Военная техника Древнего Востока


Раздел 2. Техника древних цивилизаций Востока






Военная техника Древнего Востока


Переход от первобытности формации к рабовладельческому обществу был связан с усовершенствованием прежних и появлением новых видов оружия. В медно-бронзовый век основными видами ручного оружия в Египте и Двуречье были боевые секиры, кинжалы, ножи, копья, дротики, палицы и луки со стрелами, в том числе и зажигательными. Головы воинов защищались коваными шлемами, а тело — щитами.

В середине II тыс. до н. э. в ряде стран появились бронзовые мечи. Меч состоял из эфеса, клинка, навершия, рукояти, гарда (перекрестия), лезвия и острия. Простое строение меча делало его тем не менее пригодным для нанесения как колющих, так и рубящих ударов, а также для парирования ударов противника. Среди прочих видов оружия меч пользовался особым статусом: как произведение искусства, фамильная драгоценность, как символ войны, правосудия, чести и славы.

Помимо мечей на Древнем Востоке были широко распространены булавы из меди и бронзы, которые благодаря своей тяжести, твердости, шипам и острым ребрам были еще более эффективны в поединке с противником.

С наступлением железного века начинается новый этап в развитии ручного оружия, называемый «эпохой железного меча». Первоначально мечи из простого железа часто оказывались мягче бронзовых, но развитие производства стали и сталистого железа позволило изготовлять оружие небывалой прежде крепости и остроты.

Самым простым и действенным средством повышения эффективности камнеметания была праща. Она применялась на Востоке и в Европе с каменного века до позднего Средневековья. Пращник обворачивал один конец пращи вокруг указательного пальца и поддерживал большим пальцем другой конец, потом вкладывал камень в кармашек, располагавшийся в самой дальней от руки точке образовавшейся петли. Энергично вращая пращу над головой, он в нужный момент освобождал ее конец из-под большого пальца. Камень, получив центробежное ускорение, летел в цель.

Революцией в военном вооружении стало появление легких двухколесных колесниц, выгодно отличавшихся от ранее известных четырехколесных.


В четырех колесных повозках, известных шумерам еще в III тыс. до н. э., каждая пара колес и соединяющая их ось изготовлялись из цельного куска дерева и прикреплялись к днищу повозки таким образом, чтобы ось поворачивалась под ним. В результате получалось громоздкое устройство, не способное быстро двигаться, но полезное для перевозки тяжелых грузов.



В отличие от четырехколесной легкую двухколесную повозку несложно было развернуть, притормозив одно колесо. Кроме того, само колесо стало сборным, состоящим из отдельных деталей: обода, втулки и спиц. Ось была неподвижно прикреплена к колеснице, а насаженные на нее колеса свободно вращались. Возница управлял лошадьми с помощью вожжей.

Атака хеттских боевых колесниц

Применение колесниц ограничивалось как их дороговизной, так и дороговизной лошадей. Сравнительно поздно прирученные (около 4000 лет до н. э.), Эти животные долгое время не представляли для оседлой цивилизации особого интереса: конина по качеству хуже, чем говядина, а молока у кобылиц меньше, чем у коров, и оно хуже усваивается человеческим организмом; лошадей при отсутствии у них рогов трудно использовать для пахоты. Поэтому поначалу лошадей разводили только кочевники — жители степей, где табуны коней могли свободно пастись.

Возможность использования лошадей в военных целях положила начало повсеместному разведению этих животных. При отсутствии пастбищ их приходилось кормить зерном — драгоценным продуктом человеческого питания, потребляемым лошадьми, естественно, в лошадиных дозах. Вот почему колесничное дело начало бурно развиваться прежде всего в тех районах оседлой цивилизации, которые непосредственно граничили со степью, где лошадь обходилась не так дорого и в то же время было много зерна, можно было найти ремесленников, достаточно искусных в изготовлении колесниц.


Каждой боевой колеснице полагались возница и лучник. При приближении колесницы к неприятелю лучники осыпали его стрелами. Если вражеское войско не подавало признаков паники, возница резко разворачивал колесницу, как можно ближе к передним рядам армии противника. Лучники продолжали поражать неприятеля, когда колесница летела вдоль его рядов. Затем она отъезжала на безопасное расстояние, чтобы дать отдых лошадям, а лучникам пополнить запас стрел. После этого атаку можно было продолжить. Если враг бежал, колесницы устремлялись в погоню и добивали его.



Боевой колеснице в древнем мире противопоставить было нечего. Люди, не знавшие лошадей, обычно бывали напуганы одним только видом приближающихся животных. К тому же колесницы двигались слишком быстро, чтобы стоящий на земле человек мог эффективно поражать наездников или лошадей. Конечно, города, окруженные стенами, не боялись колесниц. Ho если окрестности попали в руки захватчиков, рано или поздно город, оставшийся без продовольствия, вынужден был открыть свои ворота победителю.


Сейчас нам кажется очевидным, что лошадей можно использовать в кавалерии. Ho когда люди только начинали разводить их, участие в битве верхом на лошадиной спине не казалось само собой разумеющимся. Чтобы стрелять с лошади из лука, наездник должен был отпустить поводья, но для этого нужно было приучить лошадь слушаться либо голоса хозяина, либо каких-то других его знаков. Ведь если она неожиданно шарахнется в сторону, то всадник может оказаться на земле, оглушенный и беспомощный в виду противника.



Первые свидетельства использования конницы в сражении ассирийской армии датируются 825 г. до н. э. Вероятно, искусство наездничества возникло в степях, но, должно быть, именно ассирийцы открыли, что можно выдрессировать лошадей для использования в битве. Степные кочевники, освоившие искусство ведения боя верхом, используя силу и скорость своих лошадей, получили огромное военное преимущество. Отряды конников могли совершать глубокие рейды и ускользать до того, как защищающиеся организуют какое- либо сопротивление. Кроме того, преимуществом степняков было и то, что они могли содержать большие табуны, и у каждого было не менее 2-3 боевых лошадей. Остальное доделывали лук, стрелы и тактика молниеносного нападения и быстрого отступления. Если степные конники встречали серьезное сопротивление, они просто мчались дальше и через день-два, дав отдохнуть животным, совершали нападение в другом месте.

Военный флот


Первый специальный военный транспорт был создан финикийцами. В противоположность «пузатым» торговым судам это были узкие и длинные гребные галеры с килем и шпангоутами, с круто поднятой и загнутой внутрь кормой, на которую навешивались два рулевых весла, и с низко расположенным острым носом — тараном. При морской атаке боевые галеры таранили и пробивали нижнюю часть неприятельских судов, пуская их ко дну.

Для удобства гребцов борта кораблей делали невысокими. Для увеличения скорости своих судов финикийцы сооружали многоярусные корабли. На каждом ярусе сидела своя команда гребцов. Малая высота бортов и узость военных галер отрицательно сказывались на их мореходных качествах. Даже при небольших штормах военные флотилии несли громадные потери. На основе текста сайта составьте систематизирующую таблицу «Оружие защиты и нападения».

Вопросы и задания:


1. Какие последствия для развития военного дела имело изобретение кавалерии и колесниц?

2. Чем можно объяснить факт, что кочевникам удавалось превзойти в военной технике цивилизованные оседлые народы?

3. Какие технические приспособления и военные хитрости использовались при взятии городов Древнего Востока?

4. Почему на древних рельефах колесницы и колесничих обычно изображали более крупными, чем пеших воинов?







Наверх