2001. – 200с.
5. Горанская С.В. Табакокурение. Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999. – 182с.
6. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ (ОБЗР). – 2003. - № 3
7. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб, 1998
8. Кабуш У.Т. Выхаванне у сучаснай школе. – Мн., 1995
9. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000. – 238с.
10. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие/ Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001. – 322с.
11. Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М., 1991
12. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования.// Служба практической психологии в системе образования. – 2000. - № 5
13. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М., 1989
14. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь// Наст.газета. – 2000, 22 лютага
15. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000
16. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990. – 315с.
17. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб, 2001. – 250с.
18. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л., 1991
19. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7 т. Т.4. – М., 1957
20. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 204с.
21. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости./ Под ред. А.Н.Гаранского. – М., 2000. – 169с.
22. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 1996. – 610с.
23. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). – СПб, 1998
24. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000. – 256с.
25. Реан А.А. Подросток и семейное воспитание. – М., 1999. – 204с.
26. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000. – 230с.
27. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М., 1983. – 492с.
28. Шабалина В. Психология подростка. – М., 2003. – 310с.
29. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методические аспекты. – Новосибирск, 1989. – 320с.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996
31. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М., 1987
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Классный руководитель, во-первых, разрабатывает план собрания с указанием точного времени и даты встречи специалистов с родителями. Во- вторых, готовит список специалистов, проговаривая с каждым объем и тему выступления (наркодиспансер, центр мед.профилактики, психологи различных служб, психиатры), и в-третьих, решает вопрос об обеспечении родителей литературой (листовки, буклеты, брошюры).
Задачи родительского собрания:
- дать знания о причинах табакокурения;
- обратить внимание родителей на опасность распространения табакокурения;
- дать знания о признаках курения у подростков;
- дать советы и рекомендации по профилактике первого случая курения;
- известить родителей о том, куда обратиться в различных ситуациях, возникающих в семьях (конфликты, аддиктивное поведение подростков).
Специалисты (врачи-наркологи, психиатры, психотерапевты, психологи) в течение 30-40 минут дают необходимую информацию (желательно конкретным влияниям никотина на организм подростка уделять минимум времени – 10-15%). Главное – предотвращение первого потребления. А это – воспитание, контроль, занятость детей, отклонения в поведении, типы личностей подростков и т.д. При раздаче брошюр для родителей научить использовать эту литературу для себя и для своих детей. Специалистам надо быть готовыми к ответам на вопросы родителей.
На собрании можно устроить выставки тематических рисунков учащихся.
Приложение № 2
АУКЦИОН «ЗА ЖИЗНЬ БЕЗ ТАБАЧНОГО ДЫМА»
Мероприятие такого плана является не только формой повышения знаний подростков по данному разделу, но и проверкой эффективности всей работы по профилактике табакокурения, по формированию здорового образа жизни, но и проверкой эффективности этих знаний.
В аукционе ведущая роль принадлежит аудитории, которая в свою очередь получает максимум познавательного материала. Для проведения аукциона выбирается жюри, в которое должны войти врач-нарколог, школьный врач, учителя биологии, ОБЖ (ОБЗР).
По форме проведения встреча строится по типу аукциона. С подачи ведущего в аудиторию задается вопрос. Отвечает первый поднявший руку (лучше эту роль отвести капитану, которого выбирает класс). После ответа первой команды остальные дополняют. Когда все вопросы на заданный вопрос исчерпаны, один из членов жюри дополняет ответы учащихся, сообщая таким образом недостающую информацию. Аукцион может проходить в два тура. В 1 туре участие принимают все команды, во 2 тур входят только две команды для определения победителя аукциона. Второй тур лучше сделать в виде практического задания, например, “День рождения друга”. Задача первой команды приложить максимум усилий и заставить некурящего закурить. Задача второй команды - убедить курящего бросить курить. Время для выполнения задания – не более 5 минут. Второй вариант: разработать рекламу сигарет – задание 1-й команде, и представить антирекламу – задание 2-й команде. Для работы с аудиторией выбираются помощники из числа учащихся, которые подают микрофон для ответа. На них возлагается вручение жетонов за ответы, которые различаются по цвету соответственно полученным баллам. В конце аукциона жюри подводит итоги и вручает призы, желательно всем командам- участникам. Ориентировочный перечень выставляемых на аукцион вопросов прилагается:
Вопросы для аукциона:
1. Назовите дату первого знакомства европейцев с табаком.
(12 октября 1492 г. (Дата открытия Америки Христофором Колумбом)).
2. Какие меры принимались в прошлом для запрета курения?
- Испанская королева Изабелла I прокляла его;
- царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит, или 60 ударов по стопам;
- турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни;
(Англия, Елизавета 1 приравнивала курильщиков к ворам, и их водили по улице с веревкой на шее.)
3. Герой произведения Гете “Фауст” Мефистофель предлагает закурить, хваля табак, говорит: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь». Что ответил Фауст?
(- «Не надо. Забава для дураков»).
4. В каком произведении автор описывает ощущения ребят от первой затяжки, каковы они?
(М.Твен «Приключения Тома Сойера»).
5. Что такое «пассивное курение»?
(Вынужденное вдыхание некурящим табачного дыма, присутствующего в накуренном помещении).
6. Назовите наиболее угрожающие здоровью вредные вещества табачного дыма?
(Их более 30: никотин, угарный газ, канцерогенные вещества).
7. Почему говорят «от курения тупеешь»?
(При курении в кровь поступает большое количество угарного газа, который образует с гемоглобином карбоксигемоглобин - стойкое соединение, которое не участвует в транспорте кислорода, вследствие чего наступает кислородное голодание мозга. Кроме того, у курильщиков кровеносные сосуды постепенно становятся менее эластичными, а просвет их более узким, что также снижает питание головного мозга. На заучивание уроков курильщик тратит на 2 часа больше, чем некурящий).
8. Как действует никотин на организм?
(Никотин относится к нервным ядам, в малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения. В норме пульс 65-70 ударов в минуту, после выкуренной сигареты он увеличивается на 10-20 ударов. В больших дозах никотин тормозит, а затем и парализует деятельность клеток ЦНС).
9. Кто из звезд искусства негативно относится к курению?
(Сильвестр Сталлоне, Патрисия Каас, Джейн Фонда).
10. Объясните, кто больше получит вреда от курения: тот, кто первый начал курить сигарету или тот, кто ее докуривает, и почему?
(Второй, т.к. в последней трети сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака).
11. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ и в чем его вред?
(Угарный газ. Он, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью).
12. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
(Сердце, т.к. никотин вызывает кислородное голодание сердечной мышцы, повышение кровяного давления, увеличивается частота сердечных сокращений. Никотин также воздействует на надпочечники).
13. В чем сказывается вред курения на работе легких?
(Они не могут полноценно выполнить свою основную функцию – вдох и выдох, т.к. при сгорании образуется деготь, который, в конечном счете, оседает в легких и они становятся менее эластичными. У курильщика, выкуривающего 1 пачку в день, через легкие проходит до 1 л дегтя за 30 лет курения).
14. Какой витамин, необходимый для организма, разрушается при курении?
(Витамин С, для его восполнения после выкуривания 20 сигарет необходимо съесть 4 кг апельсинов).
Приложение № 3
ВЕЧЕР ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Цель вечера здоровья – дать школьникам информацию по здоровому образу жизни, сформировать правильное отношение к наиболее распространенной пагубной привычке – курению, обучить основным навыкам личной гигиены, умению противостоять влиянию взрослых подростков в отношении табакокурения и др. вредных для здоровья привычек.
Вечер проходит под девизом «Здоровье - главное достоинство человека».
Тема праздника определяется девизом.
Соревнуются «знатоки здоровья» параллельных классов. Может быть общешкольный вечер старшеклассников. Оптимальное количество человек в команде - 7-9.
При подготовке праздника место его проведения - актовый зал - оформляется в соответствии с девизом. Вечер ведет ученик (ученица) - конферансье.
Сценарий праздника:
1. Краткая информация о здоровье учащихся (участников вечера), желательно в юмористической форме с использованием диаграмм, признаков заболеваний и т.д.
2. Приветствия соревнующихся команд.
3. Домашнее задание «Здоровье человека и Закон». В ходе подготовке учащиеся знакомятся с законами, защищающими человека.
4. Блиц-вопросы капитанам о вреде курения.
5. Номер художественной самодеятельности (танец, песня).
6. Стихи собственного сочинения, посвященные здоровью, о вреде курения.
7. Пантомима «Здоровье» (одна команда представляет, другая - угадывает содержание пантомимы, затем - наоборот).
8. Загадки и пословицы о здоровье (какая команда назовет больше).
9. Подведение итогов, награждение.
10. Дискотека.
Приложение № 4
КЛАССНЫЙ ЧАС
Цель классного часа: проинформировать старшеклассников о вреде курения; привести доводы о преимуществах здорового образа жизни.
Подготовка:
1. для эксперимента приготовить следующие материалы: сигарета, прозрачный пластиковый шприц, шарики ваты, спички или зажигалка;
2. поручить каждому подростку подготовить краткие ответы на наиболее часто возникающие вопросы о табаке (примерные вопросы и ответы приведены ниже).
Проведение:
Вначале классного часа классный руководитель предлагает провести следующий эксперимент:
- Наполните шприц ватными шариками. Вставьте конец шприца в фильтр сигареты. Зажгите сигарету и потяните поршень, чтобы втянуть дым в шприц.
Вы увидите, как вата чернеет, когда частицы дыма попадают в шприц.
Классный руководитель предлагает обсудить то, что видели подростки.
Комментарий классного руководителя:
- Сигаретный дым содержит молекулы, оседающие вдоль всего дыхательного тракта, включая легкие. Эти молекулы не только покрывают легкие и другие части дыхательной системы черным налетом, но и приводят к раку и другим дыхательным заболеваниям. Вы можете теперь представить воздействие ежедневного курения на легкие в течение многих лет, увидев эффект только одной сигареты.
Затем классный руководитель предлагает послушать наиболее часто возникающие вопросы о табаке и подготовленные старшеклассниками ответы на эти вопросы:
1. Существует ли безопасное курение?
Нет. Любые сигареты оказывают вредное воздействие на организм человека. Ведь из большого числа вредных веществ нормируются только содержание никотина не более 1,5% и смол до 16%. В так называемых «легких» сигаретах никотина содержится до 1%, а всех остальных 3.999 токсических веществ столько же, сколько и в обычных сигаретах. Фильтры сигарет задерживают только часть веществ дыма табака, а для окислов азота и окиси углерода (угарный газ) требуются специальные фильтры, как в противогазах (гопкалитовый патрон). Кроме того, еще не изобретены даже промышленные установки, которые задерживают все 100% отравляющих веществ, это было бы равносильно изобретению вечного двигателя. Разговоры о биологических фильтрах, задерживающих все токсические вещества, не более как рекламный трюк компаний, стремящих продать как можно больше сигарет.
И потом, если все вещества дыма табака задерживаются фильтром, зачем вообще курить. Получается чепуха. При использовании «легких» сигарет они могут стать сигаретами с высоким содержанием никотина, когда человек делает более глубокий вдох дыма, вдыхает чаще, выкуривает сигарету полностью или курит больше сигарет, чем обычно.
2. Действительно ли развивается привыкание к курению? Да. Никотин и его производные: анабазин, анатабин и норникотин обладают точно таким же действием, как и такие наркотики, как кокаин, героин, что обусловлено их сродством к веществам, продуцируемых головным мозгом - эндорфинам и энкефалинам. Вдыхание табака, благодаря действию никотина и его производных, вызывает приятные ощущения, может создаться впечатление повышения работоспособности с возникновением желания курить еще. Так возникает психическая зависимость. Создается ситуация, когда организм, образно говоря, получает двойную дозу удовольствия и производство собственных энкефалинов рано или поздно отключается. Вот тогда-то и возникает физическая зависимость, когда человек вынужден выкуривать сигарету за сигаретой не столько для того, чтобы получить удовольствие, сколько для того, чтобы восстановить нормальное самочувствие. При возникновении именно физической зависимости и возникает синдром отмены при прекращении курения.
3. Как действует никотин и его производные на человека?
Никотин - это сосудистый яд. Вначале, при вдыхании дыма табака происходит расширение сосудов, прежде всего сосудов головного мозга, что создает впечатление улучшения настроения, повышения работоспособности.
Но за расширением, сопровождающимся кратковременным повышением кровоснабжения, следует сужение сосудов, зачастую более сильное, что и приводит к длительному нарушению работы головного мозга, сердца и других важных органов. Большие дозы никотина могут вызвать паралич дыхательного центра. Все, наверное, помнят состояние волка в знаменитом мультфильме «Ну погоди», когда он пытался выкурить зайца из телефонной будки. Частое воздействие на сосуды приводит к тому, что наступает либо паралич, когда сосуд, сократившись, уже не в состоянии расслабиться, либо к полному его расслаблению с нарушением кровотока. Все это может привести к развитию стойкого повышения кровяного давления, нарушению питания мышцы сердца, уменьшению циркуляции крови в легких. Поэтому курение табака является ведущим фактором риска возникновения и развития заболеваний сердечно- сосудистой системы и легких.
4. Какие компоненты табака наиболее вредны для здоровья?
Табачный дым содержит высокотоксичные соли синильной кислоты (цианиды), влияющие на усвоение кислорода гемоглобином крови и тканями.
У курильщика возникает постоянный дефицит кислорода, а органы находятся в состоянии хронического кислородного голодания. Содержащиеся в дыме табака ацетилен и его производные поражают мембрану эритроцитов, снижая их устойчивость, что приводит к их преждевременному износу и повышенной нагрузке на печень, которая перегружается продуктами распада эритроцитов.
Повышается уровень холестерина в крови, что может явиться еще одной причиной развития атеросклероза. Кроме того, в дыме табака содержатся формалин, фенолы, которые раздражают слизистую дыхательных путей, нарушают механизм самоочищения, изменяют характер движения воздуха в дыхательных путях, приводят к перегрузке защитной системы.
Еще одно вещество дыма табака оказывает повреждающее действие на организм курильщика - это угарный газ, который, попадая в легкие, вступает в конкуренцию с кислородом воздуха, соединяясь с гемоглобином крови, увеличивая тем самым кислородное голодание тканей и повышая риск заболеваний сердца.
5. Почему у курильщиков развивается кашель?
Раздражающее действие дыма табака приводит к повреждению слизистой оболочки дыхательных путей, которая в обычных условиях снабжена специальными ресничками, продвигающими содержимое бронхов налипшими на нем загрязнениями, микробами наружу со скоростью 6 мл/мин. Под воздействием токсических веществ дыма табака и его повышенной температуры реснички выпадают, что приводит к нарушению движения содержимого бронхов, его застою. Скапливающаяся слизь приводит к раздражению чувствительных рецепторов слизистой бронхов, что и вызывает кашель, как стремление вывести накопившуюся слизь из бронхов. Особенно характерен утренний кашель курильщика, так как во время сна, человек находится в горизонтальном положении и слизи скапливается больше. Такое нарушение механизма самоочищения приводит к повышению внутригрудного давления (в момент кашлевого приступа давление достигает значений 300 мм рт.столба), а также к возникновению хронических воспалительных заболеваний легких. Застаивающееся содержимое бронхов создает отличные условия для размножения микробов.
6. Вызывает ли курение рак?
Да. И не только у курильщика. Даже простое вдыхание дыма табака от рядом сидящего курильщика, если оно продолжается длительное время, может способствовать возникновению рака, прежде всего рака легкого. Ведь в дыме табака содержатся продукты сухой перегонки древесины- смолы, в которых обнаружено свыше 200 веществ, вызывающих различные опухоли. По данным Всемирной организации здравоохранения курильщики в 10 раз чаще заболевают раком, а те, кто длительно находится в накуренной комнате (пассивные курильщики), в 5 раз чаще. Доказано, что если некурящий человек находится среди курящих несколько часов, то можно считать, что он выкурил не менее 10 сигарет.
7. Правда ли, что курение способствует уменьшению веса тела?
Правда. Но риск заболеваний, вызываемых курением табака, неизмеримо выше этого эффекта. По данным московских исследователей, число людей с ожирением среди некурящих составляет 10%, а среди курящих- 6%. Тогда как число болеющих заболеваниями легких среди некурящих составляет - 15%, а среди курящих заболевания легких обнаруживаются уже у каждого второго. Эти же ученые доказали, что каждый пятый курильщик в возрасте 29- 40 лет болеет язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки. Так стоит ли подвергать себя значительному риску, используя курение табака в качестве средства снижающего вес! Для этого существуют лучшие, более экономичные методы.
8. Почему не все курящие заболевают раком легкого или другими заболеваниями?
Организм каждого человека сопротивляется вредным влиянием по- разному. Даже питаемся мы различно. Устойчивость организма зависит от многих факторов, в том числе и от поведения родителей. Дети, родившиеся в семьях, где курит хотя бы один родитель, чаще болеют, имеют меньший вес. Поэтому и возникают мифы, удобные для курильщиков и компаний, производящих табачные изделия, что можно курить и прожить достаточно долго. Но это не более, чем миф. Правда заключается в том, что курение в среднем отнимает около 7 лет жизни. Смертность среди курильщиков в 3 раза выше, чем среди некурящих. Неспроста средняя продолжительности жизни мужчин на целых 15 лет меньше, чем женщин. По данным Минздрава России курят 70% мужчин и 40% женщин. Среди курящих уровень смертности напрямую зависит от количества ежедневно выкуриваемых сигарет, продолжительности периода курения, сорта сигарет. Дешевые сигареты (типа «Прима») содержат темные сорта табака, вызывающие, помимо всего прочего, и поражения слизистой ротовой полости. В этой связи курильщиков можно сравнить с игроками в «русскую рулетку», там ведь тоже кое-кому удается выжить, точно так же и некоторым курильщикам удается дожить до преклонного возраста, но ценой каких усилий и затрат своих близких. Здесь уместно вспомнить бессмертные строки из «Евгения Онегина»: «Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день, и ночь. Не отходя и шагу прочь. Какое низкое коварство полуживого забавлять. Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарства. Сидеть и думать про себя: «Когда же черт возьмет тебя?» Да и шансов умереть раньше времени все же больше у курильщиков, чем у игроков в «русскую рулетку».
9. Причиняет ли курение еще какой-то вред курильщику?
Да, несомненно. У курильщиков изменяется тип дыхания. Если обычные люди чаще всего дышат через нос, то преобладающий тип дыхания курильщиков - дыхание через рот. В данном случае нарушается механизм очищения и согревания вдыхаемого воздуха, повышается число микробов, попадающих в организм. Отсюда и частые ангины, фарингиты и прочее. Кроме того, курильщик постоянно вдыхает дым с температурой +42 град., а ведь это предел выживания белка, из которого состоит большинство клеток нашего тела и ротовой полости, что приводит к нарушению работы слюнных желез. Вот почему у курильщиков возникает постоянная потребность сплевывать.
10. Что будет, если я покурю немного, а потом брошу?
Таким поступком вы нанесете своему организму сильный, зачастую непоправимый, удар. Курение начинает приносить свой вред немедленно. И кто знает, справится ли ваш организм с последствиями такого поступка. Но еще хуже то, что человек очень быстро привыкает к курению, используя его как своеобразный костыль при стрессе, других неблагоприятных жизненных ситуациях, как оружие для борьбы с гневом и средство для получения удовольствия.
11. Можно ли, прекратив курить, позволить себе выкурить хотя бы одну сигарету сейчас?
Нет, ни в коем случае! Если бросивший курить закурит вновь, он сразу же попадает в зависимость от никотина и все начинается снова. Чем больше неудачных попыток бросить курить, тем труднее отказаться от курения вообще.
Еще Марк Твен сказал: «Нет ничего легче, чем бросить курить. Я сам бросал тысячу раз».
12. Насколько трудно бросить курить?
Все зависит от самого человека, его внутренней готовности избавиться от вредной привычки, от степени его зависимости от табакокурения. Уровень зависимости от никотина поможет определить специальная анкета, которая позволяет выделить 5 степеней никотиновой зависимости: 1)очень низкая; 2)низкая; 3)средняя; 4)высокая; 5)очень высокая.
Как показывают данные исследований, проведенных учеными, только у людей с высокой и очень высокой степенью никотиновой зависимости (около 15%) требуется специальное медикаментозное лечение для предупреждения явлений отмены. Всем остальным курильщикам требуется только большое желание прекратить курить и готовность приложить максимум усилий для отказа от пагубной привычки. Расставшихся с курением ждет непростое испытание, поэтому необходимо набраться терпения. Для начала следует решить для себя, действительно ли Вы решили жить без табака. Важно, чтобы решение бросить курить принял сам курильщик. Без этого ему не помогут ни сочувствующие друзья и родные, ни чудодейственные пилюли, ни душеспасительные беседы у психотерапевта.
Подведение итогов классного часа:
С давних времен люди стремились получать удовольствия, зачастую любой ценой. В сказках многих народов мира описываются вещества, оказывающие веселящее, одурманивающее действие, и ритуалы, сопутствующие их приему. Взять хотя бы праздники в честь Вакха в Древней Греции или сатурналии Древнего Рима. В средневековой Европе устраивались праздники в честь Бахуса, который Петр I попытался перенести в Россию.
Почему люди так упорно стремятся к веселью? По двум причинам: чем дольше мы смеемся, тем дольше живем, кроме того, в результате веселья в организме повышается выработка гормона удовольствия, который снижает чувствительность к боли. Ряд природных и искусственных веществ по своему строению схожи с гормоном удовольствия, вырабатываемого организмом.
Наиболее распространенными из этих веществ являются никотин и его производные (норникотин, анабазин, анатабин). Все эти вещества попадают в организм человека при вдыхании дыма табака. Отравляются не только сами курильщики, но и люди, находящиеся рядом с ними. Как действует никотин на организм человека? Как сосудистый яд. При попадании в организм никотин вначале расширяет сосуды, а затем наступает их судорожное сужение. Такое действие нарушает работу сердца, головного мозга и других важных органов. В связи с действием никотина у курильщиков увеличена частота сердечных сокращений, что создает дополнительную нагрузку на сердце. Растворяясь в слюне, никотин попадает на слизистую желудка и увеличивает производство кислоты, что приводит к возникновению язвенной болезни желудка. Особенно страдают от никотина дети, даже если они только постоянно находятся в накуренном помещении. Они часто болеют, плохо растут. Никотин - только одно из 4.000 отравляющих веществ, которые содержатся в дыме табака.
Подумайте, а стоит ли курить?
По материалам сайта
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/
Национальная антитабачная концепция
Источник:
http://www.rg.ru/2011/02/08/antitabak-site-dok.html
Эксперимент доказывающий вред курения
(http://www.galileo-tv.ru/node/2097)
По материалам сайта
http://www.galileo-tv.ru/node/2097